Логопедический проект «Будем говорить красиво»
проект по логопедии (младшая, средняя группа)
Целью проекта является развитие полноценной речи ребенка, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошкольной группы.
Задачи проекта:
- выявить путем ранней диагностики нарушения звукопроизношения младших дошкольников;
- помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи;
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений для каждой возрастной группы;
- создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми дошкольного возраста;
- оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений звукопроизношения дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 81.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Русалочка»
г. Южно-Сахалинска
Логопедический проект
«Будем говорить красиво»
Выполнила:
Титова Нина Дмитриевна
воспитатель группы №12
«Бригантина»
Южно-Сахалинск
2022
Логопедический проект «Будем говорить красиво»
Автор: Костанова Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ № 25 «Русалочка» г. Южно-Сахалинск.
Сотрудники проекта:
Шкиль С.В, учитель-логопед МБДОУ № 25 «Русалочка» г. Южно-Сахалинск.
Титова Нина Дмитриевна, воспитатель группы № 12 «Бригантина» МАДОУ № 25 «Русалочка» г. Южно-Сахалинск.
Данилова Е.В, музыкальный руководитель МАДОУ № 25 «Русалочка»;
Бочкарева Мария Борисовна, инструктор по физкультуре МАДОУ № 25, «Русалочка»;
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность проекта определяется существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ.
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако, на логопункт зачисляются дети с 5 – 6 лет, причем берут не всех, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы (5 лет). Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Как показывает практика, до некоторых детей очередь так и не доходит, так как логопед вынужден брать детей с более тяжелыми нарушениями речи. А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте количество таких детей с каждым годом увеличивается.
Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно уже в младших группах детского сада. А поскольку необходимость помощи специалистов будет выяснена уже в младшей группе детского сада, то и обращаться за нею нужно немедленно, не упуская драгоценное время. Чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть.
Целью проекта является развитие полноценной речи ребенка, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошкольной группы.
Задачи проекта:
- выявить путем ранней диагностики нарушения звукопроизношения младших дошкольников;
- помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи;
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений для каждой возрастной группы;
- создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми дошкольного возраста;
- оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений звукопроизношения дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение количества детей с недостатками речевого развития;
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; | положительная оценка деятельности ДОУ; | заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой. Логопедическая работа чётко планируется. В плане отмечается время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи, нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, работа с родителями.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.
- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других разделов программы.
Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использование логопедических игр и упражнений в различных видах образовательной деятельности.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Ежегодное обследование звукопроизношения младших дошкольников свидетельствует о многочисленных нарушениях (замена и пропуски звуков, искажение, смешение звуков). Это связано с несформированностью фонематического слуха, недоразвитием или аномалиями строения артикуляционного аппарата, а также невниманием родителей к речи ребенка или неумением родителей провести необходимую работу по коррекции звуков.
Педагогический опыт показал, что воспитатели и родители вполне могут овладеть необходимыми знаниями по логопедии.
Логопедическая работа связана со всеми видами деятельности дошкольника и бытом, осуществляется в форме обучения. Само же обучение проходит преимущественно в виде специальных групповых игр (Приложение 1).
Работа по профилактике нарушений звукопроизношения проводится в виде:
- речевых игр и упражнений, упражнений на звукоподражание,
- пальчиковых игр и упражнений,
- дыхательных игр и упражнений,
- подвижных игр с текстом,
- артикуляционной гимнастики, мимических упражнений,
- массажа лица и кистей рук,
В проекте активное участие принимают воспитатели группы, музыкальный и физкультурный работники. Таким образом, было обеспечено всестороннее развитие речевой системы каждого ребенка.
Одновременно проводится работа с родителями: беседы, консультации и привлечение их к правильному формированию звукопроизношения. Кроме того, в группе организован уголок логопеда, где помещается специально подобранная логопедическая информация для родителей и воспитателей (Приложение 2).
Технология достижения цели проекта
В проекте участвуют 25 детей младшего дошкольного возраста.
Обследование и диагностика.
В рамках проекта мы планируем проведение первоначальной, затем промежуточной (в конце каждого учебного года) и итоговой диагностик.
Проводится сбор анамнестических данных детей группы (Приложение 3). В случае аномалий развития артикуляционного аппарата или поражения центральной нервной системы, прежде чем приступить к устранению речевого недостатка, родителям малышей предложено обратиться к врачу.
