Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Лещинская Алина Сергеевна

Саморегуляция – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности. Компоненты саморегуляции: - первый компонент - это планирование цели, на его основе формируется весь процесс саморегуляции; - второй компонент - отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели; - третий компонент - выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели; - четвертый компонент - оценивание и коррекция результатов. Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichn_.podhod_s_ovz.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания

Саморегуляция – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности. Компоненты саморегуляции: - первый компонент - это планирование цели, на его основе формируется весь процесс саморегуляции; - второй компонент - отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели; - третий компонент - выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели; - четвертый компонент - оценивание и коррекция результатов. Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

В работе с детьми с ОВЗ актуальным является развитие всех компонентов саморегуляции. Особенности саморегуляции у дошкольников с ОВЗ: - им труднее соотносить свои действия с теми правилами задания, которые требуют по ходу работы аналитико-синтетической деятельности; - им труднее осуществлять самоконтроль на заключительном этапе задания из-за отсутствия умения и привычки дробного, поэлементного сличения полученного результата с заданным образцом. По этой причине дети не замечают и самостоятельно не исправляют допущенные ими ошибки;

- им труднее преодолевать барьер негативного влияния упрочившейся у них привычки полагаться на внешний контроль, помощь педагога, легче сидеть и ждать помощи, чем думать, предполагать и проверять;

 - они боятся интеллектуальных усилий, не получают от этого процесса непосредственной радости; - осуществляют самоконтроль главным образом в соответствии с правилами, усвоенными на сенсорном уровне; - принятую в начале логическую часть задания по ходу работы они, как правило, теряют.

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский показал, что истоки самоконтроля ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Все это он может научиться делать только вместе с взрослым в общении, в совместной деятельности. Общение со взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребенка - этапа личностного развития, для которого характерно: - расширение «реального образа Я» ребенка (представления о самом себе - кто Я и какой Я).

К концу дошкольного возраста в «образ Я» входят не только имя собственное, способность относить себя к определенному полу и возрасту, но и личные желания, умения и качества личности; - формирование «идеального образа Я» - представление о том, каким хотел бы быть. Через беседы со взрослыми, чтение детской литературы, наблюдение социальной жизни ребенок узнает социально одобряемые черты характера человека, способы и модели поведения. Одобряемые черты личности и составляют «идеальный образ Я», т. е. ребенок может хотеть быть добрым, смелым, мужественным, целеустремленным, терпеливым, 3 аккуратным; - формирование самооценки ребенка на основе меры соответствия - расхождения между реальным и идеальным «образом Я»; - формирование и закрепление в поведении конкретных черт личности ребенка. Первичный склад личности ребенка составляют реально сформировавшиеся в его характере черты личности (уверенность - неуверенность, общительность - замкнутость, решительность - нерешительность, спокойствие - тревожность, интеллектуальная активность - пассивность и др.)

Значение этих и других личностных черт состоит в том, что они будут определять, регулировать соответствующее поведение ребенка в широком диапазоне ситуаций. Значение первичного склада личности, личностного потенциала ребенка для развития его саморегуляции заключается в общении взрослого с дошкольником по поводу регуляции его деятельности. Личностный смысл этой регуляции и может связываться с личностными особенностями ребенка (какой он есть или каким хочет стать). Например, взрослый может сказать малышу: «Ты сможешь выполнить это задание, ты же настойчивый» или «Потерпи, пока я смогу купить тебе эту игрушку. Ты же можешь быть терпеливым?». Другими словами, необходимость для ребенка регулировать свое состояние или поведение может связываться с социально одобряемыми волевыми личностными качествами. Что нужно для успешного подключения личностного потенциала ребенка («первичного склада личности») к развитию саморегуляции? Во-первых, знакомство ребенка с волевыми качествами личности.

В ходе бесед, наблюдения социальной жизни, в процессе знакомства с детской литературой следует познакомить дошкольника с такими качествами личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность, терпение. Цель этого знакомства в том, чтобы: - данные качества стали восприниматься ребенком как ценные, социально одобряемые; - за каждой волевой чертой личности у ребенка была сформирована модель 4 соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа либо определенный поступок конкретного ребенка); - слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» и т. п. вошли в активный словарный запас ребенка; - одобряемые качества вошли в «идеальный образ Я» ребенка, т. е. он хотел бы быть таким. Во-вторых, следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц, поговорок, устоявшихся выражений («Если долго мучиться, что-нибудь получится»). В процессе знакомства целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуации, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций. В-третьих, следует обратить внимание ребенка на то, что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т. е. целеустремленности, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами. Первый способ: попросить ребенка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность или терпение (например, терпел, старался, долго учился ровно вести линию по клеточкам). Второй способ: взрослый видит, что ребенок проявляет целеустремленность, настойчивость, старательность или терпение, и говорит об этом, например: «Ты очень стараешься! Молодец!» или «Какой же ты у меня терпеливый!».

