Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы с ЗПР «Встреча у портрета Сергея Есенина» (Лексическая тема «Времена года»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
МБДОУ «Детский сад № 107»
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной
к школе группы «Встреча у портрета Сергея Есенина»
(Лексическая тема «Времена года»)
учитель-логопед Нетужилкина Ирина Вячеславовна
Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме "Времена года", посредством знакомства с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
- Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе.
- Развивающие:
- Расширять и обогащать словарный запас детей по теме "Времена года".
- Развивать у детей память, внимание, мышление.
- Стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости и любознательности на художественное слово.
- Развивать связную речь.
- Воспитательные:
- Воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. А. Есенина.
- Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: портрет С. Есенина, ИКТ, презентация, ноутбук, аудиозаписи музыкального материала, виртуальная экскурсия по дому С.А. Есенина в Константиново, домашняя утварь русской избы (кувшин, самовар, настольная лампа, стол, лавки, кочерга, прялка), музыкальные инструменты (гусли, гармонь, рожок, деревянные ложки), сундук, 4 замка с ключами, игровое пособие «Тауматроп» (признаки осени), магнитная доска, ствол берёзы, листики.
Литературный материал:
Фрагменты стихотворений С.А. Есенина: «Закружилась листва золотая…», «Поет зима – аукает…», «Наступление весны», отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина», «Табун», «Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Темна ноченька, не спится...».
Музыкальный материал:
«Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко, ст. С. Есенина.
Р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени» (обр. М. Александровой).
Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железнова.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. А. Есенина; разучивание русских народных игр, стихотворений.
Словарная работа: сени, люлька, рукопись, горница, похвальный лист, икона.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 107»
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной
к школе группы «Встреча у портрета Сергея Есенина»
(Лексическая тема «Времена года»)
учитель-логопед Нетужилкина Ирина Вячеславовна
Цель: создание условий для воспитания у детей любви к природе родного края, посредством знакомства с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
- Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе.
- Развивающие:
- Развивать у детей память, внимание, мышление.
- Стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости и любознательности на художественное слово.
- Развивать связную речь.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные:
- Воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. А. Есенина.
- Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: портрет С. Есенина, ИКТ, презентация, ноутбук, аудиозаписи музыкального материала, виртуальная экскурсия по дому С.А. Есенина в Константиново, домашняя утварь русской избы (кувшин, самовар, настольная лампа, стол, лавки, кочерга, прялка), музыкальные инструменты (гусли, гармонь, рожок, деревянные ложки), сундук, 4 замка с ключами, игровое пособие «Тауматроп» (признаки осени), магнитная доска, ствол берёзы, листики.
Литературный материал:
Фрагменты стихотворений С.А. Есенина: «Закружилась листва золотая…», «Поет зима – аукает…», «Наступление весны», отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина», «Табун», «Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Темна ноченька, не спится...».
Музыкальный материал:
«Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко, ст. С. Есенина.
Р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени» (обр. М. Александровой).
Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железнова.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. А. Есенина; разучивание русских народных игр, стихотворений.
Словарная работа: сени, люлька, рукопись, горница, похвальный лист, икона.
Ход проведения:
I. Организационный этап.
Зал празднично украшен. У центральной стены находятся декорации в стиле русской избы. Учитель-логопед с детьми под музыку «Отговорила роща золотая» на стихи С. А. Есенина входят в зал и встают в круг.
Учитель-логопед (на слайде изображена осень):
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Дети, вы знаете, кто такие туристы? (Ответы детей). Правильно, это люди, которые путешествуют, узнавая при этом много нового и интересного. Предлагаю вам сегодня стать туристами и совершить увлекательное, познавательное путешествие. А на чём мы отправимся в путь, нам поможет определить волшебный кубик.
Речевая игра «Волшебный кубик»
Цель: развитие речевой активности детей.
Оборудование: кубик, на гранях которого изображен транспорт: автобус, самолёт, катер, машина, велосипед, поезд.
Ход игры (дети, передавая кубик, друг другу, произносят слова):
Кубик детям передай, на чем поедем, угадай!
Ребёнок, у которого в руках оказывается кубик, после произнесённой фразы называет вид транспорта. Последней гранью кубика выпадает катер.
Учитель-логопед:
Дети, садитесь на свободные места в катере. Мы отправляемся в путешествие. Дети садятся на лавки.
(на слайде изображена река Ока в селе Константиново).
В пути дети делают пальчиковую гимнастику - ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук под речевое сопровождение).
Две ладошки я прижму, паруса я подниму и по речке поплыву.
II. Основной этап (слайд дом-музей Есенина)
Учитель-логопед:
Ребята, как называется река, по которой мы плывем? (ответы детей) Мы передвигаемся по реке Оке, которая протекает в Рязанском крае. Интересно, куда же мы приплыли? Посмотрите, на берегу находится чей-то дом.
Как вы думаете, что это за дом? (предположения детей)
Хотите узнать? Давайте подойдем и постучимся (учитель-логопед стучится в дверь, появляется экскурсовод (учитель - дефектолог).
Экскурсовод:
Здравствуйте дети! Рада вас приветствовать в доме - музее поэта Сергея Александровича Есенина, селе Константиново Рязанской области. Поэт родился и вырос в этом прекрасном крае. 3 октября мы будем праздновать день рождение великого поэта, нашего с вами земляка.
От берез светлым светло,
В синеве сатиновой
На Оке стоит село
Чудо – Константиново
Легкой дымкой Окский плёс
Осень занавесила
В каждом трепете берез
Здесь живет поэзия…
Ребята, присаживайтесь на лавки. Предлагаю вам посмотреть и послушать,
как жил С.А. Есенин.
Виртуальная экскурсия по дому-музею С.А. Есенина.
Цель: расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей.
Экскурсовод (слайды меняются, в соответствии с рассказом экскурсовода):
В этой бревенчатой маленькой избе жила семья Есениных. Внутри дома сохранилась обстановка, как при жизни поэта. При входе в дом – небольшие темные сени, дальше вход в теплую часть дома. Перед печкой небольшая комнатка с люлькой, в которой спал Сергей Есенин. Тут сундук с книгами и рукописями. В горнице стоит небольшой стол с лампой, над которым на стене висят семейные фотографии и похвальный лист Есенина из школы. В крохотной кухоньке старинные часы, посуда, самовар и развешенная по деревянным вешалкам одежда поэта. Родительская спальня. Здесь в красном углу висят иконы, на кровати можно видеть крестик матери Есенина.
Учитель-логопед: ребята, какие предметы быта вы запомнили? (ответы детей: люлька, рукописи, лампа, самовар и др.)
Экскурсовод: у нас есть хорошая, добрая традиция. Всем нашим посетителям мы дарим подарки. Отдает сундук.
Учитель-логопед: спасибо за подарок. Ой, ребята, а сундук закрыт на замки!
Экскурсовод: да, чтобы его открыть, вам надо выполнить задания, а помогут вам в этом стихи С.А. Есенина.
1 задание - учитель-логопед:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
(фрагмент стихотворения С.А. Есенина «Закружилась листва золотая»)
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Вам надо рассказать о признаках осени полным предложением, а помогут вам в этом – осенние вертушки («Тауматроп»).
Берите их в руки, крутите, смотрите, что вы увидите, нам расскажите.
Свой ответ начинайте со слов: «Я увидел, что осенью…»
Упражнение «Признаки осени»
Цель: развитие синтаксического строя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ). Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности, зрительного внимания. Уточнение и закрепление знаний детей об осени и её признаках.
Ход игры: дети крутят вертушки, на которых при вращении две картинки сливаются в одну, по очереди говорят:
Я увидел, что осенью…бывает листопад.
Я увидел, что осенью…птицы улетают на юг.
Я увидел, что осенью…идет дождь.
Экскурсовод: молодцы, выполнили задание, возьмите ключик от первого замка.
2 задание - экскурсовод:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Поет зима – аукает…»)
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме). Вам надо отгадать загадку про животное и узнать, чей след на снегу.
Дидактическая игра «Чьи следы на снегу?»
Цель: закрепление знания детей о диких животных и умение отличать их следы от следов на снегу других животных.
Ход игры: на экране с левой стороны изображение следа животного, с правой - три вида животных. Ведущий загадывает загадку. Если ответ правильный, то на экране остается след и отгаданное животное, в случае неправильного ответа все остается без изменений.
