Консультация для воспитателей «Первичная и вторичная профилактика нарушений чтения и письма»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развития этих расстройств. Она бывает первичной и вторичной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Первичная и вторичная профилактика нарушений чтения и письма»
Коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развития этих расстройств. Она бывает первичной и вторичной.
Первичная профилактика дислексий и дисграфий заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
- меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорождённого: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорождённого и т.п.;
- меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни;
- ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;
- ранняя диагностика и коррекция нарушения и развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребёнка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции;
- при наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка;
- работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приёмов подготовки ребёнка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.
Основа вторичной профилактики дислексий заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
- формирование полноценного функционального базиса навыков чтения по следующим разделам:
- развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;
- развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;
- формирование изобразительно-графических способностей;
- развитие сукцессивных способностей ребёнка;
- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
- у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, ещё в дошкольном возрасте, а письму – позже, в школе, т.к. дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга.
Вторичная профилактика дисграфий заключается в следующем:
- своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
- с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
- с поздним и аномальным развитием устной речи;
- с задержкой психического развития;
- с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
- с билингвизмом.
Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.
- исправление фонетико-фонематических нарушений;
- формирование функционального базиса письма по методике с пропедевтической направленностью;
- индивидуализация темпов и методов обучения письму детей из группы риска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"
Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...

«О профилактике нарушений чтения и письма» Консультация для родителей
Консультация для родителей детей 6-7 лет...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают,...
Консультация для педагогов ДОО «Профилактика нарушений чтения и письма»
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...