Характеристика основных компонентов речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей с краткой характеристикой речи детей с ТНР 3 и 4 уровня речевого развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика основных компонентов речи детей с ТНР
старшего дошкольного возраста.
III уровень речевого развития | Для детей III уровня речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Дети используют простые распространенные, а также некоторые виды сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки и главных и второстепенных членов. Грамматический строй языка у детей характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Отмечается, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова. Типичными являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений дети опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичны трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выявляют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не могут подобрать картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т.п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук выполнить не могут. |
IV уровень речевого развития | К данному уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения лексико-грамматического строя речи. При достаточно разнообразном конкретном словаре наблюдается отсутствие некоторых слов, может наблюдаться смешение признаков замена слов, близких по ситуации. Сохраняются стойкие аграмматизмы при образовании малознакомых ребенку сложных слов. Связная речь также характеризуется своеобразием: наблюдаются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях. В процессе составления рассказа дети с IV уровнем речевого развития пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями |
Неречевая симптоматика ОНР | Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа предмета (конструктивный праксис), фрагментарность при рассматривании сюжетных картин. Затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности вербализации пространственных отношений. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность работоспособности. Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное беспокойство. Синдром двигательных расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса). Недостаточность координации движений. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
"Рабочая программа" является программным документом коррекционно-развивающей работы для группы компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста с третьим уровн...

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей
Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности
Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...
- Мне нравится (1)
