Консультация для воспитателей «Первичная и вторичная профилактика нарушений чтения и письма»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развития этих расстройств. Она бывает первичной и вторичной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Первичная и вторичная профилактика нарушений чтения и письма»

Коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем её начале. Профилактика – ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развития этих расстройств. Она бывает первичной и вторичной.

Первичная профилактика дислексий и дисграфий заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  • меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорождённого: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорождённого и т.п.;
  • меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни;
  • ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии;
  • ранняя диагностика и коррекция нарушения и развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребёнка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции;
  • при наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка;
  • работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приёмов подготовки ребёнка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Основа вторичной профилактики дислексий заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

  • формирование полноценного функционального базиса навыков чтения по следующим разделам:
  1. развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;
  2. развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;
  3. формирование изобразительно-графических способностей;
  4. развитие сукцессивных способностей ребёнка;
  5. развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
  • у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, ещё в дошкольном возрасте, а письму – позже, в школе, т.к. дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга.

Вторичная профилактика дисграфий заключается в следующем:

  • своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
  1. с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
  2. с поздним и аномальным развитием устной речи;
  3. с задержкой психического развития;
  4. с выраженной незрелостью изобразительных способностей;
  5. с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.

  • исправление фонетико-фонематических нарушений;
  • формирование функционального базиса письма по методике с пропедевтической направленностью;
  • индивидуализация темпов и методов обучения письму детей из группы риска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.        В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают,...

Консультация для педагогов ДОО «Профилактика нарушений чтения и письма»

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...