Современные логопедические технологии. Технология БОС (биологическая обратная связь). Использование технологии БОС в коррекции речи: речевое дыхание.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Цель практикума – консультационно-просветительская:

  1. Познакомиться с технологией бос.
  2. Проанализировать материал по демо-версии.
  3. Выявить слабые\сильные стороны и пригодность применения в усовиях логопункта в доу.
  4. Подобрать доступные методы для коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_logopedicheskie_tehnologii.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Современные логопедические технологии.

Технология БОС (биологическая обратная связь).

Использование технологии БОС в коррекции речи: речевое дыхание.

Актуальность выбранной темы.

Разнообразие видов нарушений речи, с одной стороны, и невозможность достижения максимального результата коррекции речи без  применения дополнительных высокотехнологических средств в коррекционной деятельности, способствует поиску новых разнообразных методов в работе логопеда.

Значимость.

Одна из функций логопеда дошкольного логопункта – консультационно-просветительская. Постоянная возникающая необходимость показать разнообразие средств и форм в организации коррекционной деятельности, как можно более эффективно использовать любые средства в коррекции речи предполагает поиск разнообразных форм взаимодействия не только логопеда, но и педагогов и родителей с детьми. Сочетание здоровьесберегающих технологий с систематическим и целенаправленным использованием их на практике является наиболее результативным и эффективным.

Цель практикума – консультационно-просветительская:

  1. Познакомиться с технологией бос.
  2. Проанализировать материал по демо-версии.
  3. Выявить слабые\сильные стороны и пригодность применения в усовиях логопункта в доу.
  4. Подобрать доступные методы для коррекционной работы.

Знаете ли вы, что совсем скоро изменится мир и люди в нём?

Люди будущего будут жить в гармонии со своими телом, научатся заботиться о нём и эффективно использовать ресурсы своего организма. Они смогут жить дольше, здоровье их станет крепче, а жизнь насыщеннее. Уже сейчас существуют технологии, которые выводят ежедневную физическую активность и заботу о здоровье на недоступный прежде уровень. Используя комплекс БОС, вы можете узнать, на что действительно способен ваш организм.

В основе работы комплекса БОС лежит метод биологической обратной связи – когда пользователь может получать наглядную информацию о физиологических процессах, наблюдая за происходящем на экране ПК или смартфона.

Беспроводной комплекс БОС может регистрировать такие потенциалы, как:

  1. Электрокардиограмма. 2. Электроэнцефалограмма. 3. Электромиограмма

Также возможно измерять глубину и частоту дыхания и температуру. Данные передаются на устройство через Bluetooth. Датчики могут отсоединяться от одежды при необходимости.

Зная, как работает ваше тело, вы можете управлять им: улучшить своё здоровье, надолго сохранить молодость, увеличить продолжительность жизни и повысить её качество.

Что бы вы ни делали, вы можете лучше! Достигайте успехов в спорте, улучшайте силовые показатели; тренируйте выбранную группу мышц; следите за правильностью выполнения упражнений; повысьте выносливость; отслеживайте работу сердца; контролируйте уровень стресса; ускорьте реабилитацию после травм.

        Что же предлагают разработчики системы БОС для коррекции речи?

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии.

Как видно на таблице, работа над речевым дыханием стоит на первом месте. При построении коррекционной программы этот этап вначале занятий. Дыхание это основа правильной речи. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера).

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания;

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи);

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально), то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.
        В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.
Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Но то, как должен себя вести ребёнок, объясняет специалист БОС:  

 во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха. (Рассмотрим демо-версию и попробуем ее применить без подключения датчиков. В принципе, материал подобран довольно посредственный. Что может помочь, это шкала, где показан пополняющийся сосуд на вдохе и пустеющий на выдохе).

Да и уловия организации работы на логопункте не позволяют  полноценно применить высокотехнологический метод БОС.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.

Упражнения «Как дышит собачка»…

В заключении хочу сказать спасибо разработчикам БОС за охваченную тему постановки правильного речевого дыхания. Они действительно основаны на биологически обратной связи. Но вместо новомодных введений гораздо эффективнее опираться на собственный организм. Стараться прислушиваться и учиться гармонии с собственным телом и разумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с использованием современной образовательной технологии (Технология музыкального воздействия).

Жерлицина Ирина АнатольевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №39Фрунзенского района г. Санкт-ПетербургаРазвитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эсте...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...