«Работа логопеда с дыханием. Этапы, упражнения, рекомендации»
статья по логопедии

Виктория Прокофьева

В данной статье представлен опыт работы по развитию дыхания у детей с ОВЗ, описаны основные этапы, пособия и разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_dyhanie.docx285.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа логопеда с дыханием. Этапы, упражнения, рекомендации»

Рекомендации педагогам

Учитель логопед: Прокофьева Виктория Сергеевна

Москва 2025

Дыхание, пульс, сердцебиение протекают в организме человека с определенным ритмом, частотой и являются жизненно важными показателями. С помощью дыхания мы можем учащать или замедлять параметры пульса и сердцебиения. Дыхание – это важная составляющая выразительной речи. Для логопеда – работа с дыханием обязательно входит в структуру каждого занятия. Ведь именно от длительности, направленности и силы воздушной струи зависит то, насколько правильно и четко ребенок произнесет тот или иной звук. Если объем вдыхаемого воздуха маленький, то ребенок постоянно будет добирать его, делая многочисленные паузы в речи. С чего же начать работу с дыханием у ребенка?

Выделяется 4 основных этапа работы.

  1. Физиологический. На этом этапе мы должны понимать, что у ребенка не затруднен вдох и он понимает, как его сделать и понюхать яркие ароматы. На этом этапе очень хорошо использовать различные аромалото, книги с запахами, привлекать внимание ребенка к ярким ароматам и предлагать познакомиться с ними, сделав вдох. Важно предварительно узнать у родителей, нет ли у ребенка аллергии на какой-то из запахов.

  1. Создаем зрительную или тактильную опору на вдох.

На этом этапе, мы добиваемся, чтобы ребенок произвольно делал вдохи носом. Для этого можно использовать визуальные и тактильные опоры. Например, попросить ребенка в момент вдоха нажать пальцем на нос, как на кнопочку и «понюхать» воздух. На выдохе внимание не акцентируем. Выдох происходит пассивно через нос или рот.

Далее учим ребенка контролировать длительность вдоха носом. Здесь нам хорошо подойдут визуально-ритмические ряды и опоры, а также элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, где нужно вдох соединить с определенным движением.

Ребенок ведет пальцем по стрелочке и делает медленный вдох.

Ребенок поочередно касается пальцем кружочков и делает короткие вдохи.

Также можно составлять различные комбинации по длительности вдохов также со зрительной опорой, а в последствии и без нее.

Например, по схеме ниже ребенок делает 2 коротких вдоха и один длинный.

Когда ребенок научился дифференцировать по длительности вдох, переходим к выдоху. Для дифференциации по длительности выдоха можно использовать те же схемы и визуальные ряды.

Заканчиваем работу с этим этапом, когда ребенок научится дифференциации вдоха и выдоха носом.

Для этого я использую такие ряды, где вдох обозначаю стрелкой вверх, а выдох – стрелкой вниз. Количество стрелок можно менять в разных ритмах (2 вдоха-1 выдох, 1 вдох-1выдох, 1 вдох-2 выдоха )

  1. Работа со ртом.

На данном этапе предлагаем ребенку дуть в трубочки, свистки, дуделки, на пёрышки и ватные шарики и т.д. Учим ребенка делать вдох и выдох ртом, с последующей их дифференциацией. Усложняем задания, подключая память (подуй сначала на перо, потом на шарик, потом в трубочку….)

  1. Полный цикл речевого дыхания.

Здесь ребенок уже чувствует разницу между вдохом носом и ртом и может произвольно делать заданные педагогом комбинации.

Например:

- вдох носом – выдох ртом

- вдох ртом – выдох носом

- вдох носом – выдох носом

- вдох ртом выдох – ртом

Также учим ребенка делать довдох, довыдох, управлять длительностью выдоха. Тренируем дыхание по квадрату с задержками (можно использовать метроном). Чтобы удлинять выдох, можно пропевать гласные (ауауауауау), слоги (ма/па/ма/па/ма/па), слова (раз Егорка, два Егорка, три Егорка…..)

Таким образом, действуя поэтапно, постепенно усложняя задания, используя разнообразный материал для их реализации, мы сможем добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Работа учителя-логопеда над дыханием.

В данном материале систематезированы сведения о развитии оптимального типа физиологического и речевого дыхания, приведены примеры упражнений....

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова.Из опыта работы логопеда

Рассматриваются типичные нарушения слоговой структуры слова. Выделяются основные этапы и приёмы работы по коррекции. Дан краткий обзор методик и литературы по проблеме. Материал опробирован на многоле...

Нетрадиционные методы развития речевого дыхания у детей в работе логопеда. Пранаямы в работе с дошкольниками.

   Дети с тяжелыми речевыми нарушениями отличаются повышенной эмоциональностью, рассеянным вниманием, быстрой утомляемостью. Они требуют повышенного внимания со стороны взрослых, им т...

Консультация для родителей " Речевое дыхание детей. игры, упражнения, рекомендации"

Правильное дыхание - правильная речь.  Рекомендации, игровые упражнения на речевое дыхание, как определить? НА что обращать внимание. Что делать? Как помочь ребёнку...