Конспект открытого занятия по шахматам с элементами логоритмики «Путешествие в шахматную страну»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема занятия: “Путешествие в шахматную страну”
Цель: закрепление названий шахматных фигур и правил их движения. Стимулировать интерес к шахматам в игровом формате.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с шахматной доской и фигурами; закреплять шахматные понятия (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и чёрные поля; познакомить с шахматными фигурами.
Развивающие:
- развивать ориентировку на шахматной доске; развивать память, внимание, логическое мышление через разбор простых шахматных задач и позиций, самостоятельность.
Воспитательные:
- вызывать интерес и положительное отношение к шахматам как интеллектуальной игре; воспитывать навыки работы в коллективе, интерес к игре в шахматы, волю к победе; укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Логоритмические:
- развивать у детей чувство ритма и координацию через музыкально-ритмические упражнения с элементами шахмат. Способствовать интеграции движений и музыкального ритма, что помогает в общей физической и интеллектуальной координации. Создавать положительный эмоциональный настрой через сочетание интеллектуальных и двигательных активностей.
Материалы и оборудование:
- напольная шахматная доска и картинки шахматных фигур;
- картинки о шахматных ходах;
- музыка для ритмических игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Алые паруса» г.Феодосии Республики Крым»
Конспект открытого занятия по шахматам с элементами логоритмики
«Путешествие в шахматную страну»
Подготовила воспитатель:
Кордова Виктория Викторовна
г.Феодосия
2025 г.
Тема занятия: “Путешествие в шахматную страну”
Цель: закрепление названий шахматных фигур и правил их движения. Стимулировать интерес к шахматам в игровом формате.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с шахматной доской и фигурами; закреплять шахматные понятия (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и чёрные поля; познакомить с шахматными фигурами.
Развивающие:
- развивать ориентировку на шахматной доске; развивать память, внимание, логическое мышление через разбор простых шахматных задач и позиций, самостоятельность.
Воспитательные:
- вызывать интерес и положительное отношение к шахматам как интеллектуальной игре; воспитывать навыки работы в коллективе, интерес к игре в шахматы, волю к победе; укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Логоритмические:
- развивать у детей чувство ритма и координацию через музыкально-ритмические упражнения с элементами шахмат. Способствовать интеграции движений и музыкального ритма, что помогает в общей физической и интеллектуальной координации. Создавать положительный эмоциональный настрой через сочетание интеллектуальных и двигательных активностей.
Материалы и оборудование:
- напольная шахматная доска и картинки шахматных фигур;
- картинки о шахматных ходах;
- музыка для ритмических игр.
Ход занятия:
Вступительное слово педагога:
Зовется шахматной страной двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой - двухцветная война.
Там две армии смелы, борьбой увлечены,
В одной их них бойцы белы,
В другой они черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой тот, кто решительно умней, вот там закон какой.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости и ребята!
- Дети, вы только что прослушали стихотворение. О чем или о ком оно? (ответы детей)
- Правильно, это шахматы. Сегодня нас ждёт необычное путешествие в волшебную страну шахмат Каиссию. Какое необычное название у страны, кто помнит откуда оно появилось? (ответы детей)
- Для начала давайте познакомимся с героями нашего занятия (педагог показывает картинки с изображением шахматных фигур, дети называют их).
- Правильно ребята, молодцы. А хотите тоже стать героями шахматной страны? Выбирайте себе персонажа (дети по очереди вытягивают карточку с изображением фигур). Шахматная страна не простая. Поэтому раз мы сегодня у неё в гостях, то нам предстаёт пройти испытания. Вы готовы?
Педагог начинает:
- Ребята, послушайте рассказ о своих героях. Я буду рассказывать о нем, если это ваш герой, вы должны показать его ход на нашем шахматном поле.
“В глубоком лесу, где стоял волшебный замок, жили шахматные фигуры. Каждая из них имела свою историю.”
Звучит волшебная музыка и каждый ребёнок, по очереди, выполняет задание:
“Первый наш герой — Король. Он мудрый правитель, который всегда заботится о своём королевстве. Король может двигаться на одну клетку в любом направлении.”
“Следующая наша фигура — Ферзь. Она может двигаться в любом направлении и на любое количество клеток! Она самая сильная в королевстве.”
“Почему Ферзь так важна для Короля?” (ответы детей)
“Вот Ладья! Она защищает замок, перемещаясь по линиям!”
“А вот Слон, который умеет двигаться по диагонали, он умеет прятаться и подсказывать остальным.” Одинаковые бывают слоны?
“И, наконец, наш весёлый друг Конь, который прыгает через других фигур, как настоящий герой!”
“Пешка — это маленький герой! Они идут на одну клетку вперёд, но если дойдут до конца, могут превратиться в других героев — Ферзя или Ладью!”
- Наши фигуры могут не только ходить, они могут еще и произносить звуки. У каждой фигуры он свой. Подумайте какой звук у вашей фигуры первый, повторите свой ход произнося свой звук. (дети по очереди выполняют задание).
- Перед следующим заданием, нужно немного размяться.
Подвижная игра: «Найди пару». Дети, обратите внимание. В группе вы не единственные фигуры, остальные фигуры спрятаны. Ваша задача, по сигналу находите картинки со своими фигурами, внимательно слушая слова и складываете их на своё поле шахматной доски.
Пару скорее свою ты найди. На черно - белом крылечке сидели: Король, ферзь и два офицера, у них два коня, по углам две ладьи и строй солдат, что стоит впереди. Молодцы!!! (дети стоят на своём поле)
- Ой, ребята, нам пришло письмо по адресу А8. Скажите, какие фигуры за один ход могут добраться до письма? (ответы детей)
- Отлично!
Ладья, доставь мне письмо пожалуйста!
Ребята, это письмо от моего друга Загадая. Он тоже житель шахматной страны. Да там новые испытания. Давайте прочтём их. Тут написаны задания для каждой фигуры:
- Нашему белопольному слону нужно добраться до А2, кратчайшим путём!
- Пешка, вставай на Е2. За сколько ходов ты доберешься до пешки противника? И как ты её побьёшь?
- Ладья, за сколько ходов ты доберешься до противоположного угла шахматной доски?
- Конь, если ты в центре поля, то ты можешь пойти на 8 полей. А если ты стоишь на А1, то сколько?
- Ферзь, ты стоишь на А1 первой линии, твои противники заняли две позиции А8 и F8 твоя задача побить их за два хода.
- Король, если ты стоишь на Е4, куда и как можешь идти ты?
Спасибо ребята!
А мы с вами продолжаем и я предлагаю немного размяться.
Игра «Войско шахматное идёт» (дети с ложками под музыку выполняют ритмичные движения на шахматном поле).
Ура, мы прошли по всему королевству. Поздравляю вас ребята! У нас осталось последнее задание от Загадая. Он предлагает нам поиграть в игру «Слоники и коники». Игра похожа на крестики - нолики. Нужно занять ряд своими игроками, выкладывая их по очереди на поле (у детей на столах лежит поле и фигурки слонов и коней). Игра на липучках.
- Молодцы вы справились со всеми заданиями. Поздравляю вас.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну шахмат, давайте проверим, все ли вы запомнили: (дети с места отвечают на вопросы)
- Ладья перепрыгивает, через фигуры?
- Какая шахматная фигура не попадает на первую горизонталь?
- Какая фигура не может встать на чёрные поля?
- Какая фигура ходит, только как буква?
- Какая может ходить ка две других фигуры?
- Белым клеточкам верны, Кто?
- Если конь пошёл на два поля по вертикали, то по горизонтали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по ФЭМП с элементами сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе дл детей с ЗПР, 3 год обучения
Конспект содержит подборку сюжетно-ролевых игр, использованных с целью закрепления математических представлений, формирования психических процессов (восприятия, пространственных представлений, вн...

Конспект открытого занятия по шахматам.
Конспект открытого занятия «Поможем шахматному королевству».Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Развивать память, внимание, логическое мышлен...

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для подготовительной группы Подсолнушки инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию для детей подготовительного возраста с элементами развивающего обучения, с интеграцией в область речевого развития, оздоровления.Включает обучение приемам самопо...

Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Путешествие по сказкам» для детей 2 мл.гр.
Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Путешествие по сказкам» для детей 2 мл.гр....

Конспект открытого занятия по математике с элементами Лего-конструирования для дошкольников 4 - 5 лет. «Путешествие в Лего-страну».
Цель: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике посредством Лего – конструирования....

