Семинар-практикум "Методы и приемы обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя группа)
Семинар-практикум по теме:
«Методы и приемы обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области методов и приемов обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
2. Ознакомить участников с игровыми методиками и приемами, способствующими развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
3. Обучить практическим техникам работы с дидактическими материалами и пособиями.
4. Развивать профессиональные компетенции педагогов через участие в практических заданиях и обмен опытом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.09 КБ | |
| 82.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по теме (4 марта2025г)
«Методы и приемы обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области методов и приемов обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
2. Ознакомить участников с игровыми методиками и приемами, способствующими развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
3. Обучить практическим техникам работы с дидактическими материалами и пособиями.
4. Развивать профессиональные компетенции педагогов через участие в практических заданиях и обмен опытом.
Повестка:
I.Теоретическая часть:
Основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
II.Практическая часть:
- Мастер- класс группы «Пчелки». Формирование представлений о звуках, понятие «звук». (Шомонова Е.В.)
- Мастер-класс группы «Ягодки». Формирование представлений о слове, понятие «Слово». Соотнесение слова с предметом или его изображением. ( Петрова М.П.)
- Мастер-класс группы «Карапузы». Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными. ( Баинова В.В.)
- Мастер-класс группы «Воробушки». Дифференциация звуков в словах. ( Павлова Е.В.)
- Вызывание речи у неговорящих детей на материале русских народных сказок. Н.В.Нищева. (Ботоева Л.В.)
- Материалы для работы ( консультация для родителей, артикуляционная гимнастика-комплект) Ботоева Л.В.
- Разделение участников на группы. Каждая группа получает набор дидактических материалов.(карточки, кубики и т.п.) задание: разработать и провести короткую игровую деятельность с использованием предложенных материалов.
- Домашнее задание: обновить и пополнить картотеку дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Оформить консультационный материал для родителей по подготовке к обучению грамоте. Рекомендации, памятки.
- Обсуждение и обратная связь.
Представление результатов групповых и индивидуальных заданий. Обмен мнениями и обсуждение эффективности предложенных методик. Вопросы и ответы.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов. Резюме основных моментов семинара.
Предварительная работа:
Показ открытого занятия в средней группе «Воробушки» (Сущева О.И),средней группе «Жемчужинки» (Зубкова О.Г.). Анализ занятий.
Ход семинара.
I.Теоретическая часть:
1. Основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Формирование предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста -это важный этап в развитии ребенка, который закладывает основу для успешного овладению чтением и письмом в будущем. Этот процесс включает в себя несколько ключевых аспектов:
1. Развитие фонематического слуха.
( 3-4г) Фонематический слух- слышать специально интонируемый звук. Для развития фонематического слуха используются различные игровые упражнения: звукоподражательные игры («Кто как кричит?»).
( 4-5 лет) различать на слух и называть слова с определённым звуком.
2. Формирование звуковой культуры речи.
( 3-4г.) Это работа над правильным произношением звуков в словах гласных и согласных, кроме шипящих и сонорных, четкостью артикуляции и интонационной выразительностью. Используются такие методы, как: Артикуляционная гимнастика. Чтение стихов и потешек, пение песен.
( 4-5лет) Правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
3. Развитие мелкой моторики. Мелкая моторика рук играет важную роль в подготовке к письму. Для её развития используют:
Лепка, рисование, раскрашивание.
Игра с мелкими предметами (бусины, пуговицы) Пазлы и мозаики.
4. Развитие зрительного внимания и памяти.
Эти способности необходимы для узнавания букв и запоминания их формы. применяются следующие методы:
Игры на поиск отличий между картинками. запоминание последовательности картинок. раскладывание предметов по образцу.
5. Формирование интереса к книге и чтению. Важно прививать детям любовь к книгам и чтению. для этого используют: чтение вслух, совместное рассматривание иллюстраций. Театрализованное представление по мотивам сказок.
7. Речевое развитие.
Развитие устной речи помогает ребенку лучше понимать структуру языка и готовиться к чтению. Включает:
Обогащение словарного запаса. Составление предложений и рассказов. Описание событий и явлений.
Формирование предпосылок грамотности -комплексный процесс, включающий работу над различными аспектами речевого и когнитивного развития ребенка. Использование игровых методик, наглядных пособий и вовлечение родителей в образовательный процесс способствует успешному овладению основами грамотности.
II.Практическая часть:
1. Мастер- класс группы «Пчелки». Формирование представлений о звуках, понятие «звук». (Шомонова Е.В.)
2. Мастер-класс группы «Ягодки». Формирование представлений о слове, понятие «Слово». Соотнесение слова с предметом или его изображением. ( Петрова М.П.)
3.Мастер-класс группы «Карапузы». Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными. ( Баинова В.В.)
4.Мастер-класс группы «Воробушки». Дифференциация звуков в словах. ( Павлова Е.В.)
5.Вызывание речи у неговорящих детей на материале русских народных сказок. Н.В.Нищева. (Ботоева Л.В.)
В последнее время все больше детей раннего дошкольного возраста имеют расстройства речевого развития. По официальным данным, их более 87% от всех малышей. С 1.9 мес до 3 лет таким детям дают заключение «Задержка речевого развития» (ЗРР). Прямое отношение к тому что, в последнее время появилось много детей с ЗРР, имеют цифровые технологии. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком практически нет. На взгляд специалистов это одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.
По состоянию понимания речи и развитию экспрессивной речи детей с ЗРР делят на две группы. Первая группа- это дети, для общения использующие не речь, а жесты, крики, вокализации, воспроизводящие звукоподражания. Вторая группа- дети с функциональной речью, понимающие речь ситуативно, ограниченно. Их речь представлена отдельными словами. Они широко используют жесты. Их интеллектуальное развитие близко к норме.
Основными направлениями работы с неговорящими и плохо говорящими детьми раннего дошкольного возраста являются развитие понимания речи, развитие сенсорики, терапия сенсорной интеграции, воспитание просодики, работа над ритмом, формирование активного словаря, элементарной фразы, использование в речи некоторых форм словоизменения и наконец, развитие разговорной, диалогической речи.
Широко применяются различные методы, направленные на развитие слухового и зрительного внимания, умение вслушиваться в обращенную речь, понимание ее смысла, уточнение значения слов, обозначающих предмет, действие, признак предмета. Сюда относиться выполнение различных поручений, приказаний, словесных инструкций, допускающих на первых порах ответ действием. Вначале ребенку предлагаются задания: «Иди. Садись. Слушай. Смотри. Ищи! Бери! Достань! Положи!». На первых порах допустимо использование жеста, но мы должны научить неговорящего ребенка реагировать на слово, а не на жест. Поэтому жесты используются исключительно в первый период работы и всегда сопровождаются словом. Формирование активного словаря начинается с вызывания отдельных звуков, вокализаций , звукоподражаний, слов, состоящих из двух одинаковых открытых слогов, из двух разных открытых слогов, из трех разных открытых слогов, трехзвучных слов, состоящих из одного слога. Вводим имена существительные и сразу же- глаголы: «дай», «кати», «пей», «иди». Это позволяет ввести и короткие предложения из двух слов: Дай биби. Кати мяч. Пей воду» если слова- названия пока сложны для ребенка, можно активизировать словарь сначала за счет вокализаций, а потом – звукоподражаний или цепочек слогов со звуками раннего онтогенеза. Использование фольклорного материала (потешек, пестушек, прибауток, колыбельных, русских народных сказок) на первом этапе работы представляется обязательным. Это позволяет развить у малыша чувство языка, помогает ему услышать мелодику русской речи, способствует построению фундамента для дальнейшего успешного развития. Занятия проводятся в игровой форме. Предполагается, что для выполнения каждого задания логопед (воспитатель) с ребенком меняют местоположение, перемещаются от сенсорного бассейна к столу, затем к магнитной доске, затем на ковер. На каждом занятии малыш работает сидя за столом не более 3 минут. Особо стоит сказать о речи логопеда ( воспитателя) на занятиях с неговорящим ребенком. Она должна быть утрированно выразительной, эмоциональной, яркой и в то же время четкой и лаконичной.
Обязательно положительная оценка каждого действия ребенка, поддержка его педагогом. Ни в коем случае взрослым нельзя показывать свое недовольстве или разочарование. Занятия будут эффективны только в том случае, если педагог проводит их с удовольствием. Необязательно проводить все занятия подряд. После занятий по каждой сказке можно провести 3-5 интегрированных занятий для повторения и закрепления пройденного, формирования новых умений и навыков. Стоит сказать несколько слов об оборудовании к занятиям. Для занятий нужны будут сенсорные бассейны, сенсорные дорожки , фитболы, доска Бильгоу, наборы деревянных, пластмассовых и резиновых игрушек к сказкам. Плоскостные изображения желательно заламинировать и снабдить магнитами или липучками.
6.Материалы для работы ( консультация для родителей, артикуляционная гимнастика-комплект) Ботоева Л.В.
7.Демонстрация игровых упражнений.
Старший воспитатель показывает несколько примеров игровых упражнений на развитие фонематического слуха и звукового анализа . участники наблюдают и записывают ключевые моменты.
Для младших и средних дошкольников важно подбирать игровые упражнения, которые будут увлекательными и подходящими по уровню сложности.
1.Игра «Эхо» ( 3-4года)
Цель: развитие фонематического слуха.
Описание: Педагог произносит короткие слова или звуки, а ребенок повторяет их, как эхо. Например, мА-ма, ба-ба. Постепенно можно добавлять более длинные слова или сочетания звуков.
2. Игра «Поймай звук» (4-5лет)
Цель: Развитие умения различать звуки в словах.
Описание: Педагог называет слова, в которых есть определенный звук (например «С»). Если ребенок слышит этот звук, он хлопает в ладоши или поднимает руку. Например, «СОК», «НОС», «Лист».
7.Разделение участников на группы. Каждая группа получает набор дидактических материалов.(карточки, кубики и т.п.) задание: разработать и провести короткую игровую деятельность с использованием предложенных материалов.
- Игра «Волшебный мешочек» ( 4-5лет)
Цель: Развитие тактильного и слухового восприятия.
Описание: в мешочке находятся предметы, названия которых начинаются с разных звуков.
Ребенок достает предмет называет его и определяет первый звук.
-Игра «Найди пару» ( 4-5лет)
Цель: развитие фонематического слуха и умение сопоставлять звуки.
Описание: подготовьте карточки с изображением предметов, названия которых начинаются с одного и того же звука ( например машина, мяч). Ребенок должен найти пары, ориентируясь на начальные звуки слов.
-Игра «Кто больше услышит?» ( 3-4г)
Цель: развитие внимательности к звукам окружающей среды.
Описание: ребенок закрывает глаза, а педагог издает разные звуки ( например, стучит карандашом, шуршит бумагой) ребенок должен назвать какие звуки он услышал.
- Игра «Свистящие и шипящие
Цель: закрепление и постановка сложных звуков.
Описание: ребенок ищет совпадение на карточках, называет громко, кладет карточку к себе, а следующее совпадение ищет на ней.
8.Домашнее задание: обновить и пополнить картотеку дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Оформить консультационный материал для родителей по подготовке к обучению грамоте. Рекомендации, памятки.
9.Обсуждение и обратная связь.
Представление результатов групповых и индивидуальных заданий. Обмен мнениями и обсуждение эффективности предложенных методик. Вопросы и ответы.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов. Резюме основных моментов семинара.
Завершение. Благодарность участникам за активное участие.
Решение семинара:
Продолжать создавать условия для детей по формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Принять во внимание опыт коллег, учесть рекомендации данные по анализу занятий.
Продолжать пополнять предметно-развивающую среду пособиями и играми по теме семинара
По итогам выполнения домашнего задания признать на хорошем уровне: группа «Ягодки», группа «Карапузы», группа «Воробушки», группа «Пчелки», группа «Жемчужинки»,
По итогам проведения мастер-классов признать на хорошем уровне группу «Ягодки», «Пчелки, на отличном группа «Карапузы», группа «Воробушки»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области методов и приемов обучения грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста. Задачи: 1.Рассмотреть теоретические основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста. 2. Ознакомить участников с игровыми методиками и приемами, способствующими развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. 3. Обучить практическим техникам работы с дидактическими материалами и пособиями. 4. Развивать профессиональные компетенции педагогов через участие в практических заданиях и обмен опытом.
Повестка: I .Теоретическая часть: Основы формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста. II .Практическая часть: Мастер- класс группы «Пчелки». Формирование представлений о звуках, понятие «звук». ( Шомонова Е.В.) Мастер-класс группы «Ягодки». Формирование представлений о слове, понятие «Слово». Соотнесение слова с предметом или его изображением. ( Петрова М.П.) Мастер-класс группы «Карапузы». Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными. ( Баинова В.В.) Мастер-класс группы «Воробушки». Дифференциация звуков в словах. ( Павлова Е.В.) Вызывание речи у неговорящих детей на материале русских народных сказок. Н.В.Нищева . ( Ботоева Л.В .) Материалы для работы ( консультация для родителей, артикуляционная гимнастика-комплект) Ботоева Л.В . Разделение участников на группы. Каждая группа получает набор дидактических материалов.(карточки, кубики и т.п.) задание: разработать и провести короткую игровую деятельность с использованием предложенных материалов. Домашнее задание: обновить и пополнить картотеку дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Оформить консультационный материал для родителей по подготовке к обучению грамоте. Рекомендации, памятки. Обсуждение и обратная связь. Представление результатов групповых и индивидуальных заданий. Обмен мнениями и обсуждение эффективности предложенных методик. Вопросы и ответы. III . Заключительная часть. 1.Подведение итогов. Резюме основных моментов семинара.
6.Демонстрация игровых упражнений. 1.Игра «Эхо» ( 3-4года) Цель: развитие фонематического слуха. Описание: Педагог произносит короткие слова или звуки, а ребенок повторяет их, как эхо. Например, мА-ма , ба-ба . Постепенно можно добавлять более длинные слова или сочетания звуков. 2. Игра «Поймай звук» (4-5лет) Цель: Развитие умения различать звуки в словах. Описание: Педагог называет слова, в которых есть определенный звук (например «С»). Если ребенок слышит этот звук, он хлопает в ладоши или поднимает руку. Например, «СОК», «НОС», «Лист».
задание: разработать и провести короткую игровую деятельность с использованием предложенных материалов. Карточки ( машина- мяч, арбуз- автобус, и т.д ) Мешочек ( игрушки- Ширма ( карандаш, бумага, колокольчик)
Решение: Продолжать создавать условия для детей по формирования предпосылок грамотности у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Принять во внимание опыт коллег, учесть рекомендации данные по анализу занятий. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду пособиями и играми по теме семинара По итогам выполнения домашнего задания признать на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разнообразие методов при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста правилам дорожного движения"
презентация "Разнообразие методов при обучении детей среднего дошкольного возраста ПДД"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование ИКТ в обучении грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста
В связи с тем, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.Неполноценная...
Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.
Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....
Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.
Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей. В данном материале представлены игры, направленные на подготовку к обучению грамоте детей младшего и среднего дошкольного возраста. В эти игры родители могут играть со свои...

Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста" это итоговое педагогическое меропритие на основе занятий по обучению грамоте детей, котор...
