Мастер класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи

Дорина Людмила Владимировна

Мастер -класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx159.16 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 2 р.п. Беково

МАСТЕР-КЛАСС 

 «Использование технологии моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела: Л.В.Дорина (ноябрь 2021)


Цель: показать педагогам эффективность использования метода моделирования в обучении дошкольников грамоте

Задачи:

- раскрыть основные понятия технологии моделирования

- обучить участников мастер- класса основным методам и приёмам моделирования в педагогическом процессе;

- создать атмосферу сотрудничества через использование различных техник рефлексии.
Приветствие участников мастер – класса.

Улыбнитесь те, у кого в имени есть звук А.

Встаньте те, у кого имя начинается с согласного звука

Помашите рукой те, у кого фамилия состоит из 4 слогов.

Покажите  Таблица символов эмодзи    те, у кого ударение в фамилии падает на второй слог

Уважаемые коллеги! Вы, наверное, уже догадались, что мы будем говорить о подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по использованию метода моделирования при обучении дошкольников грамоте.

     В последние годы вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание

Моделирование — позволяет задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память детей для более успешного усвоения программного материала. Эта технология, максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

 Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания

Виды моделей:

  *  предметные

  *  предметно -схематические

  *  графические (мнемотаблицы)

Давайте вспомним, с какого возраста мы начинаем подготовку к обучению грамоте?

Во второй младшей группе воспитатель учит детей вслушиваться в звучание слова. Формируется умение отчётливо произносить слова и короткие фразы.

В средней группе в игровых упражнения воспитатели знакомят детей с понятием СЛОВО, обращают внимание на длительность звучания слова (короткие и длинные слова). Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определённый звук. ( На гласные звуки)

В старшей группе воспитатели учат определять место звука в слове, произносить и различать сходные согласные (с –з, ж-ш)

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Рекомендуется дать детям представления о предложении, упражнять в составлении предложения из 2-4 слов. В членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить детей в делении слов на слоги. Называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, членение слова на звуки с их последовательной характеристикой.

Схематизация и моделирование помогают увидеть сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольника, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального(речевого)

 Сейчас я коротко расскажу о том, как я использую метод моделирования на занятиях по обучению грамоте

На каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика. Мы знакомим детей с «упражнениями для язычка» и каждое упражнения обозначаем картинкой: барабанщик, заборчик, лошадка. На последующих занятиях достаточно показать картинку для напоминания.

Показать карточки

Ознакомление со словом

Предполагает: выделение слова из потока речи раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

Наглядное моделирование позволяет осознать звучание слова, поупражнять в употреблении грамматических форм, расширяет словарный запас.

Начинается работа со средней группы в процессе общения.  

Дошкольники знакомятся с моделированием – графическим изображением слова с помощью прямоугольника.

В старшем возрасте проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». Ведется работа на обогащения словарного запаса с использованием наглядных моделей

Показать  карточки  (игры  «Скажи наоборот, назови одним словом, один -много» т.д

Игра «Подбери слова»

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...?

Что построили с тобой...?

На крючок в реке попал...?

Может все, хоть ростом мал...?

(Слова для выбора: дом, ком, гном, сом)

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...?

Детям мамочка плетет...?

С гор спускается, течет…?

Что за скользкий, ровный лед...?

(Слова для выбора: каток, поток, венок, моток)

Ознакомление со слоговым строением слова

Задача – формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. При разделении слов на слоги моделирование совмещает деятельность слухового, зрительного и кинестического анализаторов.

 Разрезные картинки

Рассели животных в три домика

Игра Слоговые домики

Ознакомление со звуками

1 этап работы:

- интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

Упражнение «Звуковые дорожки»

Дифференциация слов близких по звуковому составу

-произношение слов с интонационным выделением звука;

Упражнения  «Бродилки»

-подбор и называние слов с детьми на заданный звук

-узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова

«Четвертый лишний»

«Составь слово» по первым звукам

Все эти упражнения целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.

2 этап работы: 

Знакомство  со  звуками  речи  следует  начинать  с  рассматривания

положения  органов  артикуляции  во  время  произнесения  того  или  иного

звука,  соотнесения  собственных  кинестетических  ощущений  с

изображениями  на  речевых  профилях.

Мнемотаблицы для артикуляционной постановки звука

формирование навыков звукового анализа, начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные. При выборе условных обозначений для гласных звуков большей степени опирались на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А - большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э не используется.)символы Ткаченко Т.А

Когда дети хорошо научились выделять и различать гласные, переходим к согласным звукам. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используем зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук (картинные символы согласных звуков). Символы Агронович З.Е или Ткаченко.Т.А

Далее начинаем формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой - звонкий, твердый – мягкий с соответствующим обозначением:

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов.

Игры «Матрешки Лола и Лиля»    «Гномы Тим и Том»

Для обозначения глухих и звонких звуков использую изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Для определения местоположения звука в слове – применяю

Игра «Звуковые вагончики»

Получая двойную опору (слуховую и зрительную для восприятия, дети могут быстро воспроизвести звук, что значительно облегчает овладение звуковым анализом.  

Моделирование слов из символов              

- выложи только гласные звуки в словах

 ( 1к -краски, сапоги, слон; 2 к – оса, бусы, автобус)

-  выложи слова : кот, дом

Одной из нетрадиционных  форм творческогого моделирования является применение конструктора «Лего».

Моделирование из конструктора

Когда услышите гласный звук- поставьте красный кирпичик, если услышите согласный  звук - синий кирпичик.

- Итак, начинаем игру: О, С, Т, У, Ж, И, Ф, Ы. Дети собирают пирамиду из красных и синих кирпичиков.)

Затем задания усложняются переходим на слоги и затем на моделирование слова. Я предлагаю Вам смоделировать целые слова

Раздать картинки

  «Сконструируй слова : коляска и пылесос»

Игра «Живые звуки» составляем слова дым и дом

При знакомстве с графическим изображением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным .Детям больше нравиться изображать буквы из пластилина, крупы, палочек, мозаики.

 «Собери букву» пазлы

Работа над предложением

 

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе с опорой на картинки. В дальнейшем используется игра «Фразовый конструктор». Дети знакомятся с понятиями слова -предметы, слова- действия, слова-признаки, предлоги.

Игра  «Прочитай схемы предложений»

Рефлексия.

Таким  образом, использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя наглядное моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление.

Спасибо  за  внимание!


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов;научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних усл...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

Мастер - класс по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста

Готовые конспекты организованной деятельности по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста (старшая и подготовительная группа). тематические занятия, в ходе проведения которых , ребята ...

Мастер класс для воспитателей "Интерактивная игра как средство при подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста".

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Сейчас в дошкольных образовательны...