Контрольная работа по программе «Логопедия» учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения » Тема: Центральное зрение Лабиринтит
методическая разработка по логопедии
Контрольная работа по программе «Логопедия» учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения »
Тема: Центральное зрение. Лабиринтит
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт
образовательной политики»
Центр развития адаптивного образования
Контрольная работа
по программе «Логопедия»
учебной дисциплины
«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения »
Тема:
Центральное зрение
Лабиринтит
Выполнила: Белькова Л. В.
Проверила: Будашеева А. Б.
г. Улан-Удэ
2021г.
Центральное зрение
Центральным зрением следует считать центральный участок видимого пространства. Эта функция отражает способность глаза к восприятию мелких предметов или их деталей. Это зрение является наиболее высоким и характеризуется понятием «острота зрения».
Зрительные функции человека представляют собой восприятие светочувствительными клетками сетчатки глаза внешнего мира посредством улавливания отраженного или излучаемого объектами света в диапазоне волн от 380 до 760 нанометров (нм).
Как осуществляется акт зрения?
Лучи света проходят через роговую оболочку, влагу передней камеры, хрусталик, стекловидное тело и достигают сетчатки. Роговая оболочка и хрусталик не просто пропускают свет, но и преломляют его лучи, действуя как биологические линзы. Это позволяет собирать лучи в сходящийся пучок и направлять на сетчатую оболочку так, что на ней получается действительное, но инвертированное (перевернутое) изображение предметов.
Центральное зрение обеспечивает максимальную остроту зрения и цветоразличительную чувствительность. Это объясняется изменением плотности расположения нейроэлементов и особенностью передачи импульса. Импульс от каждой колбочки центральной ямки проходит по отдельным нервным волокнам через все отделы зрительного пути, что обеспечивает четкое восприятие каждой точки предмета.
Поэтому при рассматривании какого-либо предмета глаза человека рефлекторно устанавливаются таким образом, что изображение этого предмета (или его часть) проецируется на фовеа, которая диаметром всего 0,3 мм и содержит исключительно колбочки. Концентрация колбочек в этой зоне достигает 140,000, а на удалении всего в 2-3 мм уже 4,000-5,000, поэтому по мере удаления от центра острота зрения резко снижается
Острота зрения
Центральное зрение измеряется остротой зрения. Исследование остроты зрения очень важно для суждения о состоянии зрительного аппарата человека, о динамике патологического процесса.
Под остротой зрения (Visus или Vis) понимается способность глаза различать раздельно две точки в пространстве, находящиеся на определенном расстоянии от глаза, которая зависит от состояния оптической системы и световоспринимающего аппарата глаза.
Острота зрения это величина обратная предельному (минимальному) углу разрешения (выраженному в минутах), под которым два объекта видны раздельно.
Условно принято считать, что глаз с нормальной остротой зрения способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (1/60 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра.
Угол зрения – угол, образованный крайними точками рассматриваемого объекта и узловой точкой глаза.
Узловая точка - точкая оптической системы, через которую лучи проходят не преломляясь (находятся у заднего полюса хрусталика). Глаз только в том случае видит раздельно две точки, если их изображение на сетчатки не меньше дуги в 1’, т. е. угол зрения должен быть не меньше одной минуты. Эта величина угла зрения принята за интернациональную единицу остроты зрения. Такому углу на сетчатке соответствует линейная величина в 0,004 мм, приблизительно равная поперечнику одной колбочки в центральной ямке желтого пятна.
Для раздельного восприятия двух точек глазом, оптически правильно устроенным, необходимо чтобы на сетчатке между изображениями этих точек существовал промежуток не менее чем в одну колбочку, которая не раздражается совсем и находится в покое. Если же изображения точек упадут на смежные колбочки, то эти изображения сольются и раздельного восприятия не получится.
Острота зрения одного глаза, могущего воспринимать раздельно точки, дающие на сетчатке изображения под углом в одну минуту, считается нормальной остротой зрения, равной единице (1,0). Есть люди, у которых острота зрения выше этой величины и равна 1,5-2,0 единицам и больше. При остроте зрения выше единицы минимальный угол зрения меньше одной минуты. Самая высокая острота зрения обеспечивается центральной ямкой сетчатки. Уже на расстоянии от нее на 10 градусов острота зрения в 5 раз меньше.
Классификация
Острота зрения лежит в основе форменного зрения и обеспечивает обнаружение предмета, различение его деталей и, в конечном счете, его опознание.
