Дифференциация [ч`] - [т`]. «Учимся с паучком Петей»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Никульшина Елена Евгеньевна

 

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе детского сада.  Дифференциация [ч`] - [т`]. «Учимся с паучком Петей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_differentsiatsiya_ch_-_t._uchimsya_s_pauchkom_petey.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе детского сада

Тема: Дифференциация [ч`] - [т`]. «Учимся с паучком Петей»

Цель: Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками [ч`] - [т`]

Задачи: 

- учить определять место звука в слове;

- упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме;

- совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами;

- формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля;

- способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Оборудование: игрушка динозаврика, предметные картинки, зеркало, карточки со звуками [ч`] и [т`], мяч, карточки со слогами.

Ход занятия.

I.Организациолнный момент

- Я очень рада видеть тебя на нашем занятии. Сегодня к нам пришел в гости паучок Петя. Он просит о помощи. Ему очень сложно различать звуки [ч`]  и [т`]. Поможем ему?

- Чтобы нам с тобой помочь Пете необходимо хорошо размяться.

II. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

«УЛЫБОЧКА-ХОБОТОК»

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

«ЛОПАТКА»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«ЧАШЕЧКА»

  Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«КАЧЕЛИ»

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

Артикуляция звуков

- Давай объясним паучку, чем же отличаются непонятные ему звуки.

- Произнеси звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит).

Дадим характеристику звуку [Т’].

- Правильно, согласный, глухой, мягкий.
– Произнеси звук [Ч`]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дадим характеристику звуку [Ч].

 - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.

Дифференциация [ч`] – [т`] в слогах

-  Сыграем в игру «Повтори»

- Попробуй повторять слоги и выполнять движение, как будто тянешь паутинку.

Слоговые ряды: ча – ча – тя – тя; чо – тё – тё – чо; тю – тю – чу – чу; че – те – че – те; чи – ти – ти – чи.

Игра «В паутине».

- Назови картинки, которые запутались в паутине.

- Выбери для паучка картинки, в названии которых слышится звук [ч’].

- Какой звук слышится в названии картинок, которые остались в паутине?

- Назови слова, которые начинаются со звука [ч’].

- Назови слова, которые начинаются со звука [т’].

Картинный материал: чайник, телёнок, часы, тень, кулич, чайка, кирпич, тучка, печать, тачка, птичка, утюг, удочка, утенок, тюльпан.

Игра «Скажи какой звук, какая буква»

- Я назову слово, ты определи, какой звук есть в этом названии и покажи карточку с нужным звуком: часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.

- Я покажу картинку, ты, не называя ее, покажешь нужную карточку со звуком: тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр.

Физ. Минутка (игра с мячом)

- Сейчас я предлагаю сыграть в игру «один-много». Давай встанем с тобой друг напротив друга.

- Я назову один предмет и брошу тебе мяч, а ты – много предметов и бросишь мяч мне обратно. Речка – (речки), сеть – (сети), печка – (печки), тяга – (тяги), спичка – (спички), терка – (терки), телефон – (телефоны), котенок – (котята), тюлень – (тюлени), точка – (точки), тюльпан – (тюльпаны).

Игра «Назови детенышей животных»

Давай поиграем в игру «Назови детенышей животных»: я назову «маму», а ты назовешь её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ».

У волчицы – … (волчонок), у зайчихи - … (зайчонок), у утки - … (утенок), у овцы - … (овечка),

у коровы –… (теленок), у кошки - …(котенок), у белки - … (бельчонок), у кролика - … (крольчонок).

Игра «Измени слова по образцу»

Тетрадь — тетрадочка, скатерть —... , тень —... , ветер —... , катер —... .

Светить — свечу, лететь — ... , пыхтеть —... , топтать —... , молчать —... , кричать —... , светить —... , хотеть —... .

Кручу — крутить, свечу —... , верчу —... , захочу—... , стучу —... , молчу —... , топочу—... , топчу —... , кричу —... , пыхчу — ... .

Кричит — кричать, молчит —... , звучит — ... . ворчит —... .

Я качу, ты катишь. Я лечу, ты ... .Я кричу, ты ... . Я кручу, ты .... Я хочу, ты ... . Я верчу, ты ....

Итог занятия.

- Паучок Петя благодарит тебя за помощь. Теперь он знает все о звуках [ч`]  и [т`]. А ты?

- Молодец! Ты справился со всем заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Как Бабу-Ягу дети петь учили"

Сценарий развлечения на основе  использования педагогической технологии  "Развитие  певческих умений у детей старшего дошкольного возраста""...

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Как учить ребенка петь

Методика обучения детей пению...

Учимся петь. Рекомендации для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, как нужно прививать любовь к пению у малыша, даны игровые приёмы....

"Учимся петь"

Статья "Учимся петь". На основе опыта музыкального руководителя раскрыты "секреты"  для снятия зажима у детей при пении....

Консультация для музыкальных руководителей Учимся петь играя.

Консультация для музыкальных руководителей...

Материал для родительского собрания ЗАЧЕМ МАЛЫШУ УЧИТЬСЯ ПЕТЬ? ЗАЧЕМ НАМ ПЕТЬ?

Материал для родительского собранияЗАЧЕМ МАЛЫШУ УЧИТЬСЯ ПЕТЬ? ЗАЧЕМ НАМ ПЕТЬ?...