Технология сказкотерапии в коррекции речи
консультация по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта на тему
«Технология сказкотерапии в коррекции речи»
Подготовил: учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад
№ 10 «Гнёздышко»
Гриценко И.Ю.
Рубцовск, 2024
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых доказана практикой.
Одной из таких методик, являетсяиспользование сказкотерапии.
Общеизвестно, что сказка с её фантастическим миром, наполненным чудесами, тайнами и волшебством, является самым любимым литературным жанром детей. Маленький ребенок всегда с нетерпением ожидает «погружения» в воображаемый нереальный мир, чтобы активно действовать в нем, творчески преобразовывать его. Сказка позволяет маленькому человеку свободно мечтать и фантазировать, что развивает его творческие способности. Со сказочными героями ребенок учится преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Отсюда основная цель сказки - формирование правильного морального, поведенческого и речевого образа в соответствии с сюжетом и персонажами сказочной истории. Именно поэтому сказочные истории активно используются в работе и педагогом, и психологом, и логопедом. Каждый специалист находит для себя в сказке важный и значимый компонент коррекционно-развивающего воздействия на маленького ребенка.
Под сказкотерапией мы понимаем процесс поиска смысла, расширение знаний об окружающей действительности и системе взаимоотношений в нем; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. На логопедических занятиях с использованием сказкотерапии идет постоянное воздействие, прежде всего на собственно речевое развитие ребенка. Задача логопеда - это развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря,формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов с окружающими взрослыми и детьми. Работа над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках, способствует развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.
В рамках сказкотерапии можно использовать в коррекционной работе и логосказки с подходящим сюжетом.
Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической илифонематической нагрузкой.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия вкоррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно - эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
Задачи:
1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
2.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
3.Обогатить предметно-развивающую речевую среду в логопедическом кабинете и логопедической группе.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение.
2. Ребёнок проявляет интерес к игре, развивается словотворчество детей.
3. Ознакомление с логосказками способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Для педагогов:
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме.
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
1. Развивается совместное творчество родителей и детей.
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней.
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир логосказок.
Логопедические сказки способствуют совершенствованию фонематического восприятия. Например, сказка «Почему А первая?» способствует нахождению и дифференциации слов со звуком А, на звук Б сказка «Лесные музыканты», на звук В «Мыша – водолаз».
Другие логопедические сказки направлены на автоматизацию поставленных звуков. Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его голосом.
Используя логопедические сказки можно работать и над речевым дыханием. С этой целью ребенку дается задание: на одном выдохе произнеси слово «волк», далее произнеси на выдохе словосочетание «злой волк», далее короткую фразу «злой волк был голоден». При этом необходимо обучать ребенка диафрагмальному дыханию.
В логопедической сказке «Ванин сон» ребенок получает достаточную мотивацию к контролю над свой речью.
Ванин сон
В маленьком тихом городке жил-был мальчик Ваня. Жил он с родителями и старшей сестренкой. Ване вот-вот скоро исполнится шесть лет, а никак не получается у него правильно выговаривать слова. Говорит и такая каша у него, никто, кроме родных не понимает. И сколько не просили Ваню выговаривать слова правильно, он не хотел. "А зачем? Вы меня инимаете и так. Буду ававаривать, как лупачается".И неизвестно, когда бы научился Ваня разговаривать, если бы не сон, приснившийся ему однажды...
…Лето. Ваня со всей семьей на даче. Есть у него закадычный друг Илюша, но живет он в деревне по соседству. Называется деревня красиво - Матрешкино. Очень Ване нравится играть с Илюшей. Вот засобирался он к другу в гости. Идти надо через лес. Один Ваня никогда не ходил, а тут решил "мне почти шесть, совсем взрослый, пойду сам, только у мамы спрошу".
Мама Таня варила варенье, когда пришел Ваня и спросил: "Мама, можно я пойду к Люсе (Илюше)? Мы на деворе строим дом".Поскольку на соседнем дворе жила девочка Люся с бабушкой, мама спокойно отпустила сына...
