Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет
консультация по логопедии (старшая группа)

Корякина Наталья Анатольевна

Темп и ритм речи являются важной характеристикой просодии. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, фразообразующую,  и экспрессивно-эмоциональную функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека логопедических песенок по коррекции

темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет

Темп и ритм речи являются важной характеристикой просодии. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, фразообразующую,  и экспрессивно-эмоциональную функции.Хочу такой сайт

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·        «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

·        «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук 
 стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп 
 хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук 
 стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп 
 хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·        «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 

·        Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

·        Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

·        Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Облака/слова: Козлов С., музыка: Шаинский В/.

Мимо белого яблока луны
Мимо красного яблока заката

Повернуться в одну сторону описать круг одной рукой , повернуться в другую сторону, вновь описать круг другой рукой.

Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то

Бег на месте с вытянутыми руками вперед.

Облака белогривые лошадки

Изобразить «как скачет лошадка»

Облака что вы мчитесь без оглядки

Не смотрите вы пожалуйста свысока
А по небу прокатите нас облака

Подскоки с поднятыми руками.

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне

Подскоки вокруг себя, руки на поясе.

К нам неслышно опустится звезда

Руки поднять вверх, соединив ладошки.

И ромашка останется в ладони

Опустить руки и открыть ладошки.

Антошка   /слова: Энтин. Ю., музыка: Шаинский В/.

Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,

Вытянут сначала одну руку вперед, перевести на пояс, затем другую.

Потопать ногой.-2 раза

Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам

Покружиться.

Ходьба на месте, поводить пальчиком из стороны в сторону.

Соединить пальчики в замок и сделать волну.

Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,

Помахать поочередно руками. Имитация игры на гармошке. – 2 раза.

Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам

Покружиться.

Ходьба на месте, поводить пальчиком из стороны в сторону.

Соединить пальчики в замок и сделать волну.


Дождик  /автор:Варламов А./

Я сижу у окошка, дождь идёт и идёт.

Пальчик поднести к щеке. Ладошка другой руки «ловит капли дождя»

Намочил он дорожки у крыльца и ворот.

Повернуться в одну сторону, опустить руки вниз, ладошками вверх. Повернуться в другую сторону , опустить руки вниз, ладошками вверх.

И сидит тихо в будке мой лохматый Барбос

Присесть.

Вот уж целые сутки греет лапами нос.

Закрыть ладошками нос.

А дождик кап-кап-кап стучит по крыше

Встать и потопать ножками.

И тихо спят в тепле за печкою мыши.

Сложить ладошки и поднести к щеке.

Сидит на пса глядит через окошко

И ухмыляется большая кошка.

Приложить ко лбу ребро ладошки и смотреть вперед.

Ах, мой бедный Барбосик, ты продрог и грустишь.

Обнять себя руками и выполнять полуприседания.

Вдруг поднял чёрный носик, на окошко глядишь.

Опустить руки и поднять голову вверх.

И опять этот дождик льёт и льёт во дворе.

Собирать «дождинки» в ладошки.

Не построить мне мостик ко твоей конуре.

Вытянуть руки вперед.

.

Все мы делим пополам   /слова: Пляцковский М., музыка: Шаинский В./

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:

Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки.

И дождинки, и снежинки

Руки поднять вверх и опускать руки вниз, при этом сначала пальчики собрать вместе, затем широко расставить пальчики.

Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

С поворотом то в одну, то в другую сторону направлять руки от себя вперед.

И дождинки, и снежинки

Руки поднять вверх и опускать руки вниз, при этом сначала пальчики собрать вместе, затем широко расставить пальчики.

Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

С поворотом то в одну, то в другую сторону направлять руки от себя вперед.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:

Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки.

И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

Направить ладошки к улыбающимся губам, затем собираем слезинки в ладошки.

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:

Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки.

Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

Круговые движения руками, затем ладошки поднести к щекам

Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:

Изображать рукопожатие, затем поочередно от себя направляем вперед руки.

.

Улыбка/слова: Пляцковский М., музыка: Шаинский В/.

От улыбки хмурый день светлей,

Вытянутой рукой слева направо нарисовать улыбку и вытянуть руки вверх.

От улыбки в небе радуга проснется…

Двумя руками с широко расставленными пальцами нарисовать радугу.

Поделись улыбкою своей,

Улыбнуться и вытянуть руки от себя вперед.

И она к тебе не раз еще вернется.

Вытянутые руки вернуть к себе.

И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,

Подпрыгивая, выставлять попеременно ноги вперед.

И кузнечик запиликает на скрипке…

Имитация игры на скрипки

С голубого ручейка начинается река,

Ладошками, направленными навстречу друг другу, показать узкую дорожку, постепенно вытягивая руки вперед и расставляя их шире.

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Сложить руки в виде рукопожатия и широко улыбнуться, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону.

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Собираем слезки в ладошку.

Сонный лес простится с тишиной

Вытянуть руки вверх

И захлопает в зеленые ладоши.

Захлопать в ладоши


Пусть бегут неуклюже  /слова: Тимофеевский А., музыка: Шаинский В./

Текст песни

Движения

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,

Бег на месте с высоким подниманием колен.

А вода по асфальту рекой.

Волнообразные движения кистями рук поочередно.

И неясно прохожим
В этот день непогожий,

Поворачиваться туловищем влево-вправо и поднять плечи

Почему я веселый такой?

Улыбаясь раскинуть в стороны руки

А я играю на гармошке
У прохожих на виду.

Имитация игры на гармошке

К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Опустить голову вниз, затем показать один указательный пальчик.

Песенка Красной шапочки  /слова: Ким Ю. (под псевдонимом Юрий Михайлов), музыка: Рыбников А./

Если долго, долго, долго,

Если долго по тропинке,

Если долго по дорожке,

Топать, ехать и бежать,

Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Потопать, покрутить «руль», бег на месте.

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Приседания с поворотами в стороны, руки на поясе, кивать головой.

Можно в Африку прийти.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Ладошками движение «Жарко».

А в Африке реки - вот такой ширины,

Широко расставить вытянутые вперед руки.

А в Африке горы вот такой вышины,

Поднять вверх вытянутые руки.

Ах, крокодилы, бегемоты,

Похлопать вытянутыми руками (одна рука вверху, другая внизу), затем округлить руки.

Ах, обезьяны, кашалоты,

Покружиться, соединить  вытянутые округлые руки

Ах, и зеленый попугай!

Прыжки.


Голубой вагон/слова: Успенский Э. , музыка: Шаинский В./

Медленно минуты уплывают вдаль,

Выполнять легкие полуприседания, руки волнообразные движения от себя вперед.

Встречи с ними ты уже не жди.

Пальчиком водят из стороны в сторону.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Поднести  ладошки к щекам.

Лучшее, конечно, впереди.

Выполнять легкие полуприседания, руки вытянуть вперед.

Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется,

Разводить поочередно слегка полусогнутые руки в стороны.

И упирается прямо в небосклон.

Поднять руки вверх , как бы упираясь ладошками в потолок.

Каждому, каждому

В лучшее верится…

Катится, катится

Голубой вагон.

Повороты в стороны, затем движение «паровозик» (круговые движения согнутыми руками).

Может мы обидели кого-то зря,

Грозят друг другу пальчиком

Календарь закроет старый лист.

Соединить ладошки.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Бег на месте.

Голубой вагон бежит, качается,

Бег  с небольшими наклонами в стороны.

Скорый поезд набирает ход…

Ну зачем же этот день кончается,

Движение  «паровозик» (круговые движения согнутыми руками).

Пусть бы он тянулся целый год!

Поднять руки вверх и через стороны опустить вниз.

Маленькой елочке холодно зимой/слова: Александрова З., музыка: Карасев М/.

Маленькой елочке
Холодно зимой.

Слегка наклониться и «погладить» маленькую елочку.

Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Ходьба на месте с вытянутыми руками вперед

Сколько на елочке
Шариков цветных,

Расставить руки в стороны.

Округлить ладошки и покрутить ими над головой.

Розовых пряников,

Изобразить «кружочки» пальцами.

Шишек золотых!

Соединить округлые пальчики двух рук.

Ветку нарядную
Ниже опусти,

Наклониться и опустить руки вниз.

Нас, шоколадною
Рыбкой угости!
Нас, шоколадною
Рыбкой угости!

Выпрямиться ладошками изобразить «рыбку»

Встанем под елочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!
Весело, весело
Встретим Новый год!

Взяться за руки, поднимать руки вперед, затем  отводить назад.

В лесу родилась елочка/слова: Кудашева Р., музыка: Бекман Л./

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,

Сидя на корточках, постепенно подниматься.

Зимой и летом стройная,
Зеленая была.

Руки в стороны, повороты вправо влево с приседаниями.

Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»

Приложить обе ладошки к одной щеке.

Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»

Покружиться и погрозить пальчиком.

Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.

Прыжки вокруг себя .

Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.

Бег вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Картотека логопедических песенок для дошкольников .

Картотека логопедических песенок для дошкольников.Логопедические распевки помогают педагогам в коррекционной работе, и не только.Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и дв...

Логоритмика. Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, поз...

Картотека логопедических песенок для дошкольников

Логопедические песенки помогают разнообразить фронтальные и индивидуальные занятия. Это увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут ис...

Картотека логопедических игр для дошкольников с нарушением речи.

Картотека содержит речевые игры для детей дошкольного возраста. Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ...

Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями

Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...