Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда "Автоматизация звука Р"
методическая разработка по логопедии
Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда "Автоматизация звука Р"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Открытого индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6-7 лет по теме:
«Автоматизация звука [Р]»
Подгтовила:
учитель-логопед
Дитковская Е.Е.
Тема: «Автоматизация звука [Р].».
Программные задачи:
- Уточнять представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- Закреплять правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
- Закреплять навык правильного произнесения слов сложной звуко–слоговой структуры;
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь;
- Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;
- Воспитывать чувство сопереживания.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Развивать навыки рефлексии.
Предварительная работа:
Логопед - постановка и первичная автоматизация звука [Р]; отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.
Воспитатель - автоматизация звука [Р]; закрепление понятия «Дикие животные».
Оборудование: индивидуальное зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, предметные картинки с изображением диких животных, мяч.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Оргмомент.
Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка. Они пишут, что Звукоежка съел звук в табличках с их названиями, и они не могут узнать, где чья клетка. Давай, поможем животным и отыщем этот звук. Но сначала подумай. В зоопарке живут дикие или домашние животные?
II. Основная часть.
1. - Прослушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Какой звук в этом стихотворении произносится чаще?
( звук [Р])
(логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])
Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Сегодня мы будем помогать зверям из зоопарка и упражняться в правильном произнесении звука [Р].
2. Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем, как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упр. «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Упр. «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
Упр. «Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Упр. «Индюк»
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем.
Упр. «Блинчики»
Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Упр. «Вкусное варенье
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму,
И остатки оближу.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Упр. «Чашечка»
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Упр. «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
3. Произнесение изолированного звука [Р].
- Раз, два, повернись и в животных превратись.
- Изобрази как дятел стучит по дереву
(Д-д-д-д-д-д-д-д).
- Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит
(Р-р-р).
- Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка
(Мур-р-р-р).
- Раз, два, повернись и снова в Лизу превратись.
4. Анализ артикуляции звука.
- Как мы произносим звук [Р]?
(Ребёнок перед зеркалом произносит звук [Р] и рассказывает его артикуляционный уклад.
- губы в широкой улыбке ,
- язычок поднят вверх и дрожит,
- горлышко работает,
- воздушная струя сильная и тёплая.)
5. Характеристика звука.
- Дай характеристику звука [Р]. Какой он гласный или согласный?
- Согласный.
6.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]
а) на уровне ряда звуков:
Р Л Н Г Р З Р Б Р В Р Д Р Ж М Р Н Р
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
7.Автоматизация звука в слогах. Игра «Повторялки»
- Попугай, живущий в зоопарке, очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА РА – РО – РУ – РЫ
РО РО РО – РО РО РО РО – РУ – РЫ – РА
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ РУ – РЫ – РА – РО
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ РЫ – РА – РО – РУ
8. Дыхательная гимнастика. Выработка направленной воздушной струи.
Упражнения «Забей мяч в ворота», «Балансирующий мяч».
9. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Капитан».
Су-джок упражнения «Покатаю я в руках», «Дома я одна играла».
10.Автоматизация звука в словах стоя на балансире. Игра «Один – много» (с мячом).
- А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть. Я говорю слово в единственном числе, а ты во множественном
рак – раки, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…, зубр -….
11.Звуковой анализ слова (начало, середина, конец). Игра «Голова, живот, ноги».
Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Зубр, барсук, тигр, пантера, гепард, носорог, кенгуру, жираф, верблюд, крокодил, рысь, крот.
12.Игра «Отгадай слово»
- Сейчас я покажу таблички, в которых Звукоежка съел звук, а ты внимательно прочитай их и догадайся, какой же звук он съел, подставляй звук и называй слова правильно.
Зуб_, ба_сук, тиг_, панте_а, кенгу_у, гепа_д, носо_ог, жи_аф, ве_блюд, к_от, к_окодил, _ысь
13. Игра «Рассели животных»
- Животные зайдут в свои клетки, когда ты придумаешь про них предложения
(Ребёнок придумывает предложения про одного, или нескольких животных сразу).
Например: «Бобер» - Бобер строит на реке дамбы.
«Кенгуру» - …
«Жираф» - …
«Крокодил» - …
«Рысь» …
«Верблюд» - …
II.Заключение.
Рефлексия.
- Молодец. Ты помогла найти свои клетки всем животным.
- Тебе понравилось наше занятие? Понравилось помогать братьям нашим меньшим
- Что понравилось больше всего?
- А что показалось самым сложным?
- Оцени свою работу.
ПИСЬМО
Звукоежка съел звук в табличках с их названиями, и они не могут узнать, где чья клетка. Давай, поможем животным и отыщем этот звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С
Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"
Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".
В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....

Конспект индивидуального занятия по теме звук "Л" для детей с ФФНР
Закрепление у детей правильного произношения звука "Л" в словах и предложениях в индивидуальной форме....