Прошел Ваня деревню и по проселочной дороге зашагал к лесу. Тропинка лесная закружила его и привела на развилку. А вот дальше куда идти, направо или налево, мальчик не знал. Стал, задумался. Вдруг видит, по веткам скачет белочка. Села недалеко и спрашивает "О чем задумался, мальчик?".
-А вот не знаю, на какую тропинку тупить, чтобы в Ежкино попасть.
Белочка почему -то испугалась, но ответила :"В Ежкино...тогда тебе налево."
«Исибо, Лебочка!» крикнул Ваня и вприпрыжку помчался по тропинке, которая сворачивала налево.
«Хм, кто такаяЛебочка? И что такое исибо?» удивилась Белочка, никогда не слышавшая таких слов.
Бежит Ваня, напевает и не заметил, что лес стал гуще, темнее. А вот и домик на пути появился, как из-под земли вырос.
Из избушки на крыльцо вышла бабушка старушка.
- Ну, здравствуй, милок. Зачем пожаловал ко мне в Ежкино? К Бабке Ежке?
Не на шутку испугался Ванюша.
- Я не к тебе шел, я шел к Люсе в Ежкино. Просто не на ту тропинку тупил.
Настал черед Яге удивляться.
- Не знаю я, куда ты там тупил, но пришел в Ежкино, а Люси здесь отродясь не было, только я – Ягуся.
Ну, заходи в избу – на обед будешь.
-Не, я бабедать не буду, я к Люсе бабегу.
Захохотала Баба Яга: «Какой странный мальчик попался. Ничего не пойму, что говоришь. Но, может, хоть вкусный обед из тебя получится. А ну-ка! В избу топай да в печь полезай!»
«Ой, пасите! Ой, мапагите!» - закричал Ваня, а никто его не понимает, не отзывается.
Яга в избушку уже его затащила, приказала на лавке сидеть пока. Вдруг из-под лавки мышка тихонько ему пропищала: « А ты попробуй правильно произнести слова, слоги на свои места ставь, тогда тебя и услышат».
А огонь в печи разгорается, Яга на стол собирает да руки костлявые потирает. Ваня подбежал к окошку, распахнул ставни, и, что есть мочи закричал: «Спасите, помогите! Баба Яга поймала! Илюша, друг! Мамочкааа!!!»
На крике Ваня и проснулся. Рядом мама сидит, за руку держит, по головке гладит и спрашивает: «Что, сынок, приснилось страшное что-то?»
«Ой, мамочка, такой нос видел! Нет, не нос, не нос, а сон! Теперь я знаю, почему надо учиться говорить правильно и всегда-всегда буду стараться говорить понятно. Да и друг, наверное, обижался. Я ведь, получается, называл его девчачьим именем».
Мама улыбнулась и сказала: «Что уж там тебе приснилось, не знаю, но очень рада, что ты, наконец, все понял. Пойдем, обрадуем папу и сестренку, а потом пойдем гулять к Илюше».
Логопедические сказки расширяют кругозор ребенка и дают толчок для развития познавательной активности. Так в сказке «Звездный зайчик» рассказывается, что один зайчик любил смотреть на звездное небо и одна звездочка предложила ему посмотреть царство Звездной королевы. Они произнесли заклинание и оказались перед входом в звездный замок. Зайчику Он очень понравился и по согласию с ним Звездная королева превратила его в созвездие.
После прочтения сказки дети заинтересуются наблюдением за звездным небом, прочтением энциклопедий.
Читая сказку «Цветик-Разноцветик» дети узнают многообразный мир цветов, их названия, отличительные признаки.
Решая задачи развития связной речи, умения строить фразу в работе также используются логопедические сказки. Читая сказку «Солнечный лучик Лии», задаются вопросы по содержанию: Как зовут Солнечного лучика? Что увидел лучик, когда проснулся? Какое задание дало Солнышко лучику? За что благодарили растения Солнышко? И т.д.
Данные вопросы требуют от ребенка полных ответов, согласования слов в предложении, умения логически выражать свои мысли.
Дети практически знакомятся с такими понятиями как предложение, слово, слог, звук. Учатся различать эти понятия.
Логопедические сказки дают богатый материал для развития мелкой моторики пальцев рук: рисунки к сказкам, повтор контура букв, выкладывание заданных букв из палочек и т.д.
К логопедическим сказкам даются и такие задания: возьми карандаш синего цвета и зачеркни все встречающиеся в тексте буквы Ш, Л и др.
Используя логопедические сказки, можно ненавязчиво, в игровой форме решать коррекционные задачи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"
Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников...

Современные логопедические технологии. Технология БОС (биологическая обратная связь). Использование технологии БОС в коррекции речи: речевое дыхание.
Цель практикума – консультационно-просветительская:Познакомиться с технологией бос.Проанализировать материал по демо-версии.Выявить слабые\сильные стороны и пригодность применения в усовиях лого...

П Р О Е К Т " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."
П Р О Е К Т " Применение здоровье сберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи."...

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в п...

Паспорт проекта "Сказкотерапия в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе....
