Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Егорова Анастасия Викторовна

Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста" это итоговое педагогическое меропритие на основе занятий по обучению грамоте детей, которое с одной стороны служит обобщающим занятием для детей, объединяющее сразу несколько педагогических задач по обучению грамоте, с другой- служит взаимосвязью с родителями, которые оценивают, как дети эти задачи усвоили.

На мастер-классе предлагаются игровые задания, направленные на овладение навыками чтения и письма, в которые родители могут играть в домашних условиях. Выполняя данные задания дети совершенствуют навыки чтения слогов и слов, осваивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Цель методического материала - создание условий для использования в играх приёмов, способствующих речевому развитию с тяжёлыми нарушениями речи.

Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционного обучения - непростая задача. Возникает необходимость создания разнообразного методического материала для родителей и детей. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребёнку с ОВЗ в сочетании со своевременным использованием рекомендаций учителя-логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника и соответствует одному из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО - взаимодействие с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Семицветик»

Мастер – класс

на тему:

«Подготовка к обучению грамоте детей

с ТНР старшего дошкольного возраста»

Учитель - логопед:

Егорова Анастасия Викторовна

Стрежевой, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержательная часть

5

III

Литература

13

IV

Приложение

14

Пояснительная записка

Наименование методического материала: мастер - класс для родителей.

Место методического материала в педагогической системе: это итоговое педагогическое мероприятие на основе занятий по обучению грамоте детей (конспекты занятий по Нищевой Н.В.), которое с одной стороны служит обобщающим занятием для детей, объединяющее сразу несколько педагогических задач по обучению грамоте, с другой - служит взаимосвязью с родителями, которые оценивают, как дети эти задачи усвоили.

Мастер - класс построен на основе конспектов Нищевой Н.В. в процессе которого решается комплекс воспитательно - образовательных задач.

Образовательные задачи: учить выделять первый и последний звук в слове и соотносить данный звук с образом буквы, закреплять понятие гласных и согласных звуков, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, формировать навык анализа предложения с предлогом.

Развивающие задачи: развитие связной речи, фонематических представлений, слухового внимания и восприятия.

Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

На мастер - классе предлагаются игровые задания, направленные на овладение навыками чтения и письма, в которые родители могут играть в домашних условиях. Выполняя данные задания дети совершенствуют навыки чтения слогов и слов, осваивают навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Данный мастер - класс был апробирован в апреле 2023 года в старшей группе компенсирующей направленности.

Этапы работы:

Этапы работы над созданием мастер-класса

Ответственный

Определение комплекса образовательных задач

Учитель-логопед, Егорова А.В.

Составление плана мастер-класса

Учитель-логопед, Егорова А.В.

Основная работа по теме мастер-класса проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях по обучению грамоте в течение учебного года, а также на работа на закрепление материала в режимные моменты в группе.

Учитель-логопед, Егорова А.В., воспитатели группы

Подготовка раздаточного материала

Учитель-логопед, Егорова А.В.

Составление сценария мастер-класса

Учитель-логопед, Егорова А.В.

Создание интерактивной игры

Учитель-логопед, Егорова А.В.

Проведение мастер-класса в рамках недели «День открытых дверей»

Учитель-логопед Егорова А.В.

Цель методического материала создание условий для использования в играх приёмов, способствующих речевому развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

- повышать педагогическую культуру родителей, в целях успешного развития и коррекции ребёнка в условиях детского сада и семьи;

- формировать у родителей практические знания и вовлечение их в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения;

- обучать эффективным способам общения;

- развивать навыки рефлексии у родителей.

Актуальность: у детей с общим недоразвитием речи  фонетическое оформление речи значительно отстаёт от возрастной нормы. Комплексный подход к преодолению сложной структуры дефекта предполагает активное участие родителей, которые закрепляют речевые навыки, умения, полученные во время занятий с учителем - логопедом, в повседневной жизни. Объединение усилий учителя -логопеда и родителей в процессе коррекционного обучения - непростая задача. Возникает необходимость создания разнообразного методического материала для родителей и детей. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребёнку с ОВЗ в сочетании со своевременным использованием рекомендаций учителя - логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника и соответствует одному из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО - взаимодействие с семьёй.

Ожидаемые результаты: 

Для педагога: в результате данной работы разработан методический материал в виде мастер - класса для родителей, который можно проводить и для педагогов ДОУ, молодых специалистов, как обучающее мероприятие по обучению грамоте.

Для детей:

- Умеют применять знания, полученные на занятиях по обучению грамоте (звуковой анализ, составление предложений с предлогом) в новых условиях, что немаловажно для создания успеха (дети показывают родителям чему они научились);

- Умеют взаимодействовать со сверстниками, взрослыми людьми, знать правила поведения в обществе;

- Адаптированы  в социальных отношениях.

Для родителей: 

- Видят динамику детей на конец учебного года;

- Наблюдают за педагогическим коррекционным процессом и сами становятся участниками образовательного процесса.

Содержательная часть

Мастер - класс проводится с группой детей и их родителей, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определённые задачи.

  1. Предварительная работа. Его цель - создание условий для получения необходимых знаний, умений и навыков для предстоящей деятельности. Включает в себя групповые и индивидуальные занятия по освоению поставленных задач. Занятия проводит учитель - логопед, игры и упражнения на закрепление материала - воспитатели, обязательно продумывается самостоятельная деятельность детей и включение родителей в педагогический процесс.
  2. Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Цель - организация детской деятельности детей; решение образовательных задач, закрепление полученных навыков; развитие навыков сотрудничества через методические рекомендации, совместные занятия.
  3. Подведение итогов. Цель: подведение итогов усвоения полученных навыков через практическую деятельность с детьми и их родителями и определение перспектив.

Участники: учитель - логопед, родители, воспитатели группы, дети группы.

Оборудование и материалы: мешочек, игрушки, буквы, кружки красного, синего, зелёного цвета, сюжетная картинка (пума на песке), схема предложения (полоски из коричневого картона), ноутбук, интерактивная доска, презентация игры «Буквоед», карточки с запутанными буквами, зашифрованными словами (на обратной стороне картинка отгадка), фишки.

Дополнительная информация: ссылка на игру «Буквоед» https://disk.yandex.ru/i/YqzD4WUMsGsLyQ  

Размер мультимедиа компонента: 32,7 МБ, вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.): презентация Power Point (3 слайда).

Ход мастер – класса:

  1. Вступительная часть:

Ритуал «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! показываем круг руками

Здравствуй, небо голубое!  показываем овал небо руками

Здравствуй, вольный ветерок! Раскачиваем кисти рук из стороны в сторону

Мы живём в одном краю. Взялись за руки.

Всех я вас приветствую. Помахали рукой.

  1. Объявление темы и цели мастер - класса:

Логопед: уважаемые родители, мы рады приветствовать Вас на мастер -классе «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Я хочу познакомить Вас с упражнениями и играми для овладения навыками чтения и письма, в которые мы играем с детьми на обучении грамоте. В данные игры и упражнения можно играть дома.

3.Игра «Чудесный мешочек». Данная игра учит выделят первый звук в слове и соотносить данный звук с образом буквы. Дети достают игрушки из мешочка, называют первый звук правильно, находят на столах соответствующую букву и садятся на это место с родителями.

4.Определение.

Звуковой анализ – определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по качественным характеристикам.

5.Беседа:

- Что такое звуки?

- (Звуки мы произносим, слышим).

- Какие бывают звуки?

- (Гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие).

- Что значит гласный звук?

- (Гласные звуки поются и тянутся).

- Что значит согласный звук?

-(Не поётся и не тянется, воздуху мешают выходить изо рта губы, зубы, язык).

6.Звуковой анализ.

Объяснение. На столах у вас лежат кружки, это обозначение звука. Красные кружки — это гласные звуки, синие кружки — это согласные звуки, зелёные кружки — это мягкие согласные звуки.