Для логопедического обследования используются «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», «Альбом для логопеда», специально разработанные листы диагностики (Приложение 3).
Организация и методы дифференцированной по возрасту логопедической работы.
Обучение ребёнка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов, тем самым затормаживая прежние несовершенства. Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. В логопедической работе используются приёмы, вызывающие у ребёнка положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение, т. е. положительные раздражители. Логопедическая работа должна заблаговременно чётко планироваться. В плане отмечается нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, а также время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи.
В соответствии с возрастными возможностями дошкольника характер организации и методов логопедической работы в каждой возрастной группе детского сада иной.
Младшая группа.
3 раза в неделю проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
1-2 раза в неделю на занятии проводятся дидактические игры для развития речедвигательного аппарата и правильной артикуляции согласных и гласных звуков, игры со звукоподражанием животным и звучащим предметам – «Угадай, кто как кричит», рассказы со звукоподражанием. Несколько раз в неделю подвижные или хороводные игры с песенками и потешками: «У медведя во бору», «Бабушка Маланья».
Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха. Для этого физкультурный работник включает в свои занятия элементы логоритмики. В младшей группе педагоги учат детей говорить на одном выдохе, короткими фразами от 2 до 5 слов
В младшем возрасте внимание детей сосредоточивается преимущественно на взрослом. Поэтому при обучении речи мы используем индивидуальный подход, обращаемся в каждом случае к отдельному ребёнку. На каждом занятии «обыгрывается» только один звук, на остальные обращается внимание без особой задержки на них. После усвоения лёгких по артикуляции звуков переходим к обучению более трудным звукам. В младшей группе занятия тесно связаны с организованной игрой, особенно в первом полугодии, поэтому и логопедическая работа полностью проводится в форме игры, а также используются сказки, картинки.
Проводится информационно-просветительская работа с родителями в виде групповых и индивидуальных консультаций на тему «Раннее речевое развитие ребенка», оформление уголка логопеда подборкой игр и упражнений, адаптированных для самостоятельных занятий с детьми. Обращаем внимание родителей на значение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъясняем и показываем, в чём состоит логопедическая работа, подчеркиваем полезность и необходимость разумных требований к ребёнку.
Средняя группа.
Продолжается работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики в виде гимнастики с элементами самомассажа (3 раза в неделю).
Для воспитания у детей чистого и правильного произношения слов проводятся занятия, которые состоят из дидактических игр для развития речевого слуха и речедвигательного аппарата, из проговаривания потешек и считалок (хором или по одному). Используем более сложный речевой материал и речевые игры. Вся работа над произношением носит систематический характер, закрепляем усвоенное в младшей группе и вновь осваиваются остальные неправильно произносимые звуки.
В этом возрасте уже значительно меньше неправильностей в произношении, чаще всего встречаются недочёты в произношении шипящих и соноров. Логопедическое воздействие ведется в форме фронтальных и подгрупповых игр и упражнений, включенных во все виды деятельности (физкультурная, музыкальная, образовательная).
Начиная со средней группы воспитатель проводит игры, развивающие дыхание. Как и придыхательной гимнастике, строго соблюдаем правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением её. В процессе речи приучаем детей вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Для развития длительного, плавного речевого выдоха предлагаем детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счёт с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводим в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ». Учим детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого, беседуя или рассказывая, читая сказку, стихотворение, говорим короткими фразами, вдыхая пред каждой из них. Ребёнок через рефлекс подражания усваивает эту манеру говорить. Когда же ребёнок плохо владеет дыханием, он заучивает сказку, стишок таким образом: воспитатель вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба повторяют её; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом.
Продолжается информационно-просветительская работа с родителями в виде консультаций, оформление уголка логопеда в соответствии с возрастными особенностями детей. Каждому из родителей показываем, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекаем их к работе над речью ребёнка дома, закрепляя достигнутое в детском саду. Изучаем отношение членов семьи к ребёнку, чтобы не допустить высмеиваний его речи, угроз при требовании говорить правильно.
Критическое отношение к своим недочётам речи и связанное с этим желание избавиться от них, проявляющийся взаимный учёт деятельности (и недостатков речи) облегчает работу с детьми этого возраста.