Различают три меры остроты зрения:
- Наименьшее видимое (minimum visibile) - это величина черного предмета, который начинает различаться на равномерно белом фоне и наоборот.
- Наименьшее разделяемое (minimum separabile) - расстояние на которое должны быть удалены два предмета, чтобы глаз воспринял их как раздельные.
- Наименьшее узнаваемое (minimum cognoscibile)
Методы исследования центрального зрения:
Использование специальных таблиц Головина-Сивцева – оптотипов – содержат 12 рядов специально подобранных знаков (цифр, букв, незамкнутых колец, картинок) разной величины. Все оптотипы можно условно разделить на две группы - определяющие minimum separabile (Кольца Ландольта и тест Е) и определяющие minimum cognoscibile. Все применяемые таблицы сконструированы по принципу Снеллена, предложенного им в 1862 году - "оптотипы должны чертиться с тем рассчетом, чтобы каждый знак, безразлично будет ли это цифра, буква или какие-нибудь значки для неграмотных, имел детали различимые под углом зрения в 1', а весь знак был бы различим под углом зрения в 5' ". Таблица рассчитана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м. Если острота зрения иная, то определяют в каком ряду таблицы обследуемый различает знаки. При этом остроту зрения вычисляют по формуле Снеллена: Visus = d / D, где d – расстояние, с которого производится исследование, D – расстояние, с которого нормальный глаз различает знаки этого ряда (проставлено в каждом ряду слева от оптотипов). Например, обследуемый с расстояния 5 м читает первый ряд, нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м, значит Visus = 5/50 = 0,1. В построении таблицы использована десятичная система: при прочтении каждой последующей строчки острота зрения увеличивается на 0,1 (кроме последних двух строчек). Если острота зрения обследуемого меньше 0,1, то определяют расстояние, с которого он разливает оптотипы первого ряда, а затем рассчитывают остроту зрения по формуле Снеллена. Если острота зрения обследуемого ниже 0,005, то для ее характеристики указывают, с какого расстояния он считаем пальцы. Например, Visus = счет пальцев на 10 см. Когда же зрение так мало, что глаз не различает предметов, а воспринимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению: Visus = 1/¥ с правильной (proectia lucis certa) или с неправильной (proectia lucis incerta) светопроекцией. Светопроекцию определяют путем направления в глаз с разных сторон луча света от офтальмоскопа. При отсутствии светоощущения острота зрения равна нулю (Visus = 0) и глаз считается слепым.
Объективный способ определения остроты зрения, основанный на оптокинетическом нистагме – с помощью специальных аппаратов обследуемому демонстрируют движущиеся объекты в виде полос или шахматной доски. Наименьшая величина объекта, вызвавшая непроизвольный нистагм и соответствует остроте зрения исследуемого глаза.
У грудных детей остроту зрения определяют ориентировочно путем определения фиксации глазом ребенка крупных и ярких предметов или используют объективные методы. Для определения остроты зрения у детей служат детские таблицы, принцип построения которых такой же, как и для взрослых. Показ картинок или знаков начинают с верхних строчек. При проверки остроты зрения детям школьного возраста, также как и взрослым, буквы в таблице Сивцева и Головина показывают, начиная с самых нижних строк.
При оценке остроты зрения у детей надо помнить о возрастной динамике центрального зрения. В 3 года острота зрения равна 0,6-0,9, к 5 годам - у большинства 0,8-1,0. В России довольно широкое распространение получили таблицы П.Г. Алейниковой, Е.М. Орловой с картинками и таблицы с оптотипами кольцами Ландольта и Пфлюгера. При исследовании зрения у детей от врача требуется большое терпение, повторное или многократное исследование.
Приспособления для исследования остроты зрения:
- Печатные таблицы
- Проекторы знаков
- Транспарантные аппараты
- Таблицы одиночных оптотипов
- Мониторы
Лабиринтит
Лабиринтит — это воспаление перепончатых образований и нервных структур внутреннего уха, которое может быть вызвано различными вирусами, бактериями и их токсинами, а также травмой.
Анатомия
Внутреннее ухо (лабиринт) находится в толще пирамиды височной кости и состоит из системы костных полостей (костного лабиринта) и включенного в них перепончатого образования (перепончатого лабиринта).
Лабиринт состоит из трех частей: улитка — слуховая часть, преддверие и полукружные каналы — вестибулярная часть.
