Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, которые помогают решить, условно говоря, «тысячу и одну логопедическую проблему». В статье описан опыт работы учителя-логопеда с визуально-ритмическими рядами, как инновационной технологией ,позволяющей решить одновременно множество коррекционных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда

Малыгина М.Л.

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 5 «Росинка»

г. Каргополь

Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, которые помогают решить, условно говоря, «тысячу и одну логопедическую проблему». Сегодня я расскажу об одном приеме логопедической работы, которым современные логопеды очень активно пользуются, решая одновременно множество коррекционных задач.

Но сначала немного теории.

Весь окружающий нас мир живет по законам ритма. Есть ритм смены частей суток, времён года…Ритм сердца, дыхания, речи, ходьбы. Т.е. ритм- это чередование каких-либо элементов. Ритмическая способность рассматривается многими исследователями в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – в том числе и речевой.

 Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи. Слово- это последовательность звуков и чтобы его сказать необходимо, чтобы работал «механизм упреждающего анализа и синтеза», который подробно описал в своей работе «Механизмы речи» Н. И. Жинкин. Суть этого механизма заключается в том, что последующие элементы речевой деятельности в такой же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие, иначе говоря: мы ещё думаем, что скажем это слово, а наша артикуляция уже готова сказать его и сказать правильно.

Хорошо развитое чувство ритма создает базу для усвоения темпо-ритмической, фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, интонационной выразительности речи, ускоряет развитие и других языковых способностей. Это позволяет рассматривать чувство ритма как одну из основ формирования всей речевой системы.

Нарушения речевого ритма у детей с разными речевыми расстройствами имеют сходные и специфические черты. В старшем дошкольном возрасте сходными для детей с разными нарушениями речи являются задержка созревания ритмических процессов речи по сравнению с нормой, а также дизритмия при восприятии и воспроизведении речевых ритмических стимулов. У детей со сложными нарушениями речи часто наблюдается неспособность воспроизвести простые ритмические последовательности, а также отмечаются частые затруднения, касающихся видов деятельности, связанных с функцией рядопостроения (сукцессивная функция). Дети не могут запомнить последовательность времен года, дней недели, месяцев, простого числового ряда, не понимают смысла длинных слов, не могут выполнить инструкции, состоящие из нескольких частей.

Поэтому работа по последовательному формированию и развитию ритмических способностей в различных видах деятельности является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений.

На сегодняшний день доказанным является тот факт, что ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, слухового, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Поэтому совершенствование межанализаторных связей будет создавать базу для формирования механизмов ритма речи.

 Одним из актуальных приемов, обеспечивающим включение слухового, двигательного, зрительного и кинестетических анализаторов на всех этапах работы по формированию ритмических способностей может стать использование визуально-ритмических рядов.

Визуально-ритмические ряды (ВРР) представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Это своего рода тренажеры, с помощью которых ребенок учится переключаемости, прогнозированию своих действий, т.е. визуально-ритмический ряд -это, в первую очередь, развитие «механизма упреждающего синтеза» о котором говорилось выше.

Сам по себе визуально-ритмический ряд, конечно, является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы), но именно использование игр с визуально-ритмическими рядами на логопедических занятиях позволяет решить ряд задач:

- развивать чувство ритма;

- развивать слуховое внимание;                                                                                                                                           - формировать предпосылки развития слоговой структуры слова;                                  - упражнять детей в навыках звукового анализа

- автоматизировать в речи детей заданный звук в слогах, словах, предложениях;

 -развивать лексико-грамматический строй речи;                                                                                             - обогащать сенсорный опыт детей;

- развивать логическое мышление;

- развивать зрительно-моторную ориентацию в пространстве;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.                                                                                                - стимулировать мотивацию к занятиям;

- формировать навык самоконтроля за собственной речью и деятельностью в целом.  

Визуально-ритмический ряд может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.

Материал для выкладывания визуально-ритмических рядов может быть очень разнообразным: картинки, камни «марблс», геометрические фигуры, мелкий конструктор, фишки, пуговицы, природный материал (шишки, орехи, камни, желуди, каштаны т.д.). Картинки и предметы можно подбирать с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы. Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к деятельности у ребенка. 

Для создания ВРР есть два дидактических пособия. Это – «Парковка» и Ритмический круг». 

Дидактическое пособие «Парковка» состоит из прямой деревянной линейки- разных размеров, разделенной на 10-12 секторов.

Дидактическое пособие «Ритмический круг» представляет собой: деревянный круг, разделенный деревянным трафаретом на 12 сегментов. Диаметр круга 30 см.

Цель: Речевое развитие детей через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия.

С помощью этих пособий ребенок может