Старшая группа.
С детьми старшей группы продолжаем проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику (2-3 раза в неделю), закрепляем звуки, недостаточно автоматизированные в средней группе, преодолевая наиболее упорные недостатки в произношении шипящих звуков, соноров.
С целью воспитания звуковой культуры речи детей систематически проводятся на занятиях два – три раза в неделю пятиминутные упражнения: дидактические игры для развития фонематического слуха, игры со звукоподражанием, хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок, народных потешек, подвижные игры с пением, диалогами. При проведении дидактических игр учитываются индивидуальные особенности детей: слабым дается более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный, робких подбадриваем, бойких подзадориваем, слишком резвых притормаживаем.
Информационно-просветительская работа с родителями проводится в форме консультаций, открытых уроков, через оформление уголка логопеда информацией, соответствующей возрастным особенностям детей.
Недочёты детского дыхания преодолеваем: 1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигаем через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3-5 минутами. Используем дыхательные игры и упражнения во время занятий физкультурой, которые развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.
Музыкальный работник на своих занятиях для развития дыхания использует пение с соответствующими тексту движениями, в старшей группе чтение стихов под маршировку или с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого подбираются стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и форме. Успех закрепляется постоянным контролем за дыханием детей и соответствующим внушением со стороны всех педагогов.
Для развития голоса музыкальный руководитель и воспитатель 1-2 раза в неделю проводят соответствующие игры.
Подготовительная группа
Продолжается работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики (1-2 раза в неделю), корректируются неправильно произносимые звуки (в основном соноры).
Продолжаем воспитывать звуковую культуру речи с помощью дидактических игр для развития фонематического слуха, игр-драматизаций, проговаривания чистоговорок и скороговорок.
Монотонность речи преодолеваем обогащением интонаций, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод – выразительное произношение педагогом и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Предварительно объясняем, в каких словах, фразах какие чувства выражаются, а затем стараемся заразить ими детей и предложить им произнести этот текст. (Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнком). Повышение и понижение тона и богатство модуляций (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигаем подражанием педагогу или декламацией под музыкальное сопровождение.
Для развития речевого дыхания физкультурный работник и музыкальный руководитель включают в свои занятия элементы логоритмики (1-2 раза в неделю).
Информационно-просветительская работа с родителями проводится в форме консультаций, открытых уроков, через оформление уголка логопеда подборкой игр и упражнений для самостоятельных занятий с детьми. Родителям детей данной группы разъясняем важность чистого произношения, правильной речи для будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный: май – август 2016 г.
Задачи:
1. Сформировать информационный банк данных о детях, посещающих вторую младшую группу
На этом этапе необходимо ознакомиться с анамнестическими данными детей. Также важно на данном этапе подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать примерное планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями младших дошкольников. К данному виду работ подключаются медицинский работник, методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
2 этап. Реализация: сентябрь 2016 – май 2018 г.
Задачи:
1. Проведение профилактической работы с детьми
2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы.
2. Продолжить создание базы дидактических материалов.
3. Оказать консультационную помощь педагогам, родителям воспитанников
Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий согласно планированию логопедической работы (Приложение 4).
3 этап. Контрольно-диагностический. Май, 2018 г.
Задачи:
1. Определить эффективность проделанной работы.
2. Обобщить опыт по внедрению проекта на базе МАДОУ № 25 «Русалочка».
Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы начиная с младшего возраста.
Риски при реализации проекта
1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим статусом, аномалиями развития артикуляционного аппарата.
2. Нестабильная посещаемость дошкольниками ввиду пропусков по болезни.
3. Непринятие родителями рекомендаций логопеда, пассивное участие в проведении логопедической работы.
4. Пассивность детей во время проведения логопедической работы.
5. Большое количество детей в группе не позволит в должной мере оказать индивидуальный подход.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
1. Отработка механизмов использования приемов логопедической работы в условиях дошкольной группы на занятиях и вне их.
2. Создание перспективного плана работы для каждой возрастной группы.
3. Сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения, а также числа детей с ОНР и ФФНР.
4. Разработка рекомендаций для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками.
5. Создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий.
6. Использование логопедических упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.
Бюджет проекта мы не рассматриваем, так как реализация проекта предполагается в рамках инновационной работы учителя-логопеда, воспитателей и узких специалистов ДОУ, не потребует материальных вложений извне
Логопедический проект «Будем говорить красиво»
Срок реализации проекта с 12.09.2022г.
Срок | Содержание | Задачи |
2 младшая группа (3-4 года) | ||
Сентябрь | Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 3-4-летнего возраста» | Ознакомление родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет. |
Д/И «Что звучит?» | Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать. | |
Д/и «Большие и маленькие» | Развивать внимание, память, развивать умение правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе. | |
НОД "Заюшкина избушка" | продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Формировать умение детей внимательно слушать сказку. Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, отгадывать загадки, формировать навыки диалогической речи. Развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал. Развивать речь, память, творческую активность. Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Заюшкина избушка». Прививать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение сопереживать героям сказки, желание помогать другим, быть вежливыми. | |
Настольный театр «Три поросенка» | Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки. | |
Д/и «Назови ласково» | Образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик). | |
Артикуляционная гимнастика «Птенцы» («Домик открывается) | Развивать умение у детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | |
Октябрь | Д/и «Составь рассказ по картинке» | Развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам. |
НОД «Мои любимые игрушки» | Расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга. | |
Папка-передвижка: Рекомендации родителям «Учим ребенка общаться». | Познакомить с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами. | |
Настольный театр «Теремок» | Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки. | |
Д/и «Назови детенышей животных» | Закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Формировать умения правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе. | |
Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность | |
Ноябрь | Д/и «Назови предмет» | Развивать речь, пополнить словарный запас детей. |
Настольный театр «Колобок» | Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки. | |
«Сказка в гости к нам пришла» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» | Формировать умение у детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Формировать умение подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. | |
Д/и «Что, где, когда?» | Развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов. | |
Праздник правильной речи «Путешествие в страну игрушек» | Закрепить правильную артикуляцию и произношение гласных звуков. Формировать умение различать речевые и неречевые звуки. Дифференцировать гласные звуки А,У, И ,О на слух и по артикуляции. Формировать умение воспроизводить заданный ритмический рисунок со звуками. Расширять словарный запас, активизировать речь детей. Создание праздничного настроения. Развивать правильное речевое дыхание. Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать мимическую мускулатуру . Развивать память детей, активизировать процессы мышления. | |
Рекомендации «Какие сказки нужно читать детям» | Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы. | |
Артикуляционная гимнастика «Заборчик» | Развитие артикуляционной моторики. | |
Декабрь | Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются» | Развивать речь и логическое мышление |
НОД «Домашние животные» | Создать условия для речевой активности детей, развития связной речи. Способствовать развитию умения составлять описательный рассказ с помощью воспитателя, умению называть действия. развивать навыки свободного общения с педагогом и детьми, умение формулировать вопрос и правильно отвечать на задаваемые воспитателем вопросы, проявлять инициативу. Воспитывать бережное отношение к животным. | |
Настольный театр «Курочка Ряба». | Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки. | |
Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое» | Цель. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое». | |
Мастер-класс «Играем пальчиками –развиваем речь» | Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. | |
Д/и «Что нужно человеку» | Развивать речь, воображение, память. | |
Артикуляционная гимнастика «Пятачок» | Развитие артикуляционной моторики. | |
Январь | Д/и «Полезные прятки» | Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в. |
НОД «В гости к сказке» | Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Продолжать формировать умение произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение. Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь. | |
Д/И «Назови ласково» | Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
НОД Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях | |
Хороводная игра «Заинька, походи…» | Помочь детям понять содержание русской народной песенки; Формировать умение у детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями. | |
Рекомендации родителям «Читаем дома» | Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы. | |
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы снаружи» | Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. | |
Февраль | Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке) | Развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас. |
НОД «В гости зайка к нам пришёл…» | Развивать речь, память, расширить словарный запас детей, интерес к природе, эмоциональную отзывчивость; развивать умение узнавать и называть цвет (зеленый, оранжевый, красный), форму (круглый, длинный), величину (большой – маленький); Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, доброе отношение к игровым персонажам, создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы. Закрепить умение детей описывать игрушку и предметы; закрепить название овощей и фруктов; учить детей подбирать ласкательно-уменьшительные слова. | |