Этиология
Источником инфекции чаще всего является очаг воспаления в полостях среднего уха или черепа, расположенный в непосредственной близости от лабиринта, но заболевание может возникать и вследствие гематогенного (по сосудам и лимфогенным путям) распространения инфекции.
Воспаление среднего уха является наиболее частой причиной лабиринтита. Инфекция из лабиринта может распространяться на мозговые оболочки или вещество мозга. Вследствие этого могут возникать различные внутричерепные осложнения (менингит, субдуральный абсцесс, абсцессы мозга и мозжечка).
По распространенности воспалительного процесса различают ограниченные лабиринтиты, когда воспалительный процесс отмечается в одной из частей лабиринта, и диффузные, захватывающие весь лабиринт.
По выраженности клинической симптоматики — острый и хронический.
По характеру воспаления лабиринтиты делятся на асептические, серозные, гнойные и некротические.
В связи с широким применением антибиотиков, гнойный и некротический лабиринтит в настоящее время встречаются реже, отмечается тенденция к увеличению его локальных, ограниченных форм.
Симптомы
В типичных случаях острый лабиринтит проявляется так называемой лабиринтной атакой — внезапно развивающимся сильным системным головокружением в сочетании с тошнотой и рвотой, атаксией (расстройство моторики), высокочастотным шумом в ухе и снижением слуха, вплоть до глухоты. Больной обычно находится в покое на стороне здорового уха, выраженность головокружения такова, что он не может поднять голову, повернуть ее в сторону — малейшее движение усиливает тошноту и вызывает рвоту, наблюдается обильное потоотделение, гиперемия или, наоборот, бледность кожи лица, брадикардия. Больному кажется, что предметы движутся по кругу — то в одну сторону, то в другую, появляется ощущение, что он «падает» с кровати.
При серозном лабиринтите симптомы сохраняются 2-3 недели и постепенно стихают. При гнойном — после стихания острого периода заболевание может приобретать затяжной характер.
При менингококковой инфекции, как правило, поражаются оба лабиринта, что сопровождается вестибулярными расстройствами, чаще нарушением равновесия. Для туберкулезного лабиринтита характерно хроническое латентное течение, прогрессирующее нарушение функций лабиринта на фоне умеренно выраженных проявлений общего инфекционного процесса (субфебрильная температура, слабость, полимиалгия (мышечная боль) и др.). Клиническая картина сифилитического лабиринтита разнообразна. Типичные случаи характеризуются флюктуирующими (преходящими) эпизодами снижения слуха и головокружения.
Диагностика
В основе диагностики лежит тщательно собранный анамнез. На приеме врач проводит отоскопию (осмотр наружного уха и барабанной перепонки), оценку вестибулярной функции, аудиометрию (исследование слуха). Пациентам с подозрением на лабиринтит рекомендуется компьютерная томография височных костей или магнитно-резонансная томография головного мозга для выявления очага инфекции.
При исследовании слуха выявляется тугоухость смешанного типа, чаще с преобладанием сенсоневрального компонента.
В общеклиническом и биохимическом анализах крови выявляются характерные признаки воспаления (лейко- и лимфоцитоз, ускорение СОЭ, повышение концентрации С-реактивного белка).
Лечение лабиринтита
Консервативное лечение включает применение специфической терапии, например, антибиотиков — с учетом чувствительности к возбудителю и способности к проникновению через гематолабиринтный барьер. Могут назначаться нестероидные противовоспалительные препараты, антигистаминные средства, во время лабиринтной атаки используются вестибулолитики (дименгидринат).
Хирургическое лечение отогенного лабиринтита заключатся в санации гнойного очага из полостей среднего уха. Санирующую операцию на ухе выполняют при любых формах лабиринтита.
Некоторым пациентам в последующем рекомендуется вестибулярная и слуховая реабилитация (слухопротезирование, кохлеарная имплантация).
Использованная литература
1. https://eyesfor.me/home/anatomy-of-the-eye/retina/central-vision.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)
Краткая аннотация книги И.Н. Самаля "Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)
Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)
Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)...

Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))
Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))...

Каткая аннотация книги Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», раздел 2.2. (стр. 22.))
Каткая аннотация книги Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», раздел 2.2. (стр. 22.))...

Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей по книге Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» (раздел 3.5 стр. 59))
Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей:1. Закаливание детского организма.2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.3. Разъяснительные работы по вреду курени...

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)
Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)...
