Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда "Автоматизация звука Р"
методическая разработка по логопедии

Дитковская Елена Евгеньевна

Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда "Автоматизация звука Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Открытого индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6-7 лет по теме:

«Автоматизация звука [Р]»

                                                                    Подгтовила:

учитель-логопед

                                                                           Дитковская Е.Е.

Тема: «Автоматизация звука [Р].».

Программные задачи:

  1. Уточнять представления об артикуляционном укладе звука [Р];
  2.  Закреплять правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  3. Закреплять навык правильного произнесения слов сложной звуко–слоговой    структуры;
  4.  Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  5.  Развивать фонематическое восприятие;
  6.  Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь;
  7.  Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
  8.  Воспитывать чувство сопереживания.
  9.  Развивать межполушарное взаимодействие.
  10.  Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  11.  Развивать навыки рефлексии.

Предварительная работа:

Логопед - постановка и первичная автоматизация звука [Р]; отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.

Воспитатель - автоматизация звука [Р]; закрепление понятия «Дикие животные».

Оборудование: индивидуальное зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, предметные картинки с изображением диких животных, мяч.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Оргмомент.


Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка. Они пишут, что Звукоежка съел звук в табличках с их названиями, и они не могут узнать, где чья клетка. Давай, поможем животным и отыщем этот звук. Но сначала подумай. В зоопарке живут дикие или домашние животные?

II. Основная часть.
1. - Прослушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Какой звук  в этом стихотворении произносится чаще?

( звук [Р])

     (логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])

     Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.

- Сегодня мы будем помогать зверям из зоопарка и упражняться в правильном произнесении звука [Р].

2.
Артикуляционная гимнастика. 
Но перед тем, как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.


«Сказка о Весёлом Язычке»


Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.


Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает.  Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.


Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упр. «Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упр. «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.


А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем.

Упр. «Блинчики»

Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упр. «Вкусное варенье 

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму,
И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упр. «Чашечка»  

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.



Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упр. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

3. Произнесение изолированного звука [Р]. 
- Раз, два, повернись и в животных превратись.

 - Изобрази как дятел стучит по дереву

 (Д-д-д-д-д-д-д-д).

- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит

 (Р-р-р).

- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка

(Мур-р-р-р).
- Раз, два, повернись и снова в Лизу превратись.

4.
Анализ артикуляции звука. 

- Как мы произносим звук [Р]?
(Ребёнок перед зеркалом произносит  звук [Р] и рассказывает его артикуляционный уклад.
- губы в широкой улыбке ,
- язычок поднят вверх и дрожит,
- горлышко работает,
- воздушная струя сильная и тёплая.)
 

5.
Характеристика звука. 
- Дай характеристику звука [Р]. Какой он гласный или согласный?

- Согласный.


6.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» 

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]

а) на уровне ряда звуков:
Р  Л  Н  Г  Р  З  Р  Б  Р  В  Р  Д  Р  Ж  М  Р  Н Р  
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР  
в) на уровне слов:  
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

7.
Автоматизация звука в слогах. Игра «Повторялки»
- Попугай, живущий в зоопарке, очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА                     РА – РО – РУ – РЫ        
РО РО РО – РО РО РО                     РО – РУ – РЫ – РА        
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ                     РУ – РЫ – РА – РО        
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ                 РЫ – РА – РО – РУ

8. Дыхательная гимнастика. Выработка направленной воздушной струи.

Упражнения «Забей мяч в ворота», «Балансирующий мяч».

9. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Капитан».

Су-джок упражнения «Покатаю я в руках», «Дома я одна играла».      


10.
Автоматизация звука в словах стоя на балансире. Игра «Один – много» (с мячом).
- А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть. Я говорю слово в единственном числе, а ты во множественном

рак – раки, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…, зубр -….


11.
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец). Игра «Голова, живот, ноги».
Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Зубр,  барсук,  тигр,  пантера,  гепард,  носорог,  кенгуру,  жираф, верблюд, крокодил, рысь, крот.

12.Игра «Отгадай слово» 
- Сейчас я покажу таблички, в которых Звукоежка съел звук, а ты внимательно прочитай их и догадайся, какой же звук он съел, подставляй звук и называй слова правильно.

Зуб_,  ба_сук,  тиг_,  панте_а,  кенгу_у,  гепа_д,  носо_ог,  жи_аф, ве_блюд, к_от, к_окодил, _ысь

13. Игра «Рассели животных»

- Животные зайдут в свои клетки, когда ты придумаешь про них предложения
(Ребёнок придумывает предложения про одного, или нескольких животных сразу).

Например: «Бобер» - Бобер строит на реке дамбы.

«Кенгуру» - …

«Жираф» - …

«Крокодил» - …

«Рысь» …

«Верблюд» - …

II.Заключение.

         Рефлексия.

- Молодец. Ты помогла найти свои клетки всем животным.

- Тебе понравилось наше занятие? Понравилось помогать братьям нашим меньшим

- Что понравилось больше всего?

- А что показалось самым сложным?

- Оцени свою работу.

ПИСЬМО

Звукоежка съел звук в табличках с их названиями, и они не могут узнать, где чья клетка. Давай, поможем животным и отыщем этот звук.

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Звук С"

конспект индивидуального занятия на звук С....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"

Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".

В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения  звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и  предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....

Конспект индивидуального занятия по теме звук "Л" для детей с ФФНР

Закрепление у детей правильного произношения звука "Л" в словах и предложениях в индивидуальной форме....