Что такое дисграфия, дислексия? Как помочь своему ребенку.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Выделим группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей, а также советы и рекомендации родителям детей с проблемами письма и чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дисграфия, дислексия?
Как помочь своему ребенку.
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Рассматривая различные виды нарушений письма выделим группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (1).
2.Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие.
3.Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.
4.Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы (например: не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).
5.Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.
6.Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.
Характер ошибок на письме у данных групп риска:
1. Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
3. Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с…).
4. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
5. Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.
Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право - лево.
При раннем обучению письму зеркальное написание встречается гораздо чаще. Причина – позднее созревание тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ.
Также сложности с письмом отмечаются у детей с неправильной артикуляцией звуков (неправильное произношение звуков).
Рекомендации родителям
Что нельзя?
Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!
Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.
Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
Советы родителям
Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков. При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.
При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
Упражнение "Корректурная проба".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.
Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово! Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.
Успехов в обучении в школе!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).
Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....

Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....
Как помочь своему ребенку с 1 класса быть грамотным.
Прежде чем, рекомендовать родителям, как исправлять нарушения письменной речи у детей в 1 классе, необходимо окунуться в истоки проблемы.В современном мире проблема нарушения письменной речи у младших...
Проблемы первоклассника. Как родители могут помочь своему ребенку!
Ребенок скоро пойдет в школу. Родители и радуются и волнуются, как сложатся его отношения с учителями, с другими ребятами? Будет ли он учиться с интересом? Как повлияют его индивидуальные особенности ...

Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....

Семинар-практикум «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить!...

Как помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации
Многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником конфликтной ситуации. Представленные ниже рекомендации помогут родителям научить ребёнка решать затруднительные ситуации так, чтобы...