НОД «Звуковая культура речи: звук с» | Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. | |
Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» | Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы | |
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку | |
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика» | Оказание помощи родителям в овладении основными приемами дыхательной гимнастики | |
Артикуляционная гимнастика «Шарик» | Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. | |
Март | Д/и «Опиши предмет» | Развивать умение у детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия). |
НОД Звуковая культура речи: звуки «м», «мь». Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков «м», «мь» в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | |
Д/И «Перышко, лети!» | Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. | |
Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено | |
Русская народная игра «Зеркало» | Развивать умение у детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем. | |
Артикуляционная гимнастика «Сдуй с ладошки» | Развитие артикуляционной моторики. | |
Апрель | Д/и «Один-много» | Упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары. |
НОД Звуковая культура речи: звуки «п», «пь». Дидактическая игра «Ярмарка» | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков «п», «пь». С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками «п», «пь». | |
Д/И «Части суток» | Создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности. | |
Информационный стенд «Книжки в нашем доме» | Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. | |
НОД Звуковая культура речи: звуки «б», «бь» | Упражнять детей в правильном произношении звуков «б», «бь» (в звукосочетаниях, словах, фразах) | |
Круглый стол «Игра как средство развития речи дошкольников» | Ознакомление родителей с играми, упражнений по развитию речи у детей, которые можно играть дома, по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. | |
Д/И «Бабочка, лети!» | Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. | |
Артикуляционная гимнастика «Хомячок» | Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. | |
Май | Д/и «Кто что ест» | Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает» и т. д. Например: собака грызет косточку. |
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц»; Помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) | |
Д/И «Скажи какой?» | Развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря. | |
НОД «В поисках колобка» | Закрепить знания детей о сказках, прочитанных ранее; развивать интерес детей к художественной литературе (русским народным сказкам); Закрепить умение детей понимать и отгадывать загадки; Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос воспитателя, отвечать на него; Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, закрепить знания о домашних и диких животных; закрепить понятия «фрукты-овощи». Развивать внимание, память, мышление двигательную активность; мелкую моторику рук; умение разгадывать загадки о диких животных; активизировать речь. Воспитывать познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам, вызвать желание помочь им. | |
Д/И «Звуки вокруг нас» | Развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. | |
Артикуляционная гимнастика «Расчёска» | Развитие артикуляционной моторики. | |
Развлечение «Путешествие в Мурляндию» | Организовать тематический досуг воспитанников. Закрепить представление детей о кошках, их разновидностях и особенностях поведения; Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к кошкам; Корректировать психоэмоциональное состояние воспитанников с общим недоразвитием речи; Формировать положительный эмоциональный настрой в совместной деятельности детей и взрослых; Развивать коммуникативные умения, потребность в общении со сверстниками; Развивать координацию движений, регулировать мышечный тонус; Воспитывать чувство темпа и ритма; Формировать навыки самовыражения с помощью мимики и жестов; Закрепить разученные ранее танцевально-ритмические движения; Воспитывать интерес к изобразительному исскуству. | |
Рекомендации родителям «Как организовывать праздник в семье». | Знакомство родителей с играми, которые можно предложить детям на семейном празднике (игра – драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание песенок - потешек, кукольный театр ) | |
средняя группа ( 4-5 лет) | ||
Родительское собрание «Развитие речи наших детей» | Расширять знания родителей о речевых особенностях детей; Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей; Побуждать родителей, помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми; Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения. | |
Ритмическое упражнение «Скороговорка» | Формировать умение у детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку. | |
Д/И «Скажи, что ты слышишь» | Накопление словаря и развитие фразовой речи. | |
Д/И «Продавец и покупатель» | Развитие словаря и фразовой речи. | |
Д/И «Дай действия словам» | Активизация словаря, развитие связной речи, внимания | |
НОД «Домашние животные и их детеныши» | Формировать умение у детей образовывать сложные слова; Формировать умение у детей образовывать притяжательные прилагательные; Активизировать словарь по теме; Закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа; Расширять словарь антонимов; Развивать словообразование и словоизменение. | |
Артикуляционная гимнастика «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | |
Октябрь | НОД «Магазин игрушек» | Развивать умение у детей связно и последовательно рассказывать об игрушке, опираясь на схему-модель. Развивать у детей логическое мышление и память, воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Д/И « Жмурки с голосом» | Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве. | |
Д/И «Подскажи словечко» | Развитие мышления, быстроты реакции. | |
Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан» | Формировать умение у детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма. | |
Д/И «Слушай и выполняй» | Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи. | |
