Статья "Учимся петь играя"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Слободина Наталья Георгиевна

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pet_igraya_moy_konspekt.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учимся петь играя

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова.

Каждый человек, родившись получает от природы драгоценный и великий дар – особого качества инструмент – голос. Многие педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Объем детского голоса невелик. Голосовые связки у детей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень бережного и осторожного отношения к нему.

Интересы современных дошкольников формируются под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов низкого эстетического качества. В музыкальном окружении наших детей, к сожалению, не находится места шедеврам классического искусства, обладающим большим духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. Современный ребенок зачастую не слышит красивого пения, у него не развивается познавательный интерес к музыке, к музыкальным инструментам.

Как правило, пению детей 5–7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция.

 На музыкальных занятиях необходимо стремиться воспитать у ребят живой интерес к музыкальному искусству, потребность слушать музыку, желание петь.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства.

 Игровая технология «Поем, играя!» основана на фонопедическом методе постановки и развития голоса В.В. Емельянова.

Определены источники, формы и методы организации вокальной деятельности с дошкольниками в детском саду и дома. Доказана целесообразность применения данного опыта в оздоровлении и охране детского голоса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Виктор Вадимович Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо прежде всего развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.

В отличие от других методик этот подход позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, благодаря чему осуществляется важный для певческой деятельности синтез интонационно-речевого и вокального опыта. В этом случае развитие голоса осуществляется по экологическим критериям: ребенок способен петь громко, звучно и долго без вреда голосу.

Важно отметить, что все упражнения разработаны с учетом биологической целесообразности вокального действия, поэтому происходит развитие защитных механизмов органов верхних дыхательных путей дошкольника.

Эффективными источниками полноценного развития певческого голоса ребенка, выступают формирование регулировочного образа о голосе, приобщение к эталону академического пения, самостоятельная певческая деятельность. Основной формой организации является вокальное занятие. На музыкальных занятиях, в игровой форме, дети осваивают вокальные приемы. Структура каждого занятия в детском саду должна быть четкой и строго определенной, чтобы выполнить последовательность вокально-речевых упражнений.

Комплекс состоит из 4 циклов упражнений. Все они выполняются в игровой форме.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Интонационно – фонетические упражнения.
  4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.  

Первый цикл. Артикуляционная гимнастика.

Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы –челюсти.

Здесь в игровой форме по показу педагога выполняется упражнение «Язычок» (легкое покусывание – для активизации слюнных желез, «шинкование» язычка, цокание языком меняя размер и конфигурацию рта, «иголочка» протыкание щечек и др.)

«Губки» - вытягиваем губки уточкой и рисуем круг, квадрат.

Массаж мышц лица и шеи.

Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения                          выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в     последовательности: лоб скулы – гортань.

Упражнение БЕГ ПАЛЬЧИКОВ: выполнить массаж по шее и лицу кончиками пальцев так, чтобы лицо «загорелось».

Упражнение ДОРОЖКА: погладить лицо и шею сверху вниз ладонями (чередовать 4 раза).

Второй цикл. Дыхательная гимнастика.

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая, как работает диафрагма.

Комплекс дыхательной гимнастики

Упражнение НАСОС

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

медленно – «большой насос»;

резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

Упражнение ГРЕЕМ РУКИ

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Упражнение РЕМЕШОК

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

Упражнение МЯЧИКИ

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

Упражнение ЗМЕЯ

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

Упражнение СВЕЧИ

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА

Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

Вдох носом – выдох ртом.

Вдох через рот – выдох через нос.

Третий цикл. Интонационно-фонетические упражнения.

Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:

атака гласных звуков (АОУЭЫИ), согласных (шипящие, сонорные, глухие);

пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);

преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).

Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.

Применяются упражнения, направленные на эмоционально – образную интонационную характеристику.

«Страшная сказка» -  угрожающая интонация в низком нефальцетном режиме.

«Вопрос – ответ». Здесь дети осознают наличие в голосе двух режимов гортани – толстого голоса и тонкого голоса. Соответствие нефальцетного и фальцетного режимов.

«Динозавр» - рисуем голосом большого динозавра.

Четвертый цикл. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте:

«Греем руки» - бесшумный вдох с хорошо открытым ртом.

«Змейка» - шип хорошо открытым ртом.

«Крик радости в считалке» - здесь дети осознают динамику речи – от шепота до крика.

 На этом заканчиваются первые четыре игровых цикла упражнений, исполняемых без помощи фортепиано.

Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении.

Пример — сказка ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА.

Сказка разделяется на несколько частей. Каждая часть представляет собой игровой текст упражнения и само упражнение.

1. Жили-были дед и баба В деревушке у реки

Упражнение УЛЫБКА-ОБИДА: поочередно выполнять улыбку, растягивая губы, и выворачивать нижнюю губу как можно ниже к подбородку (повторить 8 раз)

2. И любили очень-очень на сметане колобки

Упражнение УЛЫБКА-ПОЦЕЛУЙЧИК: поочередно выполнять улыбку с обнаженными зубами и вытягивание губ трубочкой с характерным звуком поцелуя (повторить 8 раз)

3. Бабка тесто замесила, Колобка испечь решила

Упражнение МЕСИМ ТЕСТО: руками выполняем опору на брюшной пресс, делаем долгий выдох со звуком «Ш» (повторить 8 раз).

4. Ну а бабушкина внучка Колобка катала в ручках

Упражнение ДУЕМ НА ЛАДОШКИ: выполнить резкий короткий выдох со звуком «Ш», поочередно поворачивая голову вправо и влево.

5. Получился колобок – Круглый и румяный бок

Упражнение КТО БОЛЬШЕ: набрать воздух ртом так, чтобы живот округлился, затем сделать резкий выдох через рот (повторить 8 раз).

6. Побежал колобок через поле и лесок

Упражнение БЕГ ПАЛЬЧИКОВ: выполнить массаж по шее и лицу кончиками пальцев так, чтобы лицо «загорелось».

7. А дорога ровная, а дорога долгая

Упражнение ДОРОЖКА: погладить лицо и шею сверху вниз ладонями (чередовать 4 раза).

8. Подбежала Лиса, проглотила колобка

Упражнение ЗАМОК: вращение языком за сомкнутыми губами.

9. Лиса разглядывает колобка

Упражнение ЯЗЫЧОК: высунуть кончик языка как можно дальше и покачать кончиком языка (повторить 4 раза).

10. Лиса пробует, какой вкусный колобок

Упражнение КУСАЕМ ЯЗЫЧОК: покусывание кончика язычка, покусывание всего языка от кончика до задней стенки (повторить 4 раза).

11. Вкусный колобок!

Упражнение ГЛАДИМ ЯЗЫЧОК: поглаживание языка верхней губой (повторить 4 раза). Вращение языком по верхней и нижней губам снаружи – облизываемся.

12. Лиса не стала есть колобка, стала песенки слушать.
Открывает колобок рот, очень чистенько поет

Упражнение СКАЗКА: петь гласные на одном звуке: А-о-у-ы-и-ё.

13. Укатился колобок от лисы

Упражнение ЛЕСЕНКА: спеть разными приемами staccato и legato, glissando, на разных гласных или на слогах «ля», «лё» постепенное движение мелодии вверх и вниз.

14. Колобок повстречал кисок. Колобок повстречал собачек

Упражнение БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ: спеть звукоподражания на высоком и низком звуке. Руками показать «царапки» вверху и внизу.

15. Стал колобок считать друзей: «Раз-два-три-четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять-десять-А!»

Упражнение СЧИТАЛОЧКА: спеть с тихого низкого звучания до максимально громкого и высокого, в конце крикнуть: «А!».

Важно помнить, что певческий голос –растущий, формирующийся, а его развитие – это монотонный длительный процесс. Конечным итогом работы должна стать самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в уверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах.

 Игровые упражнения, игры в детском саду можно использовать не только на вокальных занятиях, но и включить в различные формы организации воспитательно-образовательной работы в детском саду и дома:

занятия в детском саду по развитию речи, логопедические игры с голосом,

театральные импровизации, озвучивание персонажей сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно

наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.

Нельзя забывать, что распевка не должна подбираться необдуманно, хаотично. Она должна предвосхищать решение поставленной задачи в последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно. Таким образом, можно сделать вывод: если РАСПЕВАНИЕ будет результативным, то и ПЕНИЕ будет плодотворным.

                                                                                    Слободина Наталья Георгиевна

                                                                      музыкальный руководитель ГБДОУ №23

                                                                       Кировского района.  Санкт-Петрбург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей Учимся петь играя.

Консультация для музыкальных руководителей...

Мастер-класс "Учимся петь играя"

Конспект проведения мастер-класса на тему "Учимся петь играя" .Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического материала для распевания....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Учимся петь играя"

Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ...

" Будем Осень в гости звать, с нею петь, играть, плясать!"

Сценарий осеннего утренника для детей среднего дошкольного возраств....

Проект "Учимся петь, играя"

Методическое пособие«Учимся петь, играя».          Автор:музыкальный руководительМорозова ...

Консультация для родителей "Учимся петь, играя".

Консультация и рекомендация для родителей "Учимся петь, играя". Подготовила и выступила с консультацией для  родителей "Учимся петь, играя" на родительском собрании в средней ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся петь играя" с применением дистанционных образовательных технологий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся петь играя" с применением дистанционных технологий...