Если ребенок считает, что целеустремленность, настойчивость, старание и терпение - важные и ценные качества, он хочет ими обладать и уже в определенной степени обладает, то это можно использовать в деле развития саморегуляции дошкольника. Когда ребенок оказывается в ситуации, в которой ему трудно контролировать себя, например, он очень хочет делать то, что сейчас нельзя, или его отвлекают более привлекательные в данную минуту дела, взрослый может ему помочь. Для этого нужно придать ситуации особый значимый и позитивный для ребенка личностный смысл, сказав, например: «Именно сейчас ты можешь показать свою терпеливость, 5 умение достигать того, чего ты хочешь» или «Готов ли ты сейчас потерпеть?». Формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами способствует игра, и в первую очередь, игра по правилам. Педагог одновременно является и организатором, и участником. Каждая, даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле, поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями. Если правила поведения, постоянно декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми и не отражаются на их поведении, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в их жизнь, становятся регулятором деятельности.

Естественному усвоению правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность одного играющего другим играющим и педагогу помогает ему быстро освоить требования. К тому же, чувствуя поддержку сверстников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что, конечно же, облегчает его усилия, делает их осмысленными и нужными для всех. Другое условие, облегчающее играющим управление своим поведением, заключается в том, что многие из этих игр имеют сюжетнообразный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. Активность воображения дошкольников помогает им, обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Несмотря на кажущуюся примитивность и простоту, каждая требует от участника определенных усилий. Играющий должен удерживаться от импульсивных движений, действовать строго по сигналу, преодолевать некоторые внутренние препятствия, например, страх быть пойманным, желание побеждать и пр. Преодоление этих внутренних 6 препятствий - серьезный шаг в развитии саморегуляции. И что особенно ценно, это преодоление происходит не по приказу и принуждению старшего, а добровольно, по желанию самого ребенка. Именно поэтому эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит всего-навсего как выполнение игровых правил, приносит детям так много радости и удовлетворения.

Используемые источники:

1.Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста», сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции , № 5/2016.

2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7/2013.

 Картотека игр на формирование саморегуляции

1.«А-а-ах».( с 6 лет).

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

Ход игры: Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда  рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

2.«Гора с  плеч».(с 5 лет.)

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.

3.«Дыши и думай красиво».(с 5 лет).

«Когда  ты   волнуешься,   попробуй  красиво и  спокойно  дышать.   Закрой   глаза,   глубоко  вдохни:

— мысленно    скажи:    «Я —  лев», выдохни, вдохни;

— скажи:   «Я — птица»,   выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я — камень», выдохни,   вдохни; — скажи:   «Я   —   цветок», выдохни,   вдохни;

—  скажи: «Я  спокоен», выдохни. Ты  действительно  успокоишься».

4.«Замри» .(с 5 лет).

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

5.«Качели».  (для детей 6-7 лет).

Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».

6.«Конкурс лентяев».  (для детей 5-6 лет).

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко,хоть и зной,  

Занят, весь народ лесной.

Лишь барсук —лентяй изрядный

 Сладко спит в норе прохладной.

 Лежебока видит сон ,будто делом занят он

 На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

7.«Спящий котенок».(для детей 3 — 4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка,  который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

8.«Кукушонок кланяется». (для детей 4-5 лет)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время  этюда ребенок наклоняется вперед –вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

9.«Насос и мяч».(для детей 6-7 лет).

Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух).звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

10.«Петрушка прыгает». (для детей 4-5 лет).

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения: ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз. Этюд сопровождается музыкой  Кабалевского «Клоуны».

11.«Просыпайся, третий глаз!»

(для детей с 5 лет).

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.

12.Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.

Медвежата в берлоге (вводная игра для детей 4-5 лет).

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

1.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-З раза.

2.Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-З раза.

3.Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.

4.Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

6. Отдых.

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.)

Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии.Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.)

Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский.«Сладкая греза»).

Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.)

Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена. Вариант отдыха:ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

13.« Пылесос и пылинки».  (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

14.«Сбрось усталость».(для детей с 5 лет )

 «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

15.«Сломанная  кукла».(для  детей  с  5  лет)

«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

16.«Спаси птенца».(для детей с 4 лет).

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

 17.«Спать хочется». (для детей 5-6 лет)

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать.  Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает. Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».

Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

18.«Тряпичная кукла и солдат».(с 6 лет)

Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция: 

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.)

Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

19.«Ты   —   лев!» (для   детей   с   5  лет).

«Закрой   глаза,   представь   льва         царя   зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»

20.«Тыкалки».

Цель: обучение умению владеть своими чувствами.

Ход игры: Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают».Ведущий, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

21.«Факиры  (для детей 5 — 6 лет).

          Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

22.«Фея сна». (для детей 5 — 6 лет)

           Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой... Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.  

 Литература: К.Фопель "Как научить детей сотрудничать",М., 1998 г.,Хухлаева О.В. "Лесенка радости",М.,1998 г.,Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей", Ярославль 1996 г.,Чистякова М.И. "Психогимнастика", М.,1995 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью

В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте...

Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся совет...