Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией
статья по логопедии

Муравьёва Светлана Владимировна

В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды нарушений речи
и особенности развития лексики и грамматики
у детей  с речевой патологией

В последнее время среди учащихся массовых школ все чаще встречаются дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.

Когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей?

Уже в дошкольном возрасте можно выявить детей c речевой патологией, а правильная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволит не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.

Данная статья адресована воспитателям, учителям, начинающим логопедам. Надеемся, она поможет избежать ошибок в диагностике нарушений речи и грамотно построить коррекционный процесс.

Зачастую, известное положение о том, что любое логопедическое обследование предполагает обязательную фиксацию состояния речевой деятельности в целом и уровня сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй), практически сводится лишь к констатации дефектов произношения.

Знание особенностей речи является исходной предпосылкой для правильной организации необходимого коррекционного воздействия.

Чем раньше начнется коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, неосложненных первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности.

Обратимся к исследователям в области логопедии. Впервые системное нарушение речи было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.[ 6, стр.126]

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине «общее недоразвитие речи» констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка:

  • фонетической (т.е. звуковой стороны);
  • смысловой стороны: лексической (словарный запас);
  • грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

В современной логопедии существует условное деление речевого развития на три уровня, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

Как правило, у детей снижена речевая активность. Они отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями, в которых много аграмматизмов. У детей нарушены четыре и более групп звуков, дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении первого звука в слове.

Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.[5, стр.71]

Как видно из определений, общее недоразвитие речи затрагивает всю систему языка, но дело в том, что в общей картине речевых нарушений у детей, наиболее заметными для родителей, а иногда также и логопедов, оказываются дефекты произношения, особенно если они распространяются на несколько групп звуков ( свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Такая картина несформированности звукопроизношения, как бы приковывает к себе внимание учителя-логопеда и он принимает подобное состояние за основной дефект, направляет свои усилия главным образом именно на коррекцию недостатков произношения. А несколько позже, в школе с удивлением констатируют у этого ребенка дисграфию и дислексию.

Подобных ошибок можно избежать, если осуществлять анализ нарушений устной речи с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития.

Знание основных принципов развития позволяет установить:

  1. Ограничивается ли дефект речи только несформированностью звукопроизношения;
  2. Распространяется ли он на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение и фонематические процессы);
  3. Охватывает ли дефект основные компоненты речевой системы ( звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).

Для этого обратимся к исследованиям в области логопедии рассмотрим подробнее виды нарушений.

Недостатки произношения отдельных звуков.

  • Звукопроизношение:Ш–нижнее;Р – велярное, иногда р = л
  • Фонемати-ческие процессы: Норма
  • Лексический запас: Норма
  • Грамматический строй: Норма

Фонетико-фонематическое нарушение 

  • Звукопроизношение: взаимозамены С=Ш(нижнее); Р=Л; З = С
  • Фонематические процессы: С=Ш; Р = Л
  • Лексический запас: Норма
  • Грамматический строй: Норма

Общее недоразвитие речи

  • Звукопроизношение: С(м/з)=Ш(м/з); Р (увел) = Л; Ж=Ш. В целом  до 15-20 непроизносимых звуков
  • Фонематические процессы: С=Ш; Р=Л
  • Лексический запас: Словарь ограничен
  • Грамматический строй: Наличие аграмматизмов

 [7, стр.7]

Без труда можно отметить, что во всех приведенных примерах речевых нарушений (различных по уровню сформированности языковых средств и выраженности дефекта), звукопроизношение оказывается нарушенным. Но лишь в первом случае оно выступает как изолированный самостоятельный дефект, проявляющийся только в виде несоответствия артикуляционного уклада и звучания фонетической системе данного языка. В двух других случаях дефекты выступают как одно из проявлений более сложного нарушения, а именно – фонетико-фонематического и общего недоразвития речи. А поскольку каждый из представленных в таблице речевых недостатков может быть преодолен с помощью адекватных их структуре методов коррекции, становится понятным, почему в ряде случаев для предупреждения появления у этих детей нарушений письма и чтения оказывается недостаточным исправления только одного звукопроизношения.

Если недостатки звукопроизношения проявляются только в виде искаженного произношения отдельных звуков, то в подавляющем большинстве случаев достаточно сформировать правильный артикуляционный уклад нарушенных звуков, и ребенок будет в дальнейшем свободно овладевать письмом и чтением, и полноценно усваивать программу обучения в целом.

По-иному следует подходить к диагностике недостатков произношения наряду с нарушениями фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя, проявляющихся в частых экспрессивных аграмматизмах.

Для того, чтобы правильно организовать коррекционный процесс, педагогу необходимо знать особенности развития лексико-грамматической стороны речи (Е.Ф.Соботович, 1971, 1974; Л.В. Лопатина, 1986). Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи, в отличие от детей с нормальным языковым развитием, характеризуется неусвоенностью некоторых сложных грамматических форм: творительного падежа, именного управления, атипичных форм, разграничения окончания по типам склонений. Дети с общим недоразвитием речи  овладевают грамматической системой языка в значительно более поздние сроки (Е.Ф. Соботович, 1981).

Показательными симптомами морфологических нарушений являются неверные согласования в роде и числе, достаточно стойкие нарушения парадигмы склонения и спряжения.[2]

Рассмотрим подробнее нарушения лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Ограниченность словарного запаса

В работах многих авторов, таких, как В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А.Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой, Т.Б.Филичевой и др., подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.[3]

Дети с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов с экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Дети с общим недоразвитием речи даже семилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис), диких животных (кабан, леопард), и др.


