таблица Виды нарушения речи
материал по логопедии
Виды нарушения речи: алалия, афазия, брадилалия, тахилалия, дизартрия, заикание, ринолалия, ОНР, ФФнр
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды нарушения речи | Особенности восприятия | Особенности памяти | Особенности внимания | Особенности мышления | Особенности эмоционально-личностной сферы | Особенности деятельности (игра, общение, межличностные отношения) |
Алалия | Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане, не до словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов При сенсорной алалии. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. | Сужен его объем, быстро угасают возникшие следы, ограничено удержание словесных раздражителей и т.д. Вербальная память страдает особенно сильно. недостаточная активность наблюдательности. | Неустойчивость, непроизвольность внимания сложности планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач. | Ограниченной пластичностью и лабильностью, недостаточной осознанностью и апеллированной доказательностью. | Проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. | Дошкольники с нарушениями речи отстают от детей с нормой речевого развития по показателям ловкости и быстроты межличностные контакты осуществляются на более низком уровне организации преобладают невербальные формы общения родительское отношение часто проявляется в форме гиперопеки речевой дефект не всегда становится причиной низкого социального статуса ребенка среди сверстников. Решающее значение имеют индивидуальные особенности личности ребенка. |
Афазия | Зрительное восприятие у дошкольников характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета Узнавание предметов и их изображений затруднено при усложнении заданий, т.е. при их зашумлении Бедность и недифференцированность зрительных образов Отсутствие прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета При приравнивании к эталону дети с ОНР чаще используют элементарные формы ориентировки Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий Дети с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв Дети не узнают буквы, наложенные друг на друга; у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически. | Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития недостаточность опосредствованной словесной памяти (воспроизведение с опорой-символом) забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий лучше развита моторная память, хуже- слуховая (дизартрия) ниже показатели преднамеренного запоминания (заикание). | Недостаточность концентрации внимания не сформированы или нарушены все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) отсутствие распределения внимания между речью и практическим действием повышенная отвлекаемость труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной повышенная утомляемость, снижение уровня развития различных свойств внимания (моторная алалия ) пропуски у детей с нарушениями речи преобладают над другими видами ошибок . | Конкретизация и узкое понимание значений признаков объектов снижен темп мыслительных процессов, нарушаются вербальные компоненты мышления (ослабление вербальных ассоциаций, нарушение актуализации конкретных предметных и абстрактных родовых и видовых значений слов) нарушены отдельные мыслительные операции (дефекты анализа и синтеза наглядных признаков предметов, расстройство в оперировании понятиями и трудности установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях). | У одних больных наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности. | У большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста недостаточная сформированность навыков совместной деятельности, коммуникативных умений, навыков сотрудничества, слабая ориентация на сверстников в ходе совместной деятельности. |
Брадилалия | Выраженное замедление процесса восприятия. Опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи. | Замедленность и расстройства памяти. | Замедленность и расстройства внимания. Страдает переключение внимания. | Мышление детей, страдающих брадилалией, характеризуется замедленностью, инструкции воспринимаются не сразу, а после нескольких повторений. Замедленность темпа экспрессивной и импрессивной (мысленной) речи. | Выдвижение на первый план таких эмоциональных черт как сочетающаяся с заторможенностью раздражительность и утомляемость. Характерна общая слабость, выступающая на фоне нарушения вегетативных функций. Вялость и заторможенность движений в повседневной деятельности. Неуклюжесть. Отсутствие мимических движений. Проблемы с координацией. Нарушение мелкой и общей моторики. Люди с этим нарушением долго включаются в какой-то вид деятельности. При этом им сложно переключаться с одной задачи на другую. Бесцельные повторения движений. | Медлительность речи и невыразительный голос могут вызывать антипатию у окружающих, поэтому у ребенка возникают проблемы с коммуникацией, в результате чего он замыкается в себе, стараясь вообще избегать разговора. |
Дизартрия | Нарушение пространственных представлений вследствие нарушений в двигательной сфере. цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). | Так, к особенностям памяти детей с дизартрией относят нарушение узнавания произнесенных слов, низкая обучаемость речи, они не могут удержать в памяти и припомнить, предъявляемое им на слух. У детей с этой патологией повышенная тормозимость слухоречевых процессов, сниженная произвольность и слуховая память. | Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности. | Суждения и логические умозаключения детей с дизартрией являются несовершенными по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. | Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. | Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая. Как правило, круг общения детей с дизартрией резко ограничен, но всё зависит от формы дизартрии. |
Заикание (логоневроз) | Восприятие слухом (сниженная функция различения звуков, снижение аудиальной памяти), главных процессов обработки речевых сообщений (сниженная функция словесных аналогий, снижение функционирования грамматического анализа). | Особенности памяти при заикании обусловлены наличием феномена фиксированности на своем дефекте. В памяти сохраняются представления о речевых запинках и о том, что связано с ними первоначально в непроизвольной, а затем в произвольной памяти (В. И. Селиверстов). При неврозоподобном заикании нарушения памяти связаны с наличием церебрастенического или гипердинамического синдрома. | Слуховое внимание (рассеянность и отвлекаемость). | Ускоренное мышление сохранность логического мышления, способность структурировать воспринимаемый материал чрезмерная детализация. | Более склонны к выражению отрицательных эмоций — неудовольствия, печали, раздражения, гнева. В связи с недостаточно реализованной потребностью в речевом общении с окружающими у них возникают неприятные переживания, сопровождающиеся чувствами подавленности, апатии, напряженности, раздражительности, агрессивности, иногда гневом. Используют способы защиты и помощи самому себе – произнесение отдельных слогов, звуков протяжно, сопровождение речи движениями, предварительное проговаривание слов шепотом. | Игра вызывает затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается речевыми нарушениями. Такие дети часто выступают в играх зрителями и берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками болезненными переживаниями ребенка, страхом речи. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить цель в игре. |
Ринолалия (гнусавость) | Врожденные небные расщелины могут повлиять на снижение слуховой функции. Отмечаются вторично обусловленные особенности речевого (фонематического) восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены вследствие искажения и несформированности фонематической системы языка. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. | Вербальная память сужен, медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена. Наиболее низкое качество будут иметь процессы памяти, которые связаны с семантикой. Дети - ринолалики затрудняются в запоминании фраз и в запоминании текстов. Это может быть связано с особенностями мышления, а также может быть обусловлено неполноценностью гностических процессов. | Внимание рассеянное, при этом его объем, и точность почти не страдают. Это затрудняет процесс познавательной деятельности. | При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных операций, трудности в установлении причинно- следственных связей: дети не могут самостоятельно разложить серию картинок в определенной последовательности, установить причинно-следственные связи между ними. | Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. | В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников. Гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом, отмечается сужение социальных и речевых контактов из-за грубого дефекта звуковой речи. |
ОНР | Нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Процессы восприятия у детей с ОНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. | У детей с ОНР наблюдаются сужение объема памяти, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и др. Особенно страдает вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. | У детей с ОНР преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. | Ригидность мышления несформированность наглядно-образного мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. | Пассивны, сензитивны, зависимы от окружающих, склонны к спонтанному поведению выраженность стрессовых реакций, доминирование отрицательных эмоций (учащиеся 1 классов) трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. | Дети малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Присутствует быстрое утомление ребенка в игре. Сама игровая деятельность затруднена. Это проявляется в несовершенстве игровых действий, трудности сосредоточения на игре, недостатке творческого подхода к сюжету. А также в сложности установления контакта с партнёрами по игровой деятельности. Игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства. |
Тахилалия | При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. | Наблюдается недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. | Неустойчивое внимание, переключаемость с объекта на объект повышенная. | Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. | Можно отметить их вспыльчивость, капризность, повышенную возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Нередко наблюдается поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости. | Наибольшие затруднения люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста. |
ФФн | Слуховое восприятие страдает, снижено фонематическое восприятие. Нечеткое разделение на слух фонем в собственной и чужой речи. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. У детей с ФФН нередка имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано , тем ниже фонематическое восприятие. | Объем памяти по сравнению с нормой достаточно скуден | Внимание у детей с ФФН неустойчиво, нестабильно и быстро иссякает, а также – слабо развито произвольное внимание, то есть ребенку трудно удерживать внимание на одной деятельности и по заданию переключать внимание на иную. | Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Уровень развития словесно-логического мышления может быть несколько снижен; | Эмоциональная лабильность; истощаемость нервной системы; беспокойны (двигательное беспокойство усиливается при утомлении); плаксивы; склонны к колебаниям настроения ; часто непослушны; заторможены ; медлительны; нарушения коммуникативной функции. | У детей с ФФН появляются трудности коммуникативного поведения, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...
Основные виды нарушений речи и их профилактика в детском саду
По результатам обследования состояния речи среди старшего и подготовительного возраста из 100 детей выявлено: с чистой речью 14 детей, с нарушениями речи: 86 детей. Поэтому проблема взаимосвязи работы...

Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста
В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....

Виды нарушений речи и логопедический массаж
В материале содержится информация для родителей какие бывают нарушения речи и нужен ли при этом логопедический массаж...
Основные виды нарушений речи и их профилактика в ДОУ
В презентации описаны основные виды нарушений и их профилактика в каждой возрастной группе....

Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией
В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей....

