Информационно-практико-ориентированный проект «Визуально-ритмический круг и визуально-ритмическая парковка в работе учителя-логопеда»
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)
Актуальность заключается в том, что ставится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми с ТНР инновационных образовательных технологий.
Проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности.
Для повышения мотивационной готовности к занятию, поддержания положительного эмоционального настроя детей я решила использовать в своей работе многофункциональные логопедические тренажеры: визуально ритмический круг и визуально-ритмическую парковку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: п о составу участников – групповой (учитель-логопед, дети старшей группы с ТНР, воспитатели группы); по целевой установке: информационно-практико-ориентированный; п о срокам реализации- долгосрочный ( с 1 октября 2023г. по 31 мая 2024г.)
Актуальность заключается в том, что ставится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми с ТНР инновационных образовательных технологий. Проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для повышения мотивационной готовности к занятию, поддержания положительного эмоционального настроя детей я решила использовать в своей работе многофункциональные логопедические тренажеры: визуально ритмический круг и визуально-ритмическую парковку.
Цель: развивать чувства ритма, слухового и пространственного восприятия для формирования правильного звукопроизношения у детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: развивать чувство ритма; развивать слуховое внимание; развивать артикуляционную моторику; формировать предпосылки развития слоговой структуры слова; упражнять детей в навыках звукового анализа; автоматизировать в речи детей заданный звук в слогах, словах, предложениях; развивать лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-развивающие: обогащать сенсорный опыт детей; развивать логическое мышление; развивать зрительно-моторную ориентацию в пространстве; развивать мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные: стимулировать мотивацию к занятиям у детей; формировать навык самоконтроля за собственной речью и деятельностью в целом. Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Результаты проекта У детей старшей группы с ТНР: Сформируется чувство ритма, слуховое и пространственное восприятие, слоговая структура слова, зрительно-моторная ориентация; О богатится словарный запас и сформированность лексико-грамматического строя;
План работы 1 этап Организационный (с 01.10.2023г. – 15.10.2023г.) Подбор и анализ информации (литература, интернет ресурсы) Определение уровня сформированности речевых навыков у детей старшей группы с ТНР (ОНР II -III уровня) по результатам стартовой диагностики. Подборка игр, упражнений с использованием «Ритмического круга» и «Парковки». Формирование темы проекта. Определение цели и задач проекта. Разработка содержания проекта и плана мероприятий. Ознакомление воспитателей с целью и задачами проекта, привлечение к совместной систематической деятельности для формирования у детей с ТНР навыка правильного звукопроизношения . 2 этап Планирование работы (с 16.10.2023г. – 31.05.2023г .) Сроки реализации, содержание и методы деятельности по месяцам. 3 этап Реализация проекта Виды деятельности (мероприятия): Фотоотчет результатов проекта. Оценивание эффективности проекта. Подготовка презентации по ходу и результатам проведения проекта.
1 этап Ознакомление с имеющейся методической литературой по данному вопросу и приобретение необходимых практических и дидактических пособий. Пособия «Ритмический круг», «Парковка, деревянные фишки с артикуляционной гимнастикой
1 этап № Фамилия, имя I II III IV V VI VII Уровень общего и речевого развития С П И С П И С П И С П И С П И С П И С П И С П И 1. Алиса А. 2 1 1 2 1 1 2 С 48% 2. Кирилл Б. 2 2 1 1 2 2 1 С 57% 3. Кирилл Г. 1 1 1 2 2 1 2 С 48% 4. Дарий К. 2 2 1 2 1 2 1 С 52% 5. Татьяна К. 2 2 2 2 2 2 2 С 66% 6. Роман К. 2 2 2 2 2 2 2 С 67% 7. Полина М. 2 2 1 2 2 2 1 С 57% 8. Валерия Т. 1 2 1 1 1 2 2 С 48% 9. Азат Ф. 2 2 1 2 1 2 1 С 52% 10. Ярослава Ш. 2 2 2 2 2 2 1 С 62% 11. Богдана Ш. 2 2 2 2 1 1 1 С 52% 12. Тимофей Ю. 1 1 1 1 1 1 1 Н 33% С – стартовая (сентябрь) Детей с низким уровнем (Н) общего и речевого развития – 8% (1 ребенок) Детей со средним уровнем (С) общего и речевого развития – 92% (11 детей) Определение уровня сформированности речевых навыков у детей старшей группы с ТНР (ОНР II -III уровня) по результатам стартовой диагностики 2023/2024 учебный год Средний показатель речевого развития детей с ТНР в старшей группе по итогам стартового мониторинга составил 54%.
2 этап Планирование работы (составление плана работы по месяцам) Сроки реализации Содержание и методы деятельности Работа с воспитателями октябрь Игры и упражнения для развитие артикуляционной моторики с использованием «Ритмического круга». Повторение игр при индивидуальной работе с детьми с ТНР по заданию учителя-логопеда. ноябрь Игры и упражнения на развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия с применением «Парковки», «Ритмического круга». Повторение игр при индивидуальной работе с детьми с ТНР по заданию учителя-логопеда. декабрь Игры и упражнения на выстраивание визуальной, ритмической и логической последовательности с использованием «Парковки», «Ритмического круга». Повторение игр при индивидуальной работе с детьми с ТНР по заданию учителя-логопеда.
2 этап Игры и упражнения для развитие артикуляционной моторики с использованием «Ритмического круга » Правила игры: заранее разложить на круге фишки с упражнениями артикуляционной гимнастики, картинкой вниз. Предложить ребенку узнать, что скрывается под фишками. В направлении слева направо, по одной открывает фишки и выполняет упражнения до тех пор, пока все фишки не будут открыты. Второй вариант игры: сложить фишки артикуляционной гимнастики стопочкой. Предложить ребенку украсить круг фишками, а для этого ему необходимо ставить фишку и выполнять упражнение. Игра продолжается пока не закончатся фишки с гимнастикой .
2 этап Игры и упражнения на выстраивание визуальной, ритмической и логической последовательности с использованием « Парковки » и «Ритмического круга » Задания рекомендуется начинать с горизонтального ряда – «Парковки», а потом переходить на работу с «Ритмическим к ругом». При работе с «Ритмическим кругом» задания можно выполнять по часовой стрелке и против часовой стрелки. Игра «Воспроизведи заданную последовательность » П р а в и ла и гр ы : Ре б ен к у пр ед л агае т ся п е р е н ес т и пр е д ложен н ую на кар т о ч ке (о б р а зц е ) по с л ед овате л ьнос т ь на и г ровое поле « П арк о в к и » или «Ритм и че с кого к р у г а » .
2 этап Игра « Разгадай и закончи последовательность » Правила игры: Ребенку предлагается расшифровать последовательность на игровом поле «Парковки» или «Ритмического круга», загаданную на игровом поле, а потом восстановить ряд (цвет, размер , форма предмета, лексическая тема и др.), заполнив недостающие звенья .
2 этап Игры и упражнения на развитие чувства ритма, слухового и зрительно-пространственного восприятия с применением « Парковки » и «Ритмического круга » Дидактические игры «Веселые ритмы» Правила игры : воспитаннику необходимо узнать звучащий предмет за ширмой и выложить соответствующий символ в определенной последовательности, Затем просим ребёнка повторить ритмический рисунок с помощью звучащих предметов. (Также можно предложить отхлопать , оттопать, отстучать, отзвенеть количество движений равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке. Повторить движение, загаданное в ячейке.
2 этап Игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков с использованием «Парковки» и «Ритмического круга » Дидактическая игра «Разноцветные кружочки» Правила игры : заранее говорим ребенку, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слог (слово) с заданным звуком, то ребенок ставит зеленый кружок, если в слове нет заданного звука – красный. Объяснить, что ячейки заполняются слева направо, по движению часовой стрелки. Примечание: вместо цветных кружков можно использовать любые мелкие предметы или фишки. Нужно заранее договориться, какой предмет будет изображать наличие или отсутствие звука.
2 этап Дидактическая игра «Звуковые ритмы » Правила игры : 1 вариант: необходимо выкладывать фишки (камешки) на сегменты линейки, круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком. 2 вариант: необходимо выкладывать фишки, в определенном заранее ритме и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида (например: [ са ]- [ ша ], [ аш ]-[ ас ]), в словах ( рак-лак , сок-шок и др.)
2 этап Игры и упражнения для формирование слоговой структуры слова с использованием «Парковки» и «Ритмического круга » Дидактическая игра «Слоговые ритмы» Правила игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камни « марблс », фишки и др. Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камешков.
3 этап Итоговое диагностическое обследование № Фамилия, имя I II III IV V VI VII Уровень общего и речевого развития С П И С П И С П И С П И С П И С П И С П И С И 1. Алиса А. 2 2 3 1 2 3 1 2 3 2 2 3 1 1 2 1 1 3 2 2 3 С 48% В 95% 2. Кирилл Б. 2 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 3 2 2 3 2 2 3 1 2 2 С 57% В 95% 3. Кирилл Г. 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 С 48% С 67% 4. Дарий К. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 С 52% С 67% 5. Татьяна К. 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 2 2 2 3 С 66% В 95% 6. Роман К. 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 3 3 С 67% В 95% 7. Полина М. 2 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 С 57% С 81% 8. Валерия Т. 1 2 2 2 2 3 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 С 48% С 71% 9. Азат Ф. 2 2 3 2 2 3 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 С 52% С 81% 10. Ярослава Ш. 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 1 2 2 С 62% В 95% 11. Богдана Ш. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 С 52% С 67% 12. Тимофей Ю. 1 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 Н 33% С 67% Средний показатель речевого развития детей с ТНР в старшей группе по результатам итогового мониторинга составил 81%. Динамика показателей результата увеличилась на 34%.
Результаты проекта Можно сделать вывод, что использование в работе логопедических тренажеров « Ритмический круг» и «Парковка» способствует развитию чувства ритма, развивает слуховое внимание, артикуляционную моторику, формирует предпосылки развития слоговой структуры слова, навыки звукового анализа, повышает эффективность автоматизации в речи детей заданных звуков в слогах, словах, предложениях , обогащает сенсорный опыт детей, а также развивает логическое мышление, зрительно-моторную ориентацию в пространстве, мелкую моторику , стимулирует мотивацию к занятиям у детей и повышает эффективность логопедической работы в целом . Таким образом, использование в работе пособий « Ритмический круг» и «Парковка» в логопедической практике позволили сделать мою работу более продуктивной и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"
Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...

проект «Нейропсихологические методы и приемы в практической работе учителя - логопеда»
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушение речи у детей, а также пути коррекции.По мнению ряда исследований развитие речи на всех этапах невозможно без активации трехуровневой сис...
Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, кото...
Проект "Использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда"
Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений...

Проект «Использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».
Актуальность проектаВ настоящие время становится все меньше полностью здоровых детей, не только в физическом развитии, но и в психическом, психосоматическом. Всему этому способствовал наш мир, в котор...

