Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гродницкая Татьяна Сергеевна

Статья посвящена развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность. Рассматриваются эффективные методы: артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и интонацию, использование мнемотехник. Особое внимание уделено практическому опыту реализации программы "Театральный калейдоскоп", включающей поэтапное вовлечение детей - от чтения сказок до постановки спектаклей. Описаны формы работы: пальчиковый театр, драматизации, создание декораций и костюмов. Подчеркивается роль театра в развитии коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и творческих способностей. Материал будет полезен воспитателям ДОУ и логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov.docx623.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребенок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

Для ребенка театр – это увлекательное путешествие, где он познает мир через слово, действие, музыку и изобразительное искусство. Театр – это волшебный мир, где оживают сказки, где возможно чудо, а герои любимых историй становятся настоящими друзьями. Это один из самых доступных, близких и понятных для детей видов искусства, ведь он основан на игре, которая, как известно, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Игровая форма позволяет ребенку легко и с удовольствием погружаться в мир театра, раскрывая свои творческие способности. Она способствует формированию благоприятных условий для развития интеллекта и для перехода ребенка от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это и психофизические способности (крупная и мелкая моторика, мимика, пантомимика, плавность и координация движений), и психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), в том числе речь (речевое дыхание, дикция, словарный запас, эмоциональная, интонационная и смысловая выразительность), и творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

По словам К. С. Станиславского, театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

С помощью театра ребенок учится воспринимать мир не только разумом, но и сердцем, развивает уверенность в себе, преодолевает трудности в общении. Речь, как важнейший инструмент познания и взаимодействия, становится более богатой и выразительной.

В нашем детском саду реализуется вариативная программа «Театральный калейдоскоп», направленная на формирование творческих способностей и речевого развития детей, посредством театрализованной деятельности.

В систему организационного обучения эта деятельность не включена, но в условиях реализации ФОП ДО и дополнительного образования она остается актуальной. Мне, как логопеду, она помогает через театрализованные игры систематизировать работу по развитию речи и скоординировать действия специалистов, воспитателей и родителей.

Погружение в мир театра происходит постепенно. Все начинается с чтения сказок, рассказов, стихов, просмотра небольших постановок, подготовленных педагогами. Обязательно проводится беседа по увиденному, разбираются характеры персонажей, их поступки, определяются их особенности, мимика, эмоции. Дети примеряют на себя понравившийся образ, разыгрывают мини-сценки из двух-четырех реплик, вводятся пальчиковые и перчаточные куклы. Воспитанников учат сочетать в роли движение и слово с переходом от индивидуальной игры к использованию пантомимы двух-четырех действующих лиц. Маленьких актеров мотивируют самостоятельно находить способы образной выразительности. Они учатся перевоплощаться в персонажей, понимать эмоции и передавать их через речь и движение, учатся владеть своим голосом, дыханием, артикуляцией, интонацией, мимикой, жестами, движениями тела. Дети развивают память, фантазию, учатся диалогу, взаимодействию друг с другом.
Кукольный театр перерастает в полноценную актерскую игру. В сценках-пантомимах появляются реплики, синхронные действия в подражательных играх эволюционируют в сценки с двумя-тремя персонажами, вводится игра-драматизация – дети представляют спектакль сами, сами распределяют роли.
Сначала перевоплощение происходит без зрителей, а позже драматизации превращаются в полноценные спектакли для зрителей в музыкальном зале с декорациями, костюмами, афишами (сначала в роли зрителей выступают воспитанники из других групп, а затем и родители).
Творческая активность способствует тому, что дети становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, у них появляется мотивация к деятельности, формируются навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, складывается установка положительного отношения к миру.

Для более эффективного заучивания стихов, ролей, а также для более эффективного воспроизведения сюжетной линии при пересказах, используются схемы и мнемотаблицы.
После знакомства с очередным произведением, дети изображают прочитанное в продуктивных видах деятельности (рисунках, лепке, аппликации).
При подготовке к каждому спектаклю, юные актеры самостоятельно рисуют афиши, участвуют вместе с родителями в изготовлении костюмов, декораций, ширм, кукол для пальчикового и перчаточного театра.

В рамках реализации программы на логопедических занятиях мною проводится работа в следующих направлениях:

1. Развитие правильного вдоха и выдоха:

- Дыхательная гимнастика: «качели», «дерево на ветру», «дровосек», «сердитый ежик – довольный ежик», «листопад», «перышко», «гуси», «паровозик», «я расту», «часики», «каша кипит» и т.д.

- Отработка дыхания в чистоговорках, скороговорках, пословицах, стихах.

2. Артикуляционная гимнастика

- Упражнения для губ («улыбочка», «трубочка», «хоботок», «недовольная лошадка», «улыбочка-трубочка» и др.)

- Упражнения для языка («лопаточка», «иголочка», «лопаточка-иголочка», «парус», «горка», «лошадка», «футболист», «чистим зубки», «варенье», «непослушный язычок», «качели», «часики» и др.)  

- Упражнения щек («толстячки», «худышки», «толстячки-худышки», «самовар», «шарик лопнул» и др.)

3. Упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи («похвали-поругай», «назови ласково», «качели», «вопрос-утверждение-удивление», прослушивание и пересказ сказок, заучивание стихотворений и др.)

4. Упражнения для развития силы голоса («эхо», «далеко-близко», «папа-малыш», «молоток-молоточек», «дождь сильнее-слабее» и др.)

5. Упражнения на развитие:

- мимики (мимический кубик, «покажи с помощью мимики…», «узнай настроение по интонации», иллюстрация с помощью мимики стихов и коротких рассказов и др.)

- пантомимики («расцвели цветы», «завяла травка», «крадется волк за зайцем», «лисичка подслушивает», «тяжелая сумка», «вкусная конфета», «представь, что ты…», «жарко», «холодно», «идем по глубокому снегу», разыгрывание этюдов без слов и т.д.)

6. Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика.

7 Работа над дикцией (чистоговорки, скороговорки, стихи).

8. Внимание («повтори ритм», «ухо или нос», «запретное слово», «что звучит», «море волнуется», «делай как я», «что лишнее?», «что изменилось?», ребусы и т.д.)

9. Воображение («на что похоже?», «что бы ты сделал?», «небывалый зверь», «сказка без конца», «облака», «что будет, если?», «крокодил», «рифмы»).

По мере формирования у детей умений и навыков, мною составляются рекомендации для воспитателей и родителей.

Примеры постановок:

- «Колобок»

- «Рукавичка деда Мороза»,

- «Гуси-лебеди»,

- «Мороз Иванович»

- «Азбука бабы Яги»

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей (Б.М. Теплов).
Театрализованная деятельность – мощный инструмент речевого развития. Она не только обогащает словарный запас, развивает выразительность речи и эмоциональный интеллект, помогая детям раскрыть свой творческий потенциал, но и способствует развитию личности ребенка в целом.

Литература

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009.

2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Сфера, 2009.  

3. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. – М.: Сфера, 2009.  

4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Теплов Б.М. Избранные труды. – М.: Педагогика, 1985.

6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!     Г. Попова...

Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"

Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Презентация "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Презентация "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"...

Пояснительная записка к презентации "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Пояснительная записка к презентации "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"...