Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет
консультация по логопедии (старшая группа)
Темп и ритм речи являются важной характеристикой просодии. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, фразообразующую, и экспрессивно-эмоциональную функции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека логопедических песенок по коррекции
темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет
Темп и ритм речи являются важной характеристикой просодии. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, фразообразующую, и экспрессивно-эмоциональную функции.
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
· «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
· «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
· «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
· Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
· Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
· Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Облака/слова: Козлов С., музыка: Шаинский В/.
Мимо белого яблока луны | Повернуться в одну сторону описать круг одной рукой , повернуться в другую сторону, вновь описать круг другой рукой. |
Облака из неведомой страны | Бег на месте с вытянутыми руками вперед. |
Облака белогривые лошадки | Изобразить «как скачет лошадка» |
Облака что вы мчитесь без оглядки | |
Не смотрите вы пожалуйста свысока | Подскоки с поднятыми руками. |
Мы помчимся в заоблачную даль Мимо гаснущих звезд на небосклоне | Подскоки вокруг себя, руки на поясе. |
К нам неслышно опустится звезда | Руки поднять вверх, соединив ладошки. |
И ромашка останется в ладони | Опустить руки и открыть ладошки. |
Антошка /слова: Энтин. Ю., музыка: Шаинский В/.
Антошка, Антошка, пойдём копать картошку, | Вытянут сначала одну руку вперед, перевести на пояс, затем другую. Потопать ногой.-2 раза |
Тили-тили трали-вали | Покружиться. Ходьба на месте, поводить пальчиком из стороны в сторону. Соединить пальчики в замок и сделать волну. |
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке, | Помахать поочередно руками. Имитация игры на гармошке. – 2 раза. |
Тили-тили трали-вали | Покружиться. Ходьба на месте, поводить пальчиком из стороны в сторону. Соединить пальчики в замок и сделать волну. |
Дождик /автор:Варламов А./
Я сижу у окошка, дождь идёт и идёт. | Пальчик поднести к щеке. Ладошка другой руки «ловит капли дождя» |
Намочил он дорожки у крыльца и ворот. | Повернуться в одну сторону, опустить руки вниз, ладошками вверх. Повернуться в другую сторону , опустить руки вниз, ладошками вверх. |
И сидит тихо в будке мой лохматый Барбос | Присесть. |
Вот уж целые сутки греет лапами нос. | Закрыть ладошками нос. |
А дождик кап-кап-кап стучит по крыше | Встать и потопать ножками. |
И тихо спят в тепле за печкою мыши. | Сложить ладошки и поднести к щеке. |
Сидит на пса глядит через окошко И ухмыляется большая кошка. | Приложить ко лбу ребро ладошки и смотреть вперед. |
Ах, мой бедный Барбосик, ты продрог и грустишь. | Обнять себя руками и выполнять полуприседания. |
Вдруг поднял чёрный носик, на окошко глядишь. | Опустить руки и поднять голову вверх. |
И опять этот дождик льёт и льёт во дворе. | Собирать «дождинки» в ладошки. |
Не построить мне мостик ко твоей конуре. | Вытянуть руки вперед. |
.
Все мы делим пополам /слова: Пляцковский М., музыка: Шаинский В./
Как положено друзьям, | Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки. |
И дождинки, и снежинки | Руки поднять вверх и опускать руки вниз, при этом сначала пальчики собрать вместе, затем широко расставить пальчики. |
Пополам, пополам, пополам, лам, лам. | С поворотом то в одну, то в другую сторону направлять руки от себя вперед. |
И дождинки, и снежинки | Руки поднять вверх и опускать руки вниз, при этом сначала пальчики собрать вместе, затем широко расставить пальчики. |
Пополам, пополам, пополам, лам, лам. | С поворотом то в одну, то в другую сторону направлять руки от себя вперед. |
Как положено друзьям, | Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки. |
И смешинки, и слезинки | Направить ладошки к улыбающимся губам, затем собираем слезинки в ладошки. |
Как положено друзьям, | Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки. |
Приключенья, огорченья | Круговые движения руками, затем ладошки поднести к щекам |
Как положено друзьям, | Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки. |
.
Улыбка/слова: Пляцковский М., музыка: Шаинский В/.
От улыбки хмурый день светлей, | Вытянутой рукой слева направо нарисовать улыбку и вытянуть руки вверх. |
От улыбки в небе радуга проснется… | Двумя руками с широко расставленными пальцами нарисовать радугу. |
Поделись улыбкою своей, | Улыбнуться и вытянуть руки от себя вперед. |
И она к тебе не раз еще вернется. | Вытянутые руки вернуть к себе. |
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, | Подпрыгивая, выставлять попеременно ноги вперед. |
И кузнечик запиликает на скрипке… | Имитация игры на скрипки |
С голубого ручейка начинается река, | Ладошками, направленными навстречу друг другу, показать узкую дорожку, постепенно вытягивая руки вперед и расставляя их шире. |
Ну, а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной | Сложить руки в виде рукопожатия и широко улыбнуться, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. |
Перестанет плакать самый грустный дождик. | Собираем слезки в ладошку. |
Сонный лес простится с тишиной | Вытянуть руки вверх |
И захлопает в зеленые ладоши. | Захлопать в ладоши |
Пусть бегут неуклюже /слова: Тимофеевский А., музыка: Шаинский В./
Текст песни | Движения |
Пусть бегут неуклюже | Бег на месте с высоким подниманием колен. |
А вода по асфальту рекой. | Волнообразные движения кистями рук поочередно. |
И неясно прохожим | Поворачиваться туловищем влево-вправо и поднять плечи |
Почему я веселый такой? | Улыбаясь раскинуть в стороны руки |
А я играю на гармошке | Имитация игры на гармошке |
К сожаленью, день рожденья | Опустить голову вниз, затем показать один указательный пальчик. |
Песенка Красной шапочки /слова: Ким Ю. (под псевдонимом Юрий Михайлов), музыка: Рыбников А./
Если долго, долго, долго, Если долго по тропинке, Если долго по дорожке, Топать, ехать и бежать, | Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Потопать, покрутить «руль», бег на месте. |
То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, | Приседания с поворотами в стороны, руки на поясе, кивать головой. |
Можно в Африку прийти. | Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Ладошками движение «Жарко». |
А в Африке реки - вот такой ширины, | Широко расставить вытянутые вперед руки. |
А в Африке горы вот такой вышины, | Поднять вверх вытянутые руки. |
Ах, крокодилы, бегемоты, | Похлопать вытянутыми руками (одна рука вверху, другая внизу), затем округлить руки. |
Ах, обезьяны, кашалоты, | Покружиться, соединить вытянутые округлые руки |
Ах, и зеленый попугай! | Прыжки. |
Голубой вагон/слова: Успенский Э. , музыка: Шаинский В./
Медленно минуты уплывают вдаль, | Выполнять легкие полуприседания, руки волнообразные движения от себя вперед. |
Встречи с ними ты уже не жди. | Пальчиком водят из стороны в сторону. |
И хотя нам прошлого немного жаль, | Поднести ладошки к щекам. |
Лучшее, конечно, впереди. | Выполнять легкие полуприседания, руки вытянуть вперед. |
Скатертью, скатертью Дальний путь стелется, | Разводить поочередно слегка полусогнутые руки в стороны. |
И упирается прямо в небосклон. | Поднять руки вверх , как бы упираясь ладошками в потолок. |
Каждому, каждому В лучшее верится… Катится, катится Голубой вагон. | Повороты в стороны, затем движение «паровозик» (круговые движения согнутыми руками). |
Может мы обидели кого-то зря, | Грозят друг другу пальчиком |
Календарь закроет старый лист. | Соединить ладошки. |
К новым приключениям спешим, друзья! Эй, прибавь-ка ходу, машинист! | Бег на месте. |
Голубой вагон бежит, качается, | Бег с небольшими наклонами в стороны. |
Скорый поезд набирает ход… Ну зачем же этот день кончается, | Движение «паровозик» (круговые движения согнутыми руками). |
Пусть бы он тянулся целый год! | Поднять руки вверх и через стороны опустить вниз. |
Маленькой елочке холодно зимой/слова: Александрова З., музыка: Карасев М/.
Маленькой елочке | Слегка наклониться и «погладить» маленькую елочку. |
Из лесу елочку | Ходьба на месте с вытянутыми руками вперед |
Сколько на елочке | Расставить руки в стороны. Округлить ладошки и покрутить ими над головой. |
Розовых пряников, | Изобразить «кружочки» пальцами. |
Шишек золотых! | Соединить округлые пальчики двух рук. |
Ветку нарядную | Наклониться и опустить руки вниз. |
Нас, шоколадною | Выпрямиться ладошками изобразить «рыбку» |
Встанем под елочкой | Взяться за руки, поднимать руки вперед, затем отводить назад. |
В лесу родилась елочка/слова: Кудашева Р., музыка: Бекман Л./
В лесу родилась елочка, | Сидя на корточках, постепенно подниматься. |
Зимой и летом стройная, | Руки в стороны, повороты вправо влево с приседаниями. |
Метель ей пела песенку: | Приложить обе ладошки к одной щеке. |
Мороз снежком укутывал: | Покружиться и погрозить пальчиком. |
Трусишка зайка серенький | Прыжки вокруг себя . |
Порою волк, сердитый волк | Бег вокруг себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Картотека логопедических песенок для дошкольников .
Картотека логопедических песенок для дошкольников.Логопедические распевки помогают педагогам в коррекционной работе, и не только.Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и дв...

Логоритмика. Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, поз...

Картотека логопедических песенок для дошкольников
Логопедические песенки помогают разнообразить фронтальные и индивидуальные занятия. Это увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут ис...
Картотека логопедических игр для дошкольников с нарушением речи.
Картотека содержит речевые игры для детей дошкольного возраста. Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ...

Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями
Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...