НОД «Ябеда» | Сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества. Упражнять слоговый анализ, синтез и подбор синонимов; развить слуховое восприятие, слуховую память, внимание, творческое мышление, фразовую речь и мелкую моторику; воспитать чувство ответственности | |
Ритмическое упражнение «Листики и капельки» | Формировать умение у детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма. | |
Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность | |
Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч». | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях | |
Ноябрь
| Д/И «Мяч бросай и животных называй» | расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. |
НОД «Сказочные приключения» | Развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать устную речь. Прививать интерес и любовь к устному творчеству. Развивать внимание, логическое мышление, память, творческое воображение, воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость. | |
Ритмическое упражнение «Осень» . | Формировать умение у детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма | |
Д/И «Запомни слова» | Накопление словаря, развитие памяти. | |
Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда липравильно звучит наша речь» | Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми. | |
Д/И «Горячий – холодный» | Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | |
Артикуляционная гимнастика «Домик открывается» | Формировать умение у детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | |
«Праздник правильной речи» | Развивать связную речь, расширять словарный запас детей; Развивать фонематический слух и восприятие; Развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность; Развивать общую моторику; Активизировать речевую деятельность детей; Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе; Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. | |
Декабрь | Д/И «Кто кого обгонит?» | Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении. |
Игра с мячом «Животные и их детеныши» | закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | |
Д/И «Поймай рыбку» | Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков. | |
НОД «Жизнь природы зимой» | Формировать умение придумывать движения к пляскам (танцам), проявлять самостоятельность в творчестве, ориентироваться в пространстве и владеть собственным телом, побуждать к инсценированию содержания песен и игр. Развивать навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов. Развивать координацию общих движений и тонких движений пальцев рук, умение передавать через движения характер музыки, разыгрывать различные ситуации. Развивать коммуникативные навыки детей: взаимопонимание, дружелюбие, умение работать в коллективе. Улучшить навыки звукопроизношения и речь, развивать физиологическое и речевое дыхание, слитность речи. | |
Ритмическое упражнение «Скворушки» | Формировать умение у детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. | |
Д/И «Из чего сделано?» | Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. | |
Д/И «Эхо» | Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память | |
Педагогическая гостиная на тему: «Лепбук-как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей». | Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. | |
Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | |
Январь | Игра с мячом «Кто как разговаривает?» | Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. |
Д/И «Кто кем был?» | Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. | |
Ритмическое упражнение «Повтори, как я» | Формировать умение увоспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность. | |
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии детей» | Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. | |
НОД Автоматизация звука «Ш»«Шепелявое приключение» | Развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу: определение места звука «Ш» в слове. | |
Д/И «Что звучит?» | Развитие слухового внимания и наблюдательности. | |
НОД «Путешествие в заколдованный лес» | Развитие речевой активности и активизация словаря дошкольников по теме «Зима». Уточнить и расширить знания детей о признаках зимы; Продолжать развивать речь как средство общения; Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие; Работать над развитием грамматического строя языка, упражнять в подборе прилагательных к существительным; Развивать умение поддерживать беседу; Работать над развитием памяти, логического мышления, внимания, творческого воображения; Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения; Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. | |
Артикуляционная гимнастика «Лягушка» | Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | |
Февраль | Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» | Развитие мышления, быстроты реакции. |
НОД «Путешествие по стихам А.Л. Барто» | Закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто. Развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес; воспитывать интерес к стихотворениям. | |
Д/И «Какой звук чаще звучит?» | Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. | |
Д/И «Громко-шепотом» | Формировать умение у детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. | |
Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег". | Формировать умение у детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма. | |
Д/И «Кто, чем занимается?» | Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей. | |
Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!» | Способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития. Совершенствовать фонематический слух: продолжать формировать умение у детей называть слова с определенным звуком; Формировать умение составлять слова из слогов (устно); Упражнять в составлении простых предложений; Развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря; Воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам. | |
Артикуляционная гимнастика «Зайчик» | Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | |
Март | Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» | Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». |
Д/И «Лодочка и пароход» | Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. | |
Д/И «Лови да бросай - цвета называй» | Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. | |
Викторина «Путешествие по сказкам» | Уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров. Обогащать и активизировать словарь по теме "Сказки"; Продолжать работу по формированию навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; Формировать умение правильно и полностью отвечать на вопросы; Закрепить умение узнавать сказки по определённым предметам, называть героев определенных сказок; Развивать внимание, память, логическое мышление; Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и задания; Способствовать развитию умения слушать товарищей и помогать им; Формировать дружеские взаимоотношения между воспитанниками; Создать положительный эмоциональный настрой. | |
Памятка «Пять простых советов логопеда родителям» | Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка. | |
Д/И «Лови да бросай – цвета называй» | Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. | |
Артикуляционная гимнастика «Окошко» | Развивать мышечную силу и подвижность губ. | |
Апрель | Игра с мячом «Скажи ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. |
НОД «Составление рассказа о домашнем животном» | Развивать умение выделять и называть характерные особенности домашних животных. Развивать умение составлять связные высказывания из 3-4 предложений. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме. | |
Д/И «У кого какое?» | Закреплять образование прилагательные от существительных . | |
Д/И «Чья голова?» | Закреплять согласование существительного с прилагательным. | |
Д/И «Скажи по-другому» | Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). | |
НОД «Невыдуманная история» | Формировать умение у детей, рассказывать по содержанию сюжетной картины, с последовательно развивающимся сюжетом; Содействовать умению работать в группах; Поощрять попытки высказывать свою точку зрения; Продолжать развивать наблюдательность, умение подмечать малозаметные предметы. | |
Семейная гостиная «А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи). | Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в дошкольном возрасте. | |
Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с подбородком» | Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. | |
Май | Игра с мячом «Кто как передвигается?» | Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. |
Д/И «Четвёртый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | |
Открытое мероприятие по развитию речи : «Сундучок сказок» | Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения из сказок; объяснять значение слов. | |
Артикуляционная гимнастика «Обезьянка» | Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | |
Д/И «Закончи предложение» | Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. | |
Консультация «Речь родителей – образец для ребенка» | Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей через совместную деятельность. | |
Литература
1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. 1990, №8.
2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994.
Вареник Е.Н., Корлыханова З.А. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультре. – М., 2009
3. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Еккатеринбург, 1996.
4. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 1998.
5. Верясова Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. – Екатеринбург, 2000.
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.
7. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – Москва. 2003.
Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб., 2013.
8. Калинина Т. В., Николаева С.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград, 2012.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». – М., 2003.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР». – М., 2002.
12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». – М., 2002г.
13. Лопухина И. С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». – СПб, 1998.
15. Логопедия. /Под редакцией Л. С. Волковой. – М., 2001.
16. Методы обследования речи у детей. / Под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В. ч. 1. – М., 1992.
17. Научно – методический журнал «Логопед в детском саду». № 4, 5, 6, 2006.
Нищева Н.В., Гаврищева Л.Б. Логопедические распевки. – СПб, 2007.
18. Репина З. А., Васильева Т. В. В мире звуков и букв. – Екатеринбург, 1995.
19. Сборник методических рекомендаций / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб, 2002.
20. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
22. Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. /Дошкольное воспитание. 1989, №3.
23. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1991.
24. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
25. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб, 2004.
26. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Будем говорить красиво"
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вов...

Будем говорить красиво!
Говорим всегда красиво,Смело и неторопливо!Ясно, четко говорим, Потому что не спешим!У нас во рту живет язык,К словам знакомым он привык.Легко сказать ему «вода,Утенок, небо, нет и да».Но пусть он ска...

Проект Будем говорить красиво
Проект "Будем говорить красиво" направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Будем говорить красиво"
Основной целью является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции....

Проект по речевому развитию «Буду говорить красиво!»
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 5 д...
проект "Будем говорить красиво!"
проект учиетля-логопеда по формированию правильной и красивой речи у детей 3-5 лет с участием родителей...

Семинар-практикум для родителей МБДОУ "Тотемский детский сад №9 "Сказка" "Будем говорить красиво и грамотно"
Слушатели познакомились с особенностями высшей психической деятельности детей с тяжёлым нарушением речи и узнали о формах речевого недоразвития, которые могут отразиться на ошибках письма в период шко...
