Работа с дыханием одно из основных направлений в работе логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 209.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
« Развиваем речевое дыхание»
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
Работа с дыханием одно из основных направлений при постановке звуков. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений.
Существует множество несовершенств речевого дыхания:
неумение рационально использовать выдох;
речь на вдохе;
неполное возобновление запаса воздуха.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
дутье через соломку в стакан с водой;
надувание воздушных шаров;
дутье на разноцветные вертушки;
игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
пускание мыльных пузырей;
дутье на одуванчики весной.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Приведу примеры игр, которые можно выполнять в домашних условиях.
«Поем песенку»
Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Топор»
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.
«Зоопарк»
Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый, совершая экскурсию по зоопарку, называет животное, а ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
«Ворона»
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).
«Задуй свечку»
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
«Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
«Накачать шину»
Ребенку предлагают накачать «лопнувшую шину». Ребенок «сжимает» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Жук жужжит»
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
«Комарик»
Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
Регулярное выполнение упражнений будет способствовать формированию правильной воздушной струи и в дальнейшем постановке звуков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».
Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.
Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

"Неизведанное рядом как одно из основных направлений развития детей раннего возраста".
Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации....
Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).
Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст). В последнее время...

Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...

"Основные направления совместной работы педагога-психолога с учителем-логопедом"
Число детей дошкольного возраста с отклонениями в познавательной и речевой сфере увеличивается с каждым годом. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит уч...



