Использование ИКТ в обучении грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Гордеева Татьяна Юрьевна

В связи с тем, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста наглядными, интересными и увлекательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Районное учебно-методическое объединение учителей-логопедов
и учителей-дефектологов Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Использование ИКТ в обучении грамоте
детей с ТНР старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед

ГБДОУ № 12

Гордеева Т.Ю.

2018 уч. Год

Актуальность:

В связи с тем, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста наглядными, интересными и увлекательными.

Описание демонстрируемой технологии

Сегодня я хочу поделиться опытом, как интерактивная доска помогают мне в работе.

 Интерактивная доска появилась в нашей группе недавно: полгода назад, но и за такой короткий срок мы с педагогами увидели все преимущества использования интерактивной доски. Они проявляются в возможности переноса изображений на интерактивную доску и их демонстрация с большим масштабом увеличения. Большой размер экрана делает возможной работу с группой или подгруппой детей. Возможность передвигать, останавливать, добавлять, удалять, озвучивать изображения на интерактивной доске позволяют нам наглядно моделировать ту или иную ситуацию. Отличные рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала - все это делает учебную деятельность привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение интерактивных технологий позволяет мне решать задачи по следующим коррекционно- развивающим направлениям:

  • Формирование зрительно пространственных отношений.
  • Формирование лексико-грамматических категорий
  • Развитие связной речи
  • Обучение грамоте.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.

Опыт моей работы показывает, что сочетание традиционных методов обучения и использование интерактивной доски позволяют сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, что особенно важно для логопедической работы и тем самым преодолевать преграды на пути успешной подготовки детей к школе.

Мной были разработаны подгрупповые логопедические занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски. Одно из таких занятий я хочу показать Вам и некоторые задания из этого занятия мы выполним вместе.


Лексическая тема: «Наша армия. Звук и  буква Э».

  1. Организационный момент:
    - Сегодня е нас в гостях необычный гость. Попробуйте отгадать загадку, тогда он появится:
    Глазки черные у птицы,

Чубчик есть и есть ресницы,

Шея длинная и ноги,

Чтобы бегать по дороге.

Прячет голову в песок,

Несет яйца точно в срок,

Только очень уж большие,

Необычные такие. (страус Эму)

  1. Общая артикуляционная гимнастика (выполнять перед зеркалом):- - -- У Эму плохо открывается клюв. Давайтепокажем ему как надо делать артикуляционную гимнастику.
    «Дотронься язычком» - рот широко открыт. Кончиком языка прикасаемся к нижней губе, затем к верхней.
    «Нарисуй круг» -
    рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.
  2. Вспомнить какие звуки называются гласными.
    - Ребята, покажите нашему гостю, как хорошо у вас открываются ротики. Назовите все гласные звуки, которые мы с вами прошли.
  3. Игра:«Узнай гласный звук по беззвучной артикуляции».
    -
    Эму хочет проверить узнаете ли вы гласные звуки по беззвучной артикуляции.
  4. Игра: «Найди слова, начинающиеся на звук Э»
    - Страус хочет вас познакомить со своей любимой буквой – это буква Э. Буква Э обозначает звук Э. Произнесите этот звук. Кто может дать характеристику звуку Э?
    - Давайте поиграем: найдите слова, которые начинаются на звук Э.
  5. Развитие фонематического восприятия:

Игра «Подними красный кружок, когда услышишь звук [Э]»: А, У, Э, И, О, У, Э, Ы, Э, И, А, Э, АП, УП, ЭП, МЭ, КЫ, НО, КЭ, НУ, ТЭ.

  1. Рабочие листы:
    - Эму предлагает раскрасить вам 2 буквы Э. Каким цветом? Почему? Давайте попробуем написать букву Э. А теперь почитаем слоги.
  2. Развитие чувства ритма. Игра «Азбука Морзе» - взрослый прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу кулачком:
    ООооОООоооООоооОооОооОоо
    - Страус Эму недавно путешествовал на корабле и там видел радиста, который передавал сообщения азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете вслед за мной передавать, простукивать разные сообщения. Слушайте внимательно.
  3. Беседа о защитниках Родины.
    - Ребята, Эму спрашивает, знаете ли вы какой скоро будет праздник? А кто такие защитники Отечества? Послушайте стихотворение.

Все на посту

Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.

Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.

Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут.
Наши летчики-герои
Охраняют мирный труд.

Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.

О ком это стихотворение? Что делают пограничники? Моряки? Летчики? Для чего нужна армия?

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
    - Вы все молодцы! Эму приготовил для вас последнее задание. Послушайте ещё одно стихотворение:


Я сегодня был танкистом,
В танке мчался в поле чистом,
По оврагам, по полям.
Управлял я танком сам.


- Как вы думаете, что надо раскрасить? Правильно, танк.

  1. Окончание занятия (Оценка работы детей)

Спасибо за внимание!








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach   для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....

Игры на развитие речи с использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В работе представлена подборка игр с использованием технологий интерактивного обучения по всем компонентам речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направленных на:- овладение ...

Спортивное развлечение для детей 4-6 лет в детском саду «Полезные советы малышам» с использованием ИКТ. Сценарий разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработали: Физинструктор - Куделина Е.В., Воспитатель: Каменская Л.Н.

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.Образовательны...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Использование практико-ориентированного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебное электричество». (Использование цифровой лаборатории)

Цель.Знакомство детей с электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности.Образовательные задачи:Закрепить знание о происхождении электричества.Узнать правила получения статическо...