- Сначала я произнесу а, потом б. Что получилось?

- (Аб).

- Выложите из кружков звуковую схему слова.

- Какой будет первый кружок?

- (Красный)

- Почему?

- (Гласный)

- Какой будет второй кружок?

- (Синий)

- Почему?

- (Согласный)

- Назовите по порядку первый звук.

- (А)

- Второй звук?

- (Б).

- Выложите звуковую схему слова кит.

- Какой будет первый звук?

- (кь)

- Кружок какого цвета нам нужен?

- (Зелёный)

- Почему?

- Согласный, мягкий, глухой.

- Назовите второй звук?

- (и)

- Какого цвета кружок?

- (Красный)

- Почему?

- (Гласный звук)

- Назовите третий звук в слове киттт

- (т)

- Какой кружок выложим?

- (Синий)

- Почему?

- (Согласный, твёрдый, глухой)

- Сколько звуков в слове кит?

- (3)

- Сколько гласных звуков?

- (один)

- Сколько согласных звуков?

- (два)

- Сколько в слове слогов?

- (Один)

- Молодцы, давайте, выложим звуковую схему слова пума.

Дети с родителями сами выкладывают звуковую схему слова.

- Проверяем.

- (Первый звук П – синий кружок, согласный, твёрдый, глухой)

- (Второй звук у – кружок красный, гласный звук)

- (Третий звук м кружок синий, согласный, твёрдый, звонкий)

- (Четвёртый звук а - кружок красный, гласный)

- Молодцы, вы справились с заданием, скажите, а сколько в слове пума звуков?

- (4)

- Сколько гласных звуков?

-(два)

- Сколько согласных звуков?

- (два)

- Сколько в слове слогов, прохлопайте.

- (Два слога)

- Как это можно проверить?

- (Посмотреть сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

7.Схема предложения.

Объяснение. 

Предложение – группа слов, которые выражают законченную мысль.

- Посмотрите на картинку и придумайте предложение.

- (Пума сидит на песке).

- А сейчас давайте выложим схему этого предложения.

- Все слова в предложении мы обозначаем полосками, длинные слова – длинными полосками, короткие слова короткими полосками, в начале предложения нам понадобится полоска с длинной трубой.

- Почему?

- (Первое слово в предложении пишется с большой буквы)

- А какие слова ещё пишутся с большой буквы?

- (Имена людей, клички животных, названия городов).

- Назовите по порядку слова.

- (Первое слово пума полоска длинная с трубой)

- (Второе слово сидит полоска длинная)

- (Третье слово на полоска короткая)

- (Четвёртое слово песке полоска длинная)

- Что поставим в конце предложения?

(Точку)

- Сколько слов в предложении?

(В предложении четыре слова)

- Сколько длинных слов?

- (четыре)

- Сколько коротких слов?

(одно)

8.Игра «Буквоед»

Демонстрация презентации

- Посмотрите на картинки, я произнесу слово без первого звука, а вы назовите слово правильно и скажите какой звук пропал.

- Абочка

- (Бабочка, пропал звук б)

- Апки

- (Утбол)

- (Футбол, пропал звук ф)

- Олубь

- (Голубь, пропал звук г)

- Молодцы! А теперь наоборот, я произнесу слово без последнего звука, а вы назовите слово правильно и скажите какой звук пропал.

 - Колобо

- (Колобок, пропал звук к)

- Сала

- (Салат, пропал звук т)

- Каба

- (Кабан, пропал звук н)

- Шка

- (Шкаф, пропал звук ф)

- Молодцы!

9. Игра «Зашифрованное слово»

- Рассмотрите внимательно буквы на карточках и постарайтесь составить из них слова. Разделимся на две команды, команда родителей и детей. (Дети и родители по очереди отгадывают зашифрованные слова, затем учитель - логопед переворачивает карточку, на обратной стороне наклеена картинка правильного ответа) (На мольберте прикрепляются командам заработанные фишки, затем подсчитываются баллы).

