Роль артикуляционной гимнастики в формировании звукопроизношения детей
консультация по логопедии

Амирова Василя Раисовна

Логотренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОТРЕНИНГ для родителей

«Артикуляционная гимнастика»

Цель мероприятия:

Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

— повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах  речевого развития детей;

— познакомить с понятием артикуляционная моторика, гимнастика;

— проинформировать родителей о том, что постановка звуков у детей во многом зависит от правильного выполнения тех или иных комплексов артикуляционных гимнастик;

— научить выполнять специальные упражнения для артикуляционного

аппарата, необходимые для произношения шипящих звуков;

— обучить игровым приемам выполнения  артикуляционной гимнастики.

Оборудование:

Компьютер, проектор, мультимедийные презентации: «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях», «Прогулка для язычка»; индивидуальные зеркала, вата.

Ход логотренинга.

Сообщение сопровождается показом презентации «Формирование артикуляционной моторики на логопедических занятиях».

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения. Разучим некоторые специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Кроме того, я продемонстрирую вам некоторые приемы работы по формированию артикуляционной моторики на логопедических занятиях.

Учитель-логопед: Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которому необходимо целенаправленно учить детей.

Коррекция звукопроизношения проводится по следующей схеме:

•        Подготовительный этап, направленный на формирование правильного артикуляционного уклада в процессе выполнения артикуляционных упражнений; этап постановки звука; этап автоматизации звука в различных фонетических условиях произношения и дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционным свойствам.

•        Точность, сила и дифференцированность тонких артикуляционных движений развивается у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

        Артикуляционная моторика, гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

        Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка комплекс упражнений я составляю индивидуально, исходя из задачи, добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, важно научить каждого ребенка правильно применять соответствующие движения. То есть, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Раскроем эти понятия.

•        Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

•        Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

•        Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

•        Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

•     Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как дети научились выполнять движения, зеркало убрали, функции контроля взяли на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Любое упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенный усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес  к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Я стараюсь вовлечь детей в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого кроме игры, как основной деятельности детей, и занятий, я применяю компьютерные технологии. Электронное пособие помогает значительно повысит интерес к коррекционному процессу.

Кроме этого, для формирования артикуляционной моторики, использую комплексы упражнений, способствующие подготовке органов артикуляции к постановке звука.

Для примера приведу комплекс упражнений для шипящих звуков.

К каждому упражнению подобрана картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. (Упражнения: блинчик, месим тесто, чашечка, вкусное варенье, парашютик, лошадка, маляр)

Еще одна интересная подача артикуляционной гимнастики – это сказка.

Итак, предлагаю вам побывать в сказке.

Просмотр компьютерной презентации «Прогулка для язычка» и выполнение соответствующих упражнений перед индивидуальными зеркалами вместе с детьми. Родители сидят за столами, на которых лежат зеркала, пособия для упражнений на дыхание. Логопед демонстрирует правильное выполнение артикуляционных упражнений. Родители, взяв в руки зеркала, выполняют все инструкции логопеда, задают вопросы если что-то непонятно.

Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

В заключении логотренинга родители делятся своими впечатлениями..  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников

Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов участвующих в речевом процессе...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему : «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и раз...