Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
методическая разработка

Андреева Ирина Александровна

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_zvaimodeystvie_pedagoga_i_roditeley_po_og.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Форма проведениямастер-класс

Категория участников: педагоги.

Цель: обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи,

посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов по теме мастер-класса.

2. Расширять представления педагогов о нетрадиционных формах проведения родительских собраний в ДОУ.

3. Распространить педагогический опыт организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей через работу в малых подгруппах.

4. Заинтересовать коллег организацией совместной деятельности с родителями через проведение нетрадиционной формы родительского собрания «Счастливый случай».

5. Создать психологические комфортные условия для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность.

Оборудование:

Мольберты (2 шт., бочонки с цифрами, перфокарты, ребусы, памятки для педагогов, фишки, по количеству участников, смайлики (3 шт.)

План проведения:

1. Разминка.

2. Проблемная ситуация «Педагоги-родители»

3. Работа педагогов в малых подгруппах. (Игра «Счастливый случай»)

4. Рефлексия.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса:

««Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи».

1. Разминка.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими

детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит

от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Наше занятие мы начнем с разминки.

• Что же такое обучение грамоте? (обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к

овладению письмом и чтением).

• Компоненты готовности ребенка к школе? (саморегуляция, мотивация, социальная готовность, интеллектуальная готовность,

успешный школьник - здоровый школьник)

• Когда начинать готовить к школе? (с рождения)

• Кто должен это делать? (педагоги, родители, среда)

• Как достичь успеха в работе с родителями дошкольников?

2. Проблемная ситуация «Педагоги и родители».

А сейчас мы рассмотрим проблемную ситуацию взаимодействия «Педагоги-родители», с которыми мы регулярно сталкиваемся на работе.

Мы с вами проведём игру, вспомнив сказку «Царевна-лягушка»

Было у царя три сына. Время шло. Сыновья подросли и стали добрыми молодцами, пришла пора им жениться.Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, туда и сватов засылайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор, у среднего - на купеческий, а у младшего улетела стрела на грязное болото, и подхватила его лягушка - квакушка. Вспомним,что Иван - царевич сказал лягушке - квакушке при встрече«Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!» но делать нечего, и взял её во дворец. Посмотрите, наша с вами ситуация очень схожа.

«Иван - царевичи» - это родители, а «царевна-лягушка» - детский сад, который малопривлекателен для них, но если выяснить чего хочет наш Иван, то возможно мы сможем привлечь родителей к обучению и взаимодействию с нами, педагогами.

Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы и постараемся ответить на два вопроса:

Так чего же хотят родители от детского сада?

Как привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом?

Иваны - царевичи отвечают на вопрос, чего хотят родители?

А «Лягушки» на вопрос - как привлечь родителей к детскому саду?

Таким образом, огромное значение в работе с родителями дошкольников имеет заранее продуманное и чётко организованная система сотрудничества.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Главное — донести до родителей знания. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Уважаемые педагоги!

Я предлагаю распределить нетрадиционные формы работы с родителями на подвиды. Первая подгруппа первая подгруппа отбирает, что относится к познавательным, а вторая - наглядно-информационным.

(Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров

занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек).

Давайте проверим, правильно ли вы распределили формы проведения общения.

Наименование: С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические -

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые –

 Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках

Познавательные –

 Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический, брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно- информационные: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями Информационные проспекты для родителей, организация информационно воспитания детей. дней (недель) открытых ознакомительные; Формирование у родителей знаний о воспитании и просмотры занятий и информационно- развитии детей других видов просветительские деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек

«Читательская конференция»

Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, логопед просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например,собрание в старшей логопедической группе«Готов ли ваш ребенок к школе!». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

«Аукцион»

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, ««Нужно ли учить ребенка читатьУчитель - логопед дает понятия - послоговое чтение, совместно с родителями он анализирует как они учат детей читать. Предлагает родителям поделиться своим опытом, играми и упражнениями. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, «Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о подготовке детей к школе и о способах обучения. Далее с родителями проводятся мини- тренинга на развитие внимания, игровые приемы на обучение детей звуко-буквенному анализу для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор»

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер - класс

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей. Предварительно учитель-логопед дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка выполнять домашние задания, артикуляционную гимнастику. В конце собрание подводиться итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда «Копилка родительского опыта»

Вовлечению родителей в коррекционно-развивающую работу способствует участие в речевых традициях группы. Я в своей работе использую следующие традиции.

«Копилка слов».

Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители через следующие задания (которые даются детям): подобрать с мамой (папой, сестрой, бабушкой) красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т. д.) слова, подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым) предметом, показать его детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются книжки, в которые объединяются картинки (рисунки родителей и детей) под соответствующие определения. Рассматривая такие книжки, дети не только называют, что изображено, но и упражняются в согласовании прилагательных с существительными, описывают предметы, подбирают другие определения к ним, называют части предметов.

«Я дарю тебе словечко».

Эта традиция вводится постепенно. Сначала ребенку дарятся слова к различным праздникам. В дальнейшем предлагается детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам к 8 Марта - добрые и ласковые слова, гостям группы - приветливые слова.

«День рождения звука».

Известно, что дети с нарушением речи могут не произносить те или иные звуки. При соответствующей работе звук начинает появляться и этому событию можно посвятить групповой праздник «День рождение звука». Дети - виновники торжества готовят дома и в 'группе концертные номера, например, стихотворение, в котором встречается определенный звук, песню или небольшую инсценировку (с участием своих родителей).Дети и педагоги тоже готовят речевые подарки: читают стихи, дарят картинки, в названиях которых встречается нужный звук.

3. Работа педагогов в малых подгруппах.

А сейчас вашему вниманию, я бы хотела предложить одну из форм

проведения родительского собрания «Счастливый случай».

Разделитесь, пожалуйста, на две команды.

Ведущий. Добрый вечер! Вот и начинается наша игра «Счастливый случай». Давайте поприветствуем участников наших команд.

Первая команда «Умники». Вторая команда «Знайки».

Итак, обе команды заняли свои места, а я объясню правила игры. Все задания спрятаны в бочке. Капитаны команд должны достать оттуда по бочонку и называть номер. За каждое правильно выполненное задание команда получает звезду. Начинаем. Бочонок номер. Командам надо угадать тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина?

«Умники». Ш-ш-ш-ш.

Ведущий. Правильно. А как насос качает воду?

«Знайки». С-с-с-с.

Ведущий. Тема нашей игры «Звуки [ш] и [с]».

Капитан команды вытянул бочонок номер. Вам необходимо вспомнить слова, в которых есть звук [с]. А теперь слова, которые начинаются на этот звук.

Игроки выполняют задание.

Умницы. Вы ответили правильно и получаете звезду. Ну а теперь вытянет бочонок капитан команды «Знаек». Бочонок номер. Задание на внимательность. Я буду говорить слова, и, когда вы услышите звук [ш], хлопните в ладоши. То же со звуком [с]. Глаза у всех закрыты. Приготовились, начали!

Звук [ш] - шуба, шина, сапог, часы, вершина, жук, шут, цыпленок, сапожок, шиповник, камыш.

Звук [с] - Карлсон, Дюймовочка, слоненок, Зоя, санки, матрос, щенок, чиж, сын, золото, сорока, шалаш, чемодан, сыр, смородина.

Вы были очень внимательны и получаете по звезде. А это задание для обеих

команд. Звезду получит та из них, которая быстрее прочитает ребус. «Умники»: Мак + Ананас + Шуба + Иголка + Ножницы + Автобус = МАШИНА.

«Знайки»: Сапоги + Апельсин + Муха + Овощи + Самолет + Василек + Антилопа + Лопата = САМОСВАЛ.

Команды получают по звезде.

Ведущий. Бочонок номер. Этот гейм - «Блицтурнир». Вы получаете по два задания сразу.Первое задание: вы должны выполнить задание по перфокарте.

«Умники» отметят картинки со звуком «с», а «Знайки» со звуком «ш».

И выполнить задание по карточкам, (поделить слова на слоги, определить

место звука в слове, сделать звуковой анализ слов.

Пришло время подсчитать звезды и подвести итоги. Ну что ж, у нас, конечно, победила дружба!

Проходит награждение участников игры.

А сейчас подведём итог нашего мастер - класса. Очевидно, что в центре внимания и родителей и педагогов - это ребенок. И те и другие идут в одном направлении. Такая система работы позволяет обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов, эмоциональный комфорт, добиваться высоких результатов в коррекционной работе и подготовке детей к школьному обучению.

Рефлексия.

Подводя итог работ, я хотела бы узнать ваше мнение и отношение к мероприятию. Выберите одну коробочек и положите в нее фишку. Первая коробочка - восклицательный знак - позитивная оценка работы; Вторая - знак вопроса-пока трудно сказать; Внизу—тире-не знаю, стоило ли быть здесь сегодня. А смайлики помогут вам с выбором.

Спасибо за то, что вы пришли на мой мастер - класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.

Воспитатели совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того логопед и ...

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста

middot;         Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а  чтение это перевод букв в зву...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...