Трудности актуализации словаря

Нарушение формирования лексики у этих детей выражаются как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которые выражаются в вербальных парафазиях (заменах): лось - олень,  ласточка - чайка, оса - пчела, лимон - апельсин, сковорода - кастрюля, пушистый – мягкий, одежда - кофты.

Иногда дети с общим недоразвитием речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ситуативный характер.

Процесс поиска слов у детей с общим недоразвитием речи осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано.

Особенности антонимии у детей с общим недоразвитием речи

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря,

Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или анонимический ряд.

У детей с общим недоразвитием речи выявляются ошибки при подборе антонимов к преобладающему большинству слов: день - вечер, быстро - тихо, горе - весело; высоко - низкий; далеко – ближе; брать -не брать, говорить - не говорить, далеко -не далеко.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы.

Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории.


Особенности и синонимии у детей с общим недоразвитием речи

Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии.

Синонимы (равнозначные слова), по определению О.С. Ахмановой, - "это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению".

Дети с общим недоразвитием речи, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул: боец - солдат; праздничный - красивый; улица - проспект.

При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с общим недоразвитием речи воспроизводят: семантически близкие слова, часто ситуативно сходные: парк - зоопарк; праздничный - весенний; улица - дорога; идти - быстро.

В целом, у детей с такими нарушениями замедленно формируются спонтанные предпосылки к освоению фонетики и грамматики родного языка, что в свое время затрудняет обучение в школе.

Поэтому уже в дошкольном возрасте своевременное выявление детей c речевой патологией, правильная квалификация имеющиихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления тесно связаны между собой и реализуются параллельно.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи  строится по следующим направлениям:

  • Обогащение словаря
  • Уточнение значений слов
  • Формирование словоизменения

Методы и приемы логопедической работы по формированию лексики.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, описанные Л.С Выготским, С.Н Карповой. И.П.Колобовой, Л.В.Сахарным, Н.В.Серебряковой, Н.В.Уфимцевой, Г.Д.Черемухиной, А М Шахнаровичем и др.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, контингента и возраста детей.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.


Некоторые дидактические игры и задания,
направленные на обогащение словаря и развитие ассоциаций

  1. «Назови лишнее слово»
    среди имен существительных
    среди имен прилагательных
    среди глаголов
  2. «Назвать одним словом серию картинок»
  3. «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных (транспорт, овощи и т.д.)
  4. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
  5. «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?»
  6. «Назови части» (по картинке, по представлению)
  7. «Отгадай предмет по названию его частей»
  8. «Объясни, что общего у предметов»
  9. «Отгадай названия предметов по описанию его признаков»
  10. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.
  11. «Подбери соответствующие картинки к словам»
    высокий, пятнистый; лохматый, косолапый и т.д.

На формирование антонимии

  1. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»
  2. Придумать к данным словам слова-«неприятели»
  3. «Сравни наоборот»

На формирование синонимии

  1. Выбрать из трех слов два слова «приятеля»
    дом, солдат, маршал и т.д.
  2. Придумать слова-«приятели» к данным словам
    здание – (дом); печаль – (грусть) и т.д.
  3. Придумать предложение с каждым из слов «приятелей»
    Пища-корм-еда; груз-ноша-багаж и т.д

На уточнение грамматического значения слова
Существительных

  1. «Назови ласково»
    дом-домик; и т.д.
  2. «Один – много»
    волк-волки –много волков и т.д.
  3. «Что для чего?»
    сахар лежит в …(сахарнице)  и т.д.
  4. «Назови профессии»
    багаж носит - …(носильщик); трубы сваривает - …(сварщик)  и т.д.

Прилагательных

  1. « Назови ласково»
    белый-беленький и т.д.
  2. «Чей? Чья?»
    стул папы (чей?) – папин; стол мамы (чей?) – мамин  и т.д.
  3. «Скажи, какой?»
    платок из шелка (какой?) – шелковый; если светит солнце, то день (какой ?) – солнечный  и т.д.

Глаголов

  1. «Покажи картинку»
    мыла – вымыла; вешает – повесила  и т.д.
  2. «Добавь слово»
    в клетку (влетает), из клетки (вылетает)  и т.д.

Данные задания и игры помогут детям преодолеть имеющиеся у них нарушения, закрепить навыки словообразования и словоизменения, пополнить словарный запас, будут способствовать актуализации словаря детей. В свою очередь развитие речи поможет детям правильно пользоваться различными средствами языка, правильно строить фразы, более четко формулировать свои мысли.


Список используемой литературы:

  1. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.
  2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушения речи: учебно-методическое пособие. СПб : Наука-Питер, 2006.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб: Союз, 2001
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под общей ред. Т.В.Волосовец. М:В Секачев, 2007
  5. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М,:Просвещение, 1987 .
  6. Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.А. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.
  7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М: Просвещение, 1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов

Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...

занятие по развитию лексики и грамматики "Детский сад и школа"

Задания, приведенные в конспекте позволят активизировать и расширить словарный запас по данной теме...

Развитие ритмических способностей у детей с речевой патологией при коррекции нарушений слоговой структуры слова

Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способ...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....

Конспект НОД с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Грибы».

Данное занятие проводится с  детей подготовительной группы дошкольного возраста по теме «Грибы». Проводя с детьми это занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть ...