Организация сюжетно ролевой игры "На корабле" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии

Булина Людмила Николаевна

Рекомендации по организации сюжетной ролевой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._syuzhetno_rolevaya_igra_na_korable_.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра – это возможность   смоделировать  знакомые детям трудовые и общественные отношения взрослых людей, это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребенок пробует себя в разных ролях и одновременно учится придерживаться определенных правил взаимоотношений между людьми и правил самой игры. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.

При формировании игровой деятельности Тарловская предлагает несколько советов:

1.   Не старайтесь часто вносить   новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.

2.   Играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

3.   Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.

4.   Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.

Рекомендации для родителей.

1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было  достаточно  игрушек, которые надо осознанно выбирать для задуманной  сюжетной игры.

2. Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и

уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские

постройки и конструкции.

3. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы

играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте

известные вам детские игры.

4.Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.

5.Проявляйте уважение к личности ребенка, не надо заставлять играть «из под палки».

6.Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании

игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как про-явление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.

7.Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.

8.Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.

9.В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,

уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,

связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»). Исполняйте свою роль искренне и эмоционально.

10.  Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а предлагайте варианты развития событий. Позже начинайте спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).

11.  Соглашайтесь со своим ребенком. Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

 12. По окончании игры выразите ребенку  удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.

 13.Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.

14.  Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как  тебе удается все это самому (самой) придумать?»).

10.Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное

в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им

грустным, и т.д.

11.Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.

Игра «На корабле»

1. Подготовка атрибутов: ВАЖНО: Ребенок должен знать, для чего нужны эти вещи:

-штурвал (можно из картона),

-спасательный круг (можно из картона),

-бинокль (подзорная труба),

-бескозырка, матроска, капитанская фуражка (при возможности),

-тельняшка,

-канат (можно сделать импровизированный из веревочек, поясов и т.п.),

-швабра,

-маяк (можно нарисованный),

- удочки (игрушечные),

-маска для подводного плавания ( при возможности),

-сокровища,

-мебель и предметы быта, из которых можно сделать корабль),

-весла (можно использовать лыжные палки, клюшки, ручки от швабры и т.п.),

-карта,

-фотоаппарат (можно игрушечный, сломанный, нарисованный на коробке…),

-сувениры ( можно давать для игры не хрупкие сувениры, которые на самом деле были приобретены в семейных поездках)

2. Распределение ролей: «Я капитан, это наши матросы. Ты кок, это стюардесса, это судовой врач, это механик…»

3. Начало игры с хорошо знакомого действия.

- Внимание! Мы получили сигнал бедствия! Наш корабль отправляется в спасательную экспедицию!

-Внимание! Мы нашли карту сокровищ! Мы отправляемся на поиски!..

4. Игровые действия для ребенка:

-построить корабль,

-«плыть» на корабле, просматривая путь в подзорную трубу,

-отдавать команды и выполнять их,

-«грести» на «веслах»,

-рассматривать карту,

-«погружаться» с аквалангом,

-искать сокровища,

-вести «фотосъемку»,

-устранять поломку корабля,

-угощать пассажиров обедом,

-покупать сувениры,

-спасать «упавшего за борт»,

-драить палубу

5. ВСЯ ИГРА ДОЛЖНА СОПРОВОЖДАТЬСЯ РЕЧЬЮ!

Родителям крайне важно разговаривать с ребенком, придерживаясь при этом своей роли. Меняйте голос, интонацию, чтобы ребенок погрузился в игру и верил в реальность происходящего. Если ребенок теряется – задавайте наводящие вопросы: «Скажите, капитан, мы можем причалить к этому острову?»…»капитан, мне кажется, в двигателе какой-то стук!»...

Дежурные фразы игры:

  • Добро пожаловать на борт!
  • Свистать всех наверх!
  • Отдать швартовый!
  • Поднять паруса!
  • Полный вперед! Полный назад! Стоп машина!
  • Поднять якоря!
  • На горизонте кит! (корабль, грозовой фронт, земля…)
  • Справа по борту остров Баунти!
  • Приглашаем пассажиров на прогулку.
  • Так точно, капитан!
  • Человек за бортом!
  • Суши весла!
  • Поднять/подать трап.

Старайтесь сами не выходить из образа. Если вам надо покинуть корабль – попросите капитана причалить к берегу. Соблюдайте игровые правила и ребенок с интересом будет играть снова и снова. Сюжет игры сначала придумывают родители и более старшие дети, постепенно выбор сюжета переходит исключительно к детям, так же как и распределение ролей. Покажите детям, что роль капитана хоть и самая главная, но не менее интересно будет превратиться в аквалангиста и «нырнуть» за сокровищами под кровать..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День рождения - сюрприз»          Программное содержание: Продолжать обогащать содержание игры «День рождения», побуждать де...

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет...

Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой....