Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы с ЗПР «Встреча у портрета Сергея Есенина» (Лексическая тема «Времена года»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Нетужилкина Ирина Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад № 107»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной

к школе группы «Встреча у портрета Сергея Есенина»

(Лексическая тема «Времена года»)

 

учитель-логопед Нетужилкина Ирина Вячеславовна

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме "Времена года", посредством знакомства с творчеством С. А. Есенина.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе.
  1. Развивающие:
  • Расширять и обогащать словарный запас детей по теме "Времена года".
  • Развивать у детей память, внимание, мышление.
  • Стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости и любознательности на художественное слово.
  • Развивать связную речь.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. А. Есенина.
  • Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: портрет С. Есенина, ИКТ, презентация, ноутбук, аудиозаписи музыкального материала, виртуальная экскурсия по дому С.А. Есенина в Константиново, домашняя утварь русской избы (кувшин, самовар, настольная лампа, стол, лавки, кочерга, прялка), музыкальные инструменты (гусли, гармонь, рожок, деревянные ложки), сундук, 4 замка с ключами, игровое пособие «Тауматроп» (признаки осени), магнитная доска, ствол берёзы, листики.

Литературный материал:

Фрагменты стихотворений С.А. Есенина: «Закружилась листва золотая…», «Поет зима – аукает…», «Наступление весны», отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина», «Табун», «Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Темна ноченька, не спится...».

Музыкальный материал:

«Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко, ст. С. Есенина.

Р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени» (обр. М. Александровой).

Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железнова.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. А. Есенина; разучивание русских народных игр, стихотворений.

Словарная работа: сени, люлька, рукопись, горница, похвальный лист, икона.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mbdou_107.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 107»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной

к школе группы «Встреча у портрета Сергея Есенина»

(Лексическая тема «Времена года»)

учитель-логопед Нетужилкина Ирина Вячеславовна

Цель: создание условий для воспитания у детей любви к природе родного края, посредством знакомства с творчеством С. А. Есенина.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Продолжать знакомить детей с родным краем, сезонными изменениями в природе.
  1. Развивающие:
  • Развивать у детей память, внимание, мышление.
  • Стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости и любознательности на художественное слово.
  • Развивать связную речь.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать нравственные и художественно - эстетические чувства при ознакомлении с жизнью и творчеством поэта – земляка С. А. Есенина.
  • Воспитывать любовь к малой родине, её культурному наследию.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: портрет С. Есенина, ИКТ, презентация, ноутбук, аудиозаписи музыкального материала, виртуальная экскурсия по дому С.А. Есенина в Константиново, домашняя утварь русской избы (кувшин, самовар, настольная лампа, стол, лавки, кочерга, прялка), музыкальные инструменты (гусли, гармонь, рожок, деревянные ложки), сундук, 4 замка с ключами, игровое пособие «Тауматроп» (признаки осени), магнитная доска, ствол берёзы, листики.

Литературный материал:

Фрагменты стихотворений С.А. Есенина: «Закружилась листва золотая…», «Поет зима – аукает…», «Наступление весны», отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина», «Табун», «Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Темна ноченька, не спится...».

Музыкальный материал:

«Отговорила роща золотая» муз. Г. Пономаренко, ст. С. Есенина.

Р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени» (обр. М. Александровой).

Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железнова.

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. А. Есенина; разучивание русских народных игр, стихотворений.

Словарная работа: сени, люлька, рукопись, горница, похвальный лист, икона.

Ход проведения:

I. Организационный этап.

Зал празднично украшен. У центральной стены находятся декорации в стиле русской избы. Учитель-логопед с детьми под музыку «Отговорила роща золотая» на стихи С. А. Есенина входят в зал и встают в круг.

Учитель-логопед (на слайде изображена осень):

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

Дети, вы знаете, кто такие туристы? (Ответы детей). Правильно, это люди, которые путешествуют, узнавая при этом много нового и интересного. Предлагаю вам сегодня стать туристами и совершить увлекательное, познавательное путешествие. А на чём мы отправимся в путь, нам поможет определить волшебный кубик.

Речевая игра «Волшебный кубик»

Цель: развитие речевой активности детей.

Оборудование: кубик, на гранях которого изображен транспорт: автобус, самолёт, катер, машина, велосипед, поезд.

Ход игры (дети, передавая кубик, друг другу, произносят слова):

Кубик детям передай, на чем поедем, угадай!

Ребёнок, у которого в руках оказывается кубик, после произнесённой фразы называет вид транспорта. Последней гранью кубика выпадает катер.

Учитель-логопед:

Дети, садитесь на свободные места в катере. Мы отправляемся в путешествие. Дети садятся на лавки.

(на слайде изображена река Ока в селе Константиново).

В пути дети делают пальчиковую гимнастику - ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук под речевое сопровождение).

Две ладошки я прижму, паруса я подниму и по речке поплыву.

II. Основной этап (слайд дом-музей Есенина)

Учитель-логопед:

Ребята, как называется река, по которой мы плывем? (ответы детей) Мы передвигаемся по реке Оке, которая протекает в Рязанском крае. Интересно, куда же мы приплыли? Посмотрите, на берегу находится чей-то дом.

Как вы думаете, что это за дом? (предположения детей)

Хотите узнать? Давайте подойдем и постучимся (учитель-логопед стучится в дверь, появляется экскурсовод (учитель - дефектолог).

Экскурсовод:

Здравствуйте дети! Рада вас приветствовать в доме - музее поэта Сергея Александровича Есенина, селе Константиново Рязанской области. Поэт родился и вырос в этом прекрасном крае. 3 октября мы будем праздновать день рождение великого поэта, нашего с вами земляка.

От берез светлым светло,

В синеве сатиновой

На Оке стоит село

Чудо – Константиново

Легкой дымкой Окский плёс

Осень занавесила

В каждом трепете берез

Здесь живет поэзия… 

Ребята, присаживайтесь на лавки. Предлагаю вам посмотреть и послушать,

как жил С.А. Есенин.

Виртуальная экскурсия по дому-музею С.А. Есенина.

Цель: расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей.

Экскурсовод (слайды меняются, в соответствии с рассказом экскурсовода):

В этой бревенчатой маленькой избе жила семья Есениных. Внутри дома сохранилась обстановка, как при жизни поэта. При входе в дом – небольшие темные сени, дальше вход в теплую часть дома. Перед печкой небольшая комнатка с люлькой, в которой спал Сергей Есенин. Тут сундук с книгами и рукописями. В горнице стоит небольшой стол с лампой, над которым на стене висят семейные фотографии и похвальный лист Есенина из школы. В крохотной кухоньке старинные часы, посуда, самовар и развешенная по деревянным вешалкам одежда поэта. Родительская спальня. Здесь в красном углу висят иконы, на кровати можно видеть крестик матери Есенина.

Учитель-логопед: ребята, какие предметы быта вы запомнили? (ответы детей: люлька, рукописи, лампа, самовар и др.)

Экскурсовод: у нас есть хорошая, добрая традиция. Всем нашим посетителям мы дарим подарки. Отдает сундук.

Учитель-логопед: спасибо за подарок. Ой, ребята, а сундук закрыт на замки!

Экскурсовод: да, чтобы его открыть, вам надо выполнить задания, а помогут вам в этом стихи С.А. Есенина.

1 задание - учитель-логопед:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду…

(фрагмент стихотворения С.А. Есенина «Закружилась листва золотая»)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени). Вам надо рассказать о признаках осени полным предложением, а помогут вам в этом – осенние вертушки («Тауматроп»).

Берите их в руки, крутите, смотрите, что вы увидите, нам расскажите.

Свой ответ начинайте со слов: «Я увидел, что осенью…»

Упражнение «Признаки осени»

Цель: развитие синтаксического строя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ). Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности, зрительного внимания. Уточнение и закрепление знаний детей об осени и её признаках.

Ход игры: дети крутят вертушки, на которых при вращении две картинки сливаются в одну, по очереди говорят:

Я увидел, что осенью…бывает листопад.

Я увидел, что осенью…птицы улетают на юг.

Я увидел, что осенью…идет дождь.

Экскурсовод: молодцы, выполнили задание, возьмите ключик от первого замка.

2 задание - экскурсовод:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака…

(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Поет зима – аукает…»)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме). Вам надо отгадать загадку про животное и узнать, чей след на снегу.

Дидактическая игра «Чьи следы на снегу?»

Цель: закрепление знания детей о диких животных и умение отличать их следы от следов на снегу других животных.

Ход игры: на экране с левой стороны изображение следа животного, с правой - три вида животных. Ведущий загадывает загадку. Если ответ правильный, то на экране остается след и отгаданное животное, в случае неправильного ответа все остается без изменений.

Экскурсовод: молодцы, выполнили задание. Возьмите ключик от второго замка.

3 задание-учитель-логопед:

Весна наступает,

Снег быстро тает,

И все оживает

С приходом её!

Деревья оделись

Зеленой листвою,

Луг зеленеет,

Покрытый травою…

(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Наступление весны»).

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне). Поэт описывал весну, как прекрасную молодую деву: красивую, цветущую, великолепную, восхитительную, очаровательную. На Руси издавна символом весны считалась береза, посмотрите какая у нас березка? Она – без листьев. Следующее задание: назвать красивые слова о весне и нарядить березку.

Упражнение «Скажи какая весна?»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме «Весна».

Ход игры: дети называют красивые слова о весне. За каждый ответ прикрепляется листик к березе.

Экскурсовод: молодцы, возьмите ключик от третьего замка.

4 задание- экскурсовод:

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон

Наплывом шестнадцати лет.

Расстались мы с ней на рассвете

С загадкой движений и глаз...

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас…

(отрывок из поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина»)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о лете). Я буду читать предложения, если вы согласны со мной - хлопните, если не согласны спрячьте руки за спину.

Игра «Летом так бывает или нет?»

Цель: развитие логического мышления, слухового внимания, действия по сигналу.

Ход игры: Летом в саду растут цветы.

Летом на улице идет снег.

Летом на деревьях поют птицы.

Летом медведь спит в своей берлоге.

Экскурсовод: молодцы, выполнили задание и возьмите ключик от четвёртого замка.

Учитель-логопед: дети вы прекрасно справились со всеми заданиями. Давайте, скорее, откроем сундук и узнаем, что за подарки в нем лежат.

Дети подбирают к каждому замку свой ключ. В сундуке дети обнаруживают русские музыкальные инструменты.

Экскурсовод: во времена Сергея Есенина, рязанские крестьяне, несмотря на тяжелые трудовые будни, любили праздники, которые сопровождались плясками и песнями. Они играли на этих музыкальных инструментах (дети рассматривают музыкальные инструменты: рожок, гармонь, гусли, деревянные ложки).

Погасло солнце.

Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Табун»)

Рожок – его звуком пастух собирал стадо, а в часы отдыха звучали целые оркестры рожечников.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха…

(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Заиграй, сыграй, тальяночка…»)

Тальянка - музыкальный инструмент, на котором умел играть сам поэт.

Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату…

(фрагмент стихотворения С. А. Есенина «Темна ноченька, не спится...»)

Гусли – щипковый инструмент, с которым гусляр ходил по деревням и пел про богатую историю нашего народа.

Экскурсовод: ребята, а это что такое? (ложки). А для чего они нужны? (чтобы кушать) А как еще мы можем использовать этот предмет? (ответы детей)

Учитель-логопед: мы тоже умеем играть на ложках. Дети, предлагаю вам взять ложки, чтобы поиграть немножко!

«Оркестр ложкарей»

Учитель-логопед: ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Вернемся мы на автобусе!

Логоритмическое упражнение «Автобус» Е. Железновой

III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель – логопед: Дети, где мы сегодня с вами были? (село Константиново)

Чью избу мы посетили? (С. Есенина)

Кто такой Есенин? (рязанский поэт)

О каких временах года нам рассказали стихи Есенина? (осень, зима, весна, лето)

Что сейчас находится в доме С. Есенина? (музей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "В мастерской Весны".

Интегрированное занятие по теме: “В мастерской весны”.Цели:Обучающие: обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе и охране растений, проверить умение детей делать поделки из бума...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Шьем одежду в ателье"

Закреплять знания детей о профессиях закройщицы, приемщицы, швеи. Активизировать в речи глаголы, обозначающие их действия; существительные, обозначающие инструменты; прилагательные, обозначающих качес...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Встреча с Ветром"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группехудожественно-эстетического направления(музыкальное, ознакомление с окружающим миром, конструирование)Цель:Формировать целостную...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Времена года с Сергеем Есениным».

Цель. Знакомство  детей подготовительной к школе группы с жизнью и творчеством русского поэта С. А. Есенина....