Экскурсовод: молодцы, выполнили задание. Возьмите ключик от второго замка.
3 задание-учитель-логопед:
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом её!
Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою…
(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Наступление весны»).
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне). Поэт описывал весну, как прекрасную молодую деву: красивую, цветущую, великолепную, восхитительную, очаровательную. На Руси издавна символом весны считалась береза, посмотрите какая у нас березка? Она – без листьев. Следующее задание: назвать красивые слова о весне и нарядить березку.
Упражнение «Скажи какая весна?»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме «Весна».
Ход игры: дети называют красивые слова о весне. За каждый ответ прикрепляется листик к березе.
Экскурсовод: молодцы, возьмите ключик от третьего замка.
4 задание- экскурсовод:
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Расстались мы с ней на рассвете
С загадкой движений и глаз...
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас…
(отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина»)
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о лете). Я буду читать предложения, если вы согласны со мной - хлопните, если не согласны спрячьте руки за спину.
Игра «Летом так бывает или нет?»
Цель: развитие логического мышления, слухового внимания, действия по сигналу.
Ход игры: Летом в саду растут цветы.
Летом на улице идет снег.
Летом на деревьях поют птицы.
Летом медведь спит в своей берлоге.
Экскурсовод: молодцы, выполнили задание и возьмите ключик от четвёртого замка.
Учитель-логопед: дети вы прекрасно справились со всеми заданиями. Давайте, скорее, откроем сундук и узнаем, что за подарки в нем лежат.
Дети подбирают к каждому замку свой ключ. В сундуке дети обнаруживают русские музыкальные инструменты.
Экскурсовод: во времена Сергея Есенина, рязанские крестьяне, несмотря на тяжелые трудовые будни, любили праздники, которые сопровождались плясками и песнями. Они играли на этих музыкальных инструментах (дети рассматривают музыкальные инструменты: рожок, гармонь, гусли, деревянные ложки).
Погасло солнце.
Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке.
(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Табун»)
Рожок – его звуком пастух собирал стадо, а в часы отдыха звучали целые оркестры рожечников.
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха…
(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Заиграй, сыграй, тальяночка…»)
Тальянка - музыкальный инструмент, на котором умел играть сам поэт.
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату…
(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Темна ноченька, не спится...»)
Гусли – щипковый инструмент, с которым гусляр ходил по деревням и пел про богатую историю нашего народа.
Экскурсовод: ребята, а это что такое? (ложки). А для чего они нужны? (чтобы кушать) А как еще мы можем использовать этот предмет? (ответы детей)
Учитель-логопед: мы тоже умеем играть на ложках. Дети, предлагаю вам взять ложки, чтобы поиграть немножко!
«Оркестр ложкарей»
Учитель-логопед: ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Вернемся мы на автобусе!
Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железновой
III. Заключительный этап. Рефлексия.
Учитель – логопед: Дети, где мы сегодня с вами были? (село Константиново)
Чью избу мы посетили? (С. Есенина)
Кто такой Есенин? (рязанский поэт)
О каких временах года нам рассказали стихи Есенина? (осень, зима, весна, лето)
Что сейчас находится в доме С. Есенина? (музей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».
В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в волшебный лес" (с использованием техники изонити.)
Интегрированное занятие по ручному труду....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "В мастерской Весны".
Интегрированное занятие по теме: “В мастерской весны”.Цели:Обучающие: обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе и охране растений, проверить умение детей делать поделки из бума...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Строим дом дружбы"
Взаимодействие воспитателя и педагога по конструированию....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Шьем одежду в ателье"
Закреплять знания детей о профессиях закройщицы, приемщицы, швеи. Активизировать в речи глаголы, обозначающие их действия; существительные, обозначающие инструменты; прилагательные, обозначающих качес...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Встреча с Ветром"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группехудожественно-эстетического направления(музыкальное, ознакомление с окружающим миром, конструирование)Цель:Формировать целостную...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Времена года с Сергеем Есениным».
Цель. Знакомство детей подготовительной к школе группы с жизнью и творчеством русского поэта С. А. Есенина....
