ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ «ГРАМОТЕЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
рабочая программа по логопедии
Образовательная программа кружка по обучению старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи чтению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ «ГРАМОТЕЙКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 учебных года
Автор-составитель: учитель-логопед
Филиппова Юлия Андреевна
г. Якутск, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | 3 |
2. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
3. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 7 |
4. | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 10 |
5. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 16 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Грамотейка» |
Руководитель программы | Филиппова Юлия Андреевна |
Организация-исполнитель | МБДОУ Д/с |
Цель программы | Обучение детей чтению в игровой форме, создание условий для осмысленного и осознанного чтения |
Направленность программы | Познавательно-речевое развитие |
Используемые в программе методы работы | - словесные: беседа, рассказ, объяснение; - наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ; - практические: упражнения, игра, конструирование, рисование; - работа с книгой, слоговыми таблицами |
Срок реализации программы | 2 года |
Форма реализации программы | Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу 8 - 10 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной группы. Полный курс 16 месяцев, 60 занятий, по 30 занятий на каждый год обучения |
Ожидаемые конечные результаты программы | Воспитанники должны знать и уметь: - различать понятия «звук», «буква»; - алфавит; - определять количество слогов в слове; - уметь составлять слова из слогов; - иметь представление о предложении; - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Реализуемая программа основана на методике известного Санкт-Петербургского логопеда, методиста Нищевой Натальи Валентиновны. Обучение планируется вести по букварю Н.В. Нищевой «Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. ФГОС». Знание закономерностей формирования детской речи и большой практический опыт предоставили возможность автору изменить традиционно принятую в букварях последовательность знакомства ребёнка с буквами русского алфавита: трудные для произнесения звуки и соответствующие этим звукам буквы даются в последнюю очередь, что помогает предотвратить возникновение у ребёнка нарушений чтения и письма.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящей программе изучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут «петь» А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - переходим к согласным.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой, тренировать скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других.
Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Цели и задачи программы
Цель: обучение детей чтению в игровой форме, создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Задачи:
- учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове;
- учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;
- воспитывать интерес к чтению.
Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитная доска с набором букв, магниты, демонстрационная или индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Мой букварь» и комплект дополнительных рабочих тетрадей Нищевой Н.В.
Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 25 - 30 минут в зависимости от возраста детей (СанПин 2.12.7).
Этапы реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Дети 5-7 лет, старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы). Программа рассчитана на 2 года обучения дошкольников.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной группы. Полный курс 16 месяцев, 60 занятий (30 занятий– 1-й год обучения, 30 занятий – 2-й год обучения).
Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу от 8 до 10 детей.
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;
- работа с книгой, слоговыми таблицами.
Планируемые результаты освоения курса
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- алфавит;
- определять количество слогов в слове;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.
Сроки реализации программы
1-й год обучения: с октября 202__ г. по май 202__ уч. г.
2-й год обучения: с октябрь 202__ г. по май 202__ уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана для старших дошкольников (5-7 лет) в соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.
2. «Физическое развитие». Используются подвижные физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек), заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Использование тетрадей с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
4. «Социально-коммуникативное развитие». Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.
5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения на выделение интонацией звука в слове, слова в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию.
Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким направлениям:
- подготовка к обучению грамоты;
- подготовка к обучению чтению;
- подготовка к обучению письму.
- Подготовка к обучению грамоты.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.
Цель - заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
Общие задачи обучения:
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- познакомить с печатными буквами.
2. Подготовка к обучению чтению
Общие задачи обучения:
- Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка - гласных и согласных.
- Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию целостного образа буквы. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.
- Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
3. Подготовка к обучению письму.
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи:
1) Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
2) Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами. Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
3) Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.
В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.
4) Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок).
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради.
Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Найди картинку», «День рождения» и др.).
Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, веревочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв, с конструировать букву из элементов конструктора (Фребель, Воскабович).
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Гусеница Фифа», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Волшебная коробочка», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу курса дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой деятельностью и физкультминутками, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.
Таким образом, во время образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во занятий | Задачи |
1 | Диагностика | ||
2 | «Звук и буква Аа» | 1 | различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко; знакомство с буквой А; учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов; формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А |
3 | «Звук и буква Уу» | 1 | учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков; учить определять наличие звук У в словах; подбирать слова, в которых есть звук У; закрепить знания об отличии звука и буквы; знакомство с буквой У; учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау; продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; учить слиянию букв в один слог (АУ, УА); учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) прозвучало |
4 | «Звук и буква Оо» | 1 | формировать навык подбора слов со звуком О; различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; знакомство с буквой О; читать знакомые буквы в строчку и в столбик; упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки |
5 | «Звук и буква Ии» | 1 | четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко; учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов; формировать навык подбора слов со звуком И; формировать навык анализа ряда из 2 гласных звуков; учить отбирать картинки на звук И; познакомить с буквой И |
6 | «Звук и буква Тт» | 2 | четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков; учить определять первый и последний звук в словах; учить отбирать картинки со звуком Т; определять место звука Т в словах; знакомство с буквой Т; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;. читать по таблице слогов |
7 | «Звук и буква Пп» | 2 | продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; учить выделять звук П в ряду звуков, слогов; учить выделять последний глухой согласный звук; знакомство с буквой П; учить анализировать обратные слоги; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи; закрашивание картинок на определённый звук |
8 | «Звук и буква Нн» | 2 | продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов; самостоятельно подбирать слова со звуком Н; знакомство с буквой Н; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н; |
9 | «Звук и буква Мм» | 2 | знакомство с буквой М; из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М; читать слоги и слова по таблицам; отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах; самостоятельно подбирать слова со звуком М |
10 | «Звук и буква Кк» | 2 | подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; определять место звука К в словах (по картинкам); читать слоги по таблице слогов; учить узнавать изученные буквы; знакомство с буквой К; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик; самостоятельно подбирать слова со звуком К |
11 | «Звук и буква Бб» | 2 | подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б; определять место звука Б в словах (по картинкам); знакомство с буквой Б; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; большая буква в начале предложения; читать слоги и слова по таблицам |
12 | «Звук и буква Дд» | 2 | учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; знакомство с буквой Д; самостоятельно подбирать слова со звуком Д. упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам; большая буква в начале предложения и в именах собственных |
13 | «Звук и буква Гг» | 2 | учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах; учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; познакомить с буквой Г; читать слоги и слова по таблицам; самостоятельно подбирать слова со звуком Г |
14 | «Звук и буква Фф» | 2 | продолжать анализировать слоги и слова; подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф; знакомство с буквой Ф; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам |
15 | «Звук и буква Вв» | 2 | учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В; формировать навык подбора слов со звуком В; учить отбирать картинки со звуком В; знакомство с буквой В; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; большая буква в начале предложения; читать по таблице слогов и слов |
16 | «Звук и буква Хх» | 2 | подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах; выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах; знакомство с буквой Х; из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х; читать слоги и слова по таблицам; учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО); учить анализировать прочитанные слоги; сопоставлять букву и её графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас |
17 | «Звук и буква ы» | 1 | различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко; воспроизводить слоговые ряды; учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов; формировать навык подбора слов со звуком Ы; анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков; познакомить с буквой Ы; упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки; читать слоги и слова по таблицам |
18 | «Звук и буква Сс» | 2 | знакомство с буквой С; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; учить определять первый и последний звук в словах; учить отбирать картинки со звуком С; определять место звука С в словах; читать по таблице слоги и слова |
19 | «Звук и буква Зз» | 1 | учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов; познакомить с буквой З; формировать навык подбора слов со звуком З; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры |
20 | Диагностика | ||
итого | 30 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во занятий | Задачи |
1 | Диагностика | ||
2 | «Звук и буква Зз» | 2 | продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; обогащать словарный запас; развивать навык чтения слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения |
3 | «Звук и буква Жж» | 2 | учить отбирать картинки со звуком Ж; определять место звука Ж в словах; знакомство с буквой Ж; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова |
4 | «Звук и буква Шш» | 2 | четко произносить звук Ш; учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов; формировать навык подбора слов со звуком Ш; познакомить с буквой Ш; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; учить отбирать картинки со звуком Ш; определять место звука Ш в словах; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ |
5 | «Звук и буква Ээ» | 2 | закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками; четко произносить звук Э; учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов; формировать навык подбора слов со звуком Э; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; знакомство с буквой Э; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова |
6 | «Звук и буква Йй» | 2 | учить отбирать картинки со звуком Й; определять место звука Й в словах; знакомство с буквой Й; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова |
7 | «Звук и буква Ее» | 2 | знакомство с буквой Е; читать обратные и прямые слоги, слова; чтение предложений из двух-трёх слов; составлять из букв разрезной азбуки слова |
8 | «Звук и буква Ёё» | 2 | знакомство с буквой Ё; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова чтение предложений из двух-трёх слов; учить анализировать прочитанные предложения |
9 | «Звук и буква Юю» | 2 | знакомство с буквой Ю; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова |
10 | «Звук и буква Яя» | 2 | знакомство с буквой Я; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова; чтение предложений из двух-трёх слов; учить анализировать прочитанные предложения |
11 | «Звук и буква Цц» | 2 | учить отбирать картинки со звуком Ц; определять место звука Ц в словах; знакомство с буквой Ц; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; чтение предложений из двух-трёх слов; учить анализировать прочитанные предложения |
12 | «Звук и буква Чч» | 2 | четко произносить звук Ч; учить отбирать картинки со звуком Ч; определять место звука Ч в словах; знакомство с буквой Ч; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова |
13 | «Звук и буква Щщ» | 2 | учить отбирать картинки со звуком Щ; определять место звука Щ в словах; знакомство с буквой Щ; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова |
14 | «Звук и буква Лл» | 2 | четко произносить звук Л; учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов; формировать навык подбора слов со звуком Л; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; познакомить с буквой Л; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова |
15 | «Звук и буква Рр» | 2 | учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов; учить отбирать картинки со звуком Р; определять место звука Р в словах; знакомство с буквой Р; упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; четко произносить звук Р; формировать навык подбора слов со звуком Р; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры |
16 | «Буквы Ь и Ъ знак» | 2 | познакомить с буквой Ь; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова; чтение предложений из двух-трёх слов; учить анализировать прочитанные предложения; дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам; познакомить с буквой Ъ; продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ; учить читать слова с данной буквой; формировать навыки правильного, осознанного чтения; читать обратные и прямые слоги, слова; составлять из букв разрезной азбуки слова |
17 | Диагностика | ||
18 | Итого | 30 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г.
2. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014 г.
3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016 г.
4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 С.
5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.
6. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. ФГОС. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 136 с.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/45039/
7. Нищева Н.В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. Комплект в 2 частях. Ч.1, Ч.2. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 32 с.
8. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. Комплект в 2 частях. Ч.1, Ч.2. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 32 с.
9. Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада. Комплект в 2 частях. Ч.1, Ч.2. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 32 с.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая методика обучению чтения "Ребус - метод" детей 4-7 лет
Методики обучения чтению используя игровую технологию. можно использовать в своей работе воспитателям, учителям - логопедам и родителям как отдельные игры - упражнения так и отдельными занятиями....

Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Конспект занятия дополнительной образовательной деятельности по обучению чтению в старшей группе «Потерянный букварь»
Цель: проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению чтению.Задачи:Образовательные:Закрепление понятий «буква, звук».Закрепить графический образ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по обучению чтению «Почитай - ка»
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. ...

Методическая разработка "Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста"
Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть на-выками слитного чтения. Один ребёнок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребёнок читает с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок») «Читайка»
Конспек по итоговой кружковой работе "Читайка": Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми на занятиях....
