"Учимся петь"
статья по теме

Эльвира Валерьевна Филиппова

Статья "Учимся петь". На основе опыта музыкального руководителя раскрыты "секреты"  для снятия зажима у детей при пении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchimsya_pet.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Учимся петь»

С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» (К. Тарасова).

         Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью (чувствительностью, ощутимостью)  дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.

        О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагогов- практиков.

        Детский голос – это особенный инструмент. Очень важно не только проводить меры по его охране (не давать кричать, не разговаривать громко, не переохлаждаться, говорить спокойно, без напряжения и др.), но и  при чтении стихов, голосовых упражнениях, пении не перенапрягать связки.

       Очень часто мы слышим, когда ребенок рассказывает стихотворение к празднику или поет на занятиях,  слишком натянутый, не естественный голос. С одной стороны хорошо – ребенок старается говорить громко  и  отчетливо, с другой стороны – не своим голосом.

       И часто такая ситуация приводит к привычке: «Раз надо громче – значит, буду говорить – петь, напрягаясь, как умею».

       Я долго пыталась понять, почему при всех стараниях, показах, примерах, упражнениях  дети не умеют петь свободно. Даже если через некоторое время появлялась чистота интонирования, звук голоса у многих детей был «как бы размазан», слишком открыт.

Попробуйте сами, что-нибудь спеть или сказать при широкой улыбке и почувствуете тот открытый, «детский» звук.

       Различные попевки, голосовые упражнения, песенки не помогают убрать такой звук. У многих детей он «уходит»  со временем, т.к. накапливая  опыт, исполняя  мелодии, песни различного  характера, дети сами интуитивно «выбирают» свободный звук. Здесь играет большую роль сам педагог. Ведь очень важно, каким голосом он исполняет для детей песню. Как споет – так будут повторять. Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.

 Но у многих детей открытый, напряженный звук остается.

Я вспомнила, как много лет назад, я ходила на курсы по вокалу, и как было непривычно и смешно выполнять некоторые упражнения. Для детей старшего дошкольного возраста я стала использовать некоторые из этих упражнений.  Вот некоторые из них.

«Поем в большой микрофон» (или «Поем в трубу»)

Дети сидят или стоят. Берут перед собой двумя руками воображаемую трубу, ну или большой микрофон.( как будто держите средний мяч в руках) Голову при этом не опускать. Смотреть вперед, а не в «микрофон». Задание простое (на первый взгляд): спойте гласные звуки, «округлив» звук, слегка вытягивая при этом губы. Если хорошо постараться почувствуете головной резонатор. А через некоторое время и грудной.

Не у всех с первого раза получается. Но при дальнейших повторах дети понимают разницу и поют «круглым» звуком сразу. Если снова появляется открытый, напряженный звук, напоминая о «микрофоне» (или «трубе») дети сами исправляют свое звучание.

«Балуемся, потом поем»

Это упражнение почти такое же, как первое. Разница состоит в том, что  вначале все дети поют зажатым, напряженным голосом, делая все гласные открытыми. А потом «поют в трубу», обязательно при этом показывая руками ширину этой трубы. Визуально закрепляем звучание.

«На базаре»

Если в первых двух упражнениях надо использовать пропевание звуков или небольшие песенки, то здесь нужно использовать просто интонацию, звук, мимику, различную высоту проговаривания небольшого текста.

Объяснить детям задачу. Каждый из них продавец какого-нибудь товара (например: картошки, морковки, редиски) Надо зазывать, выкрикивая свой товар: «Продаю морковку», но на разные лады. После кратковременной игры нужно перейти к пропеванию песни, попевки, просто гласных, но певучим, мягким звуком. Быстрый переход от декламации к пению дает контраст, с помощью которого дети сами подстраиваются к определенному мягкому пению, понимают каких интонаций в пении не должно быть.

«Рисуем горки»

В программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой есть такое упражнение, с нарисованным Динозавром. По спине Динозавра нарисованы «горки»- шипы. Голосом опускаем или поднимаем звук, показываем – пропеваем эти «горки».

Можно использовать любой подходящий для этого задания рисунок (горы, волны, лепестки цветов)

Важно, чтобы ребенок пропевая, пальчиком показывал поднимающуюся и опускающуюся звуковую волну.

Лучше начинать с гласных «У» и «О». Детям легче сориентироваться.

«У-у-у»- , гудим как самолет».

«О-о-о»-. очень удивляемся».

«И-и-и» -, визжат поросята».

«А-а-а» -, распевается певица».

«Поем гласные и согласные»

Это упражнение нравится детям своим игровым содержанием.

Сочетая различные гласные и согласные при распевании, дети упражняются в артикуляции, дыхании, различении динамики, динамических оттенков.

Например, «летит пчела…укусила мальчика она…» Пропеваем звук «З-з-з», затем звук «А-а-а» на одном тоне.

Интересный вариант упражнения получается, когда небольшой текст дети инсценируют. Развивается жестикуляция, мимика, пантомимика. Главное, в таких упражнениях поощрять детское творчество.

«Я тебя слушаю»

 

Вначале надо договориться с детьми, что воспитатель (или музыкальный руководитель) будет ходить между детьми, стоящими врассыпную или полукругом и останавливаться около тех детей, которых хочет послушать отдельно.

Исполняется любая знакомая песня детьми хором. Педагог приостанавливается около ребенка, который должен немного прибавить звучание своего голоса. Очень важно акцентировать внимание  детей, что голос не должен срываться на крик. Когда педагог продолжает путь среди поющих детей все поют одним звуком, пока педагог снова не остановиться около одного из ребят.

Это упражнение помогает снять зажимы и страх особенно у тех детей, которые «гудят», поют тихо, стесняются.

Как вариант этого же упражнения можно не петь хором, а на закрытом звуке, на согласном звуке исполнить хорошо знакомую песню. Пропевать полностью текст будет тот, у кого приостановился педагог.

        Я привела в пример лишь некоторые упражнения, которые помогают в игровой форме, используя детское творчество и фантазию снять страхи, зажимы, некоторые комплексы у детей при звукоизвлечении, пении.

        Такие упражнения дают первые уроки по формированию голосового аппарата (в совокупности с различными попевками, песенками, хороводными играми с пением, русскими народными играми с пением). Ведь

важным качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание — это  качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста и необходимо в связи с его значением в организации самого процесса вокализации; головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.

Используя в комплексе вокальные упражнения, разучивание и пение песен различного характера, хороводов, игр с пением, а также упражнений на раскрытие голоса дети поют с радостью и легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Учимся петь. Рекомендации для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, как нужно прививать любовь к пению у малыша, даны игровые приёмы....

Консультация для музыкальных руководителей Учимся петь играя.

Консультация для музыкальных руководителей...

Музыкально - речевое занятие "Учимся петь правильно"

В конспекте представлены упражнения на развитие дыхания, дикции, звукообразовния, интонационной выразительности....

Статья "Учимся петь играя"

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова....

УЧИМСЯ ПЕТЬ

Как научить малыша подпевать? Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте де...

Мастер-класс "Учимся петь играя"

Конспект проведения мастер-класса на тему "Учимся петь играя" .Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического материала для распевания....