10. Рефлексия

- Уважаемые родители наш мастер-класс подошёл к концу, а теперь давайте поделимся своими впечатлениями, что полезного и нового для себя вы узнали?

- Будете ли вы использовать данные игры и упражнения дома?

- Так же для вас я подготовила памятку по выполнению звукового анализа слов.

11. Ритуал прощания.

Мы отзанимались, нам пора играть, нужно на прощанье ручкой помахать!

Литература:

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития реи у дошкольников с ОНР». Издательство: Детство - Пресс, 2021. 112с.
  2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой» (МДОУ «Детский сад Стрежевой») Согласовано Педагогической конференцией МДОУ «Детский сад Стрежевой» 29.08.2023 Протокол. Приказ МДОУ «Детский сад Стрежевой» от 30.08.2023 №75
  3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад городского округа Стрежевой» (МДОУ «Детский сад Стрежевой») Согласовано Педагогической конференцией МДОУ «Детский сад Стрежевой» 29.08.2023 Протокол. Приказ МДОУ «Детский сад Стрежевой» от 30.08.2023 №75
  4. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста Парциальная программа.» Изд. 2-е. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. - 272 с.
  5. Молчанова Е.Г. «300 игр для развития слухового внимания ребёнка» \ Е.г. Молчанова. - Ростов н\Д: Феникс, 2020. - 313 с. - (Библиотека логопеда).

Приложение 1

Консультация учителя - логопеда

«Звуковой анализ слов»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим, — это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ — это:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый - мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:

        (синий) – твёрдый согласный звук.

        (зелёный) – мягкий согласный звук.

        (красный) – гласный звук.

Запомните!

 Всегда мягкие звуки: [чʼ], [щʼ], [йʼ].

Всегда твёрдые звуки: [ш], [ж], [ц].

Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают.

Образец звуковой схемы слова

МАК

КОНЬ

Порядок выполнения звукового анализа

  1. Этот цветок называется мак. Повтори это слово.
  2. Мммак – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? (Согласный). Возьми жетон, который обозначает согласный звук и, и положи его под картинкой.
  3. Мааак – скажи, как я. Какой звук слышишь после [м]? Какой это звук? (Гласный). Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].
  4. Маккк (подчёркнуто артикулируется звук [к]) – какой последний звук в этом слове? (Согласный). Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука [а].
  5. Назови все звуки в слове мак по порядку.
  6. Где находится звук [а] -  в начале, в конце или в середине слова?
  7. Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?
  8. Назови гласный звук в слове.
  9. Назови согласные звуки в слове.
  10. Сколько всего звуков в слове мак?

Приложение 2

Игра «Звукоед - буквоед»

Цель: формирование речи дошкольников.

Образовательные задачи: учить находить потерянный звук в начале и конце слов; учить выделять в словах первый и последний звук.

Развивающие задачи: развивать фонематическое представление, слуховое внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать инициативность.

Ход игры:

звучат слова сначала с пропущенным первым звуком, дети отгадывают какой звук пропал, называют этот звук и называют целиком слово, затем на слайде появляются картинки, отгадывают 4 слова, затем 4 слова аналогично с пропущенными буквами в конце слова.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.Неполноценная...

Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие познавательных психических процессов в старшем дошкольном возрасте на этапе подготовке детей к школьному обучению»

     Психологическая готовность к школе предполагает, в первую очередь, достаточный уровень развития у ребенка познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, в...

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Мастер- класс на тему: Создание дидактической игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки-еда должна быть правильной»

Дидактическое пособие,в помощь педагогу в работе с дошкольниками.Закрепить знание у детей о полезной и вредной еде играючи....

Мастер - класс по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Готовые конспекты организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста (старшая и подготовительная группа). тематические занятия, в ходе проведения которых , ребята ...

Мастер класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Мастер -класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс по рисованию полиэтиленовым пакетом «Цветы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и родителей.

Мастер-класс по рисованию полиэтиленовым пакетом  «Цветы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста и родителей.Дети рисуют всем чем угодно, и когда угодно, они рисуют эмоция...