Организация сюжетно ролевой игры "На корабле" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии
Рекомендации по организации сюжетной ролевой игры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра – это возможность смоделировать знакомые детям трудовые и общественные отношения взрослых людей, это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребенок пробует себя в разных ролях и одновременно учится придерживаться определенных правил взаимоотношений между людьми и правил самой игры. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.
При формировании игровой деятельности Тарловская предлагает несколько советов:
1. Не старайтесь часто вносить новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.
2. Играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.
3. Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.
4. Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.
Рекомендации для родителей.
1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было достаточно игрушек, которые надо осознанно выбирать для задуманной сюжетной игры.
2. Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции.
3. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
известные вам детские игры.
4.Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
5.Проявляйте уважение к личности ребенка, не надо заставлять играть «из под палки».
6.Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как про-явление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
7.Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
8.Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
9.В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»). Исполняйте свою роль искренне и эмоционально.
10. Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а предлагайте варианты развития событий. Позже начинайте спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
11. Соглашайтесь со своим ребенком. Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
12. По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
13.Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
14. Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
10.Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т.д.
11.Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.
Игра «На корабле»
1. Подготовка атрибутов: ВАЖНО: Ребенок должен знать, для чего нужны эти вещи:
-штурвал (можно из картона),
-спасательный круг (можно из картона),
-бинокль (подзорная труба),
-бескозырка, матроска, капитанская фуражка (при возможности),
-тельняшка,
-канат (можно сделать импровизированный из веревочек, поясов и т.п.),
-швабра,
-маяк (можно нарисованный),
- удочки (игрушечные),
-маска для подводного плавания ( при возможности),
-сокровища,
-мебель и предметы быта, из которых можно сделать корабль),
-весла (можно использовать лыжные палки, клюшки, ручки от швабры и т.п.),
-карта,
-фотоаппарат (можно игрушечный, сломанный, нарисованный на коробке…),
-сувениры ( можно давать для игры не хрупкие сувениры, которые на самом деле были приобретены в семейных поездках)
2. Распределение ролей: «Я капитан, это наши матросы. Ты кок, это стюардесса, это судовой врач, это механик…»
3. Начало игры с хорошо знакомого действия.
- Внимание! Мы получили сигнал бедствия! Наш корабль отправляется в спасательную экспедицию!
-Внимание! Мы нашли карту сокровищ! Мы отправляемся на поиски!..
4. Игровые действия для ребенка:
-построить корабль,
-«плыть» на корабле, просматривая путь в подзорную трубу,
-отдавать команды и выполнять их,
-«грести» на «веслах»,
-рассматривать карту,
-«погружаться» с аквалангом,
-искать сокровища,
-вести «фотосъемку»,
-устранять поломку корабля,
-угощать пассажиров обедом,
-покупать сувениры,
-спасать «упавшего за борт»,
-драить палубу
5. ВСЯ ИГРА ДОЛЖНА СОПРОВОЖДАТЬСЯ РЕЧЬЮ!
Родителям крайне важно разговаривать с ребенком, придерживаясь при этом своей роли. Меняйте голос, интонацию, чтобы ребенок погрузился в игру и верил в реальность происходящего. Если ребенок теряется – задавайте наводящие вопросы: «Скажите, капитан, мы можем причалить к этому острову?»…»капитан, мне кажется, в двигателе какой-то стук!»...
Дежурные фразы игры:
- Добро пожаловать на борт!
- Свистать всех наверх!
- Отдать швартовый!
- Поднять паруса!
- Полный вперед! Полный назад! Стоп машина!
- Поднять якоря!
- На горизонте кит! (корабль, грозовой фронт, земля…)
- Справа по борту остров Баунти!
- Приглашаем пассажиров на прогулку.
- Так точно, капитан!
- Человек за бортом!
- Суши весла!
- Поднять/подать трап.
Старайтесь сами не выходить из образа. Если вам надо покинуть корабль – попросите капитана причалить к берегу. Соблюдайте игровые правила и ребенок с интересом будет играть снова и снова. Сюжет игры сначала придумывают родители и более старшие дети, постепенно выбор сюжета переходит исключительно к детям, так же как и распределение ролей. Покажите детям, что роль капитана хоть и самая главная, но не менее интересно будет превратиться в аквалангиста и «нырнуть» за сокровищами под кровать..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»
В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"
Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «День рождения - сюрприз» Программное содержание: Продолжать обогащать содержание игры «День рождения», побуждать де...
Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет...

Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»
laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...
Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой....
