таблица Виды нарушения речи
материал по логопедии

Сухорукова Вера Владимировна

Виды нарушения речи: алалия, афазия, брадилалия, тахилалия, дизартрия, заикание, ринолалия, ОНР, ФФнр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Виды нарушения речи

Особенности восприятия

Особенности памяти

Особенности внимания

Особенности мышления

Особенности эмоционально-личностной сферы

Особенности деятельности (игра, общение, межличностные отношения)

Алалия

Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане, не до словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов

При сенсорной алалии.

Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности

Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

Сужен его объем, быстро угасают возникшие следы, ограничено удержание словесных раздражителей и т.д. Вербальная память страдает особенно сильно. недостаточная активность наблюдательности.

Неустойчивость, непроизвольность внимания сложности планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач.

Ограниченной пластичностью и лабильностью, недостаточной осознанностью и апеллированной доказательностью.

Проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость.

Дошкольники с нарушениями речи отстают от детей с нормой речевого развития по показателям ловкости и быстроты

межличностные контакты осуществляются на более низком уровне организации

преобладают невербальные формы общения

родительское отношение часто проявляется в форме гиперопеки

речевой дефект не всегда становится причиной низкого социального статуса ребенка среди сверстников.

Решающее значение имеют индивидуальные особенности личности ребенка.

Афазия

Зрительное восприятие у дошкольников характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета

Узнавание предметов и их изображений затруднено при усложнении заданий, т.е. при их зашумлении

Бедность и недифференцированность зрительных образов

Отсутствие прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета

При приравнивании к эталону дети с ОНР чаще используют элементарные формы ориентировки

Дети затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий

Дети с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв

Дети не узнают буквы, наложенные друг на друга; у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически.

Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития

недостаточность опосредствованной словесной памяти

(воспроизведение с опорой-символом)

забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий

лучше развита моторная память, хуже- слуховая (дизартрия)

ниже показатели преднамеренного запоминания (заикание).

Недостаточность концентрации внимания

не сформированы или нарушены все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий)

отсутствие распределения внимания между речью и практическим действием

повышенная отвлекаемость

труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной

повышенная утомляемость, снижение уровня развития различных свойств внимания (моторная алалия )

пропуски у детей с нарушениями речи преобладают над другими видами ошибок .

Конкретизация и узкое понимание значений признаков объектов

снижен темп мыслительных процессов,

нарушаются вербальные компоненты мышления (ослабление вербальных ассоциаций, нарушение актуализации конкретных предметных и абстрактных родовых и видовых значений слов)

нарушены отдельные мыслительные операции (дефекты анализа и синтеза наглядных признаков предметов, расстройство в оперировании понятиями и трудности установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях).

У одних больных наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности.

У большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста

недостаточная сформированность навыков совместной деятельности, коммуникативных умений, навыков сотрудничества, слабая ориентация на сверстников в ходе совместной деятельности.

Брадилалия

Выраженное замедление процесса восприятия. Опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Замедленность и расстройства памяти.

Замедленность и расстройства внимания. Страдает переключение внимания.

Мышление детей, страдающих брадилалией, характеризуется замедленностью, инструкции воспринимаются не сразу, а после нескольких повторений. Замедленность темпа экспрессивной и импрессивной (мысленной) речи.

Выдвижение на первый план таких эмоциональных черт как сочетающаяся с заторможенностью раздражительность и утомляемость. Характерна общая слабость, выступающая на фоне нарушения вегетативных функций.

Вялость и заторможенность движений в повседневной деятельности.

Неуклюжесть.

Отсутствие мимических движений.

Проблемы с координацией.

Нарушение мелкой и общей моторики.

Люди с этим нарушением долго включаются в какой-то вид деятельности. При этом им сложно переключаться с одной задачи на другую.

Бесцельные повторения движений.

Медлительность речи и невыразительный голос могут вызывать антипатию у окружающих, поэтому у ребенка возникают проблемы с коммуникацией, в результате чего он замыкается в себе, стараясь вообще избегать разговора.

Дизартрия

Нарушение пространственных представлений вследствие нарушений в двигательной сфере.

цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

Так, к особенностям памяти детей с дизартрией относят нарушение узнавания произнесенных слов, низкая обучаемость речи, они не могут удержать в памяти и припомнить, предъявляемое им на слух. У детей с этой патологией повышенная тормозимость слухоречевых процессов, сниженная произвольность и слуховая память.

Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности.

Суждения и логические умозаключения детей с дизартрией являются несовершенными по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели.

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения.

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая. Как правило, круг общения детей с дизартрией резко ограничен, но всё зависит от формы дизартрии.

Заикание (логоневроз)

Восприятие слухом (сниженная функция различения звуков, снижение аудиальной памяти), главных процессов обработки речевых сообщений (сниженная функция словесных аналогий, снижение функционирования грамматического анализа).

Особенности памяти при заикании обусловлены наличием феномена фиксированности на своем дефекте. В памяти сохраняются представления о речевых запинках и о том, что связано с ними первоначально в непроизвольной, а затем в произвольной памяти (В. И. Селиверстов). При неврозоподобном заикании нарушения памяти связаны с наличием церебрастенического или гипердинамического синдрома.

Слуховое внимание (рассеянность и отвлекаемость).

Ускоренное мышление

сохранность логического мышления, способность структурировать воспринимаемый материал

чрезмерная детализация.

Более склонны к выражению отрицательных эмоций — неудовольствия, печали, раздражения, гнева. В связи с недостаточно реализованной потребностью в речевом общении с окружающими у них возникают неприятные переживания, сопровождающиеся чувствами подавленности, апатии, напряженности, раздражительности, агрессивности, иногда гневом. Используют способы защиты и помощи самому себе – произнесение отдельных слогов, звуков протяжно, сопровождение речи движениями, предварительное проговаривание слов шепотом.

Игра вызывает затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается речевыми нарушениями. Такие дети часто выступают в играх зрителями и берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками болезненными переживаниями ребенка, страхом речи. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить цель в игре.

Ринолалия (гнусавость)

Врожденные небные расщелины могут повлиять на снижение слуховой функции. Отмечаются вторично обусловленные особенности речевого (фонематического) восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены вследствие искажения и несформированности фонематической системы языка. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости.

Вербальная память сужен, медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Наиболее низкое качество будут иметь процессы памяти, которые связаны с семантикой.

Дети - ринолалики затрудняются в запоминании фраз и в запоминании текстов. Это может быть связано с особенностями мышления, а также может быть обусловлено неполноценностью гностических процессов.

Внимание рассеянное, при этом его объем, и точность почти не страдают. Это затрудняет процесс познавательной деятельности.

При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных операций, трудности в установлении причинно- следственных связей: дети не могут самостоятельно разложить серию картинок в определенной последовательности, установить причинно-следственные связи между ними.

Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками.

В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников. Гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом, отмечается сужение социальных и речевых контактов из-за грубого дефекта звуковой речи.

ОНР

Нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Процессы восприятия у детей с ОНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены.

У детей с ОНР наблюдаются сужение объема памяти, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и др. Особенно страдает вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой.

У детей с ОНР преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.

Ригидность мышления

несформированность наглядно-образного мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Пассивны, сензитивны, зависимы от окружающих, склонны к спонтанному поведению

выраженность стрессовых реакций, доминирование отрицательных эмоций (учащиеся 1 классов)

трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления.

Дети малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Присутствует быстрое утомление ребенка в игре. Сама игровая деятельность затруднена. Это проявляется в несовершенстве игровых действий, трудности сосредоточения на игре, недостатке творческого подхода к сюжету. А также в сложности установления контакта с партнёрами по игровой деятельности.

Игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства.

Тахилалия

При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают.

Наблюдается недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти.

Неустойчивое внимание, переключаемость с объекта на объект повышенная.

Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления.

Можно отметить их вспыльчивость, капризность, повышенную возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Нередко наблюдается поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости.

Наибольшие затруднения люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста.

ФФн

Слуховое восприятие страдает, снижено фонематическое восприятие. Нечеткое разделение на слух фонем в собственной и чужой речи. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. У детей с ФФН нередка имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано , тем ниже фонематическое восприятие.

Объем памяти по сравнению с нормой достаточно скуден

Внимание у детей с ФФН неустойчиво, нестабильно и быстро иссякает, а также – слабо развито произвольное внимание, то есть ребенку трудно удерживать внимание на одной деятельности и по заданию переключать внимание на иную.

Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Уровень развития словесно-логического мышления может быть несколько снижен;

Эмоциональная лабильность;

истощаемость нервной системы;

беспокойны (двигательное беспокойство усиливается при утомлении);

плаксивы;

склонны к колебаниям настроения ;

часто непослушны;

заторможены ;

медлительны;

нарушения коммуникативной функции.

У детей с ФФН появляются трудности коммуникативного поведения, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ...

Основные виды нарушений речи и их профилактика в детском саду

По результатам обследования состояния речи среди старшего и подготовительного возраста из 100 детей выявлено: с чистой речью 14 детей, с нарушениями речи: 86 детей. Поэтому проблема взаимосвязи работы...

Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста

В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....

Виды нарушений речи и логопедический массаж

В материале содержится информация для родителей какие бывают нарушения речи и нужен ли при этом логопедический массаж...

Причины и виды нарушения речи

В помощь родителям...

Основные виды нарушений речи и их профилактика в ДОУ

В презентации описаны основные виды нарушений и их профилактика в каждой возрастной группе....

Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией

В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей....