Презентация мастер - класса для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
презентация по логопедии
Презентация мастер - класса для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС ДО программа «От рождения до школы» в ОО «Речевое развитие» направленна на развитие речи детей дошкольного возраста
Что такое грамота?
Грамота – это умение читать и писать. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей . В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную фонему и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Развитие фонематического восприятия, формирование широкой ориентировки детей в языковой системе, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки детей к обучению грамоте
При ПОГ ребенка приводят к пониманию того, что речь рождается из слова . Дошкольник усваивает звуко -слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения предложений на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки И наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов в предложения
ПОГ в разных возрастных группах. Анализ программы Младшая группа Средняя группа Старшая группа Учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з , с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи
Подготовительная группа Звуковая культура речи Подготовка к обучению грамоте Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на- ша , Ма-ша , ма -ли-на, бе - рё -за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах
Содержание работы по ПОГ При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления : ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи ; ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи ; ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов ( 2 - 4 ) предложений ; ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов из слогов ; ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества , последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы . развитие графических навыков. Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов
Ознакомление со словом При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи; раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы . С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово » , «Скажи слово … правильно » часто используются педагогом . С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества ; средства художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль; игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразование . Они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова ( слово обозначает предмет , признак, действие ).
Ознакомление со слоговым строением слова Слог является произносительной и словообразующей единицей речи. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать , что такое часть слова . Приемы : количественный и порядковый счет слогов в слове; схематическое изображение слогового состава слова; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов; подбор слов с заданным слогом , дополнение слога до полного слова; « превращение» коротких слов в длинные и наоборот; намеренные ошибки педагога при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка - камыш, банка - кабан; д еформированное слово; разнообразные речевые игры и игровые приемы
Ознакомление со звуковым строением слова ЗАПОМНИМ!!! Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Буква – это графический символ звука. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они произносятся голосом (голосят) , могут пропеть любую мелодию. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты, Звуковички ) . Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию ( ма-ма-ма ) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] – в словах звучат сердито (твердо)-синие кружочки или квадратики . Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] – в словах звучат ласково (мягко)-зеленые кружочки или квадратики. Звуки [Ш, Ж, Ц] – всегда твердые, у них нет «мягкой» пары Звуки [Ч, Щ, Й] – всегда мягкие, у них нет «твердой» пары
Звуковой анализ и синтез Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова - с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра - шшш, насоса - ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с»
Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, в середине или в конце слова. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного (птицы) указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик. При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие. Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме
На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение , устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б . Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем.
З вуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии : И нтонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку – схему и фишки. Д ифференциация гласных и согласных фонем . Д ифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове. П роведение звукового анализа без опоры на наглядность – графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане )
Ознакомление с предложением Ознакомление начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 - 3 слов Целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Приемы : четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек (в громкой речи, про себя); варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.
Литература
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...
Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

мастер-класс для воспитателей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Существуют два вида плоскостопия: физиологическое и статическое. Физиологическое плоскостопие проявляется у детей в возрасте до 3-х лет. Это связано с тем, что детская стопа имеет свои характерные осо...
Мастер-класс для воспитателей «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: Мастер-класс проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развитие коммуникативной компетентности педагога....

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Подготовила воспитатель Первой младшей группы: Федосеева А.А.
Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Подготовила воспитательПервой младшей группы: Федосеева А.А...

семинар для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
повышение методической компетентности педагогов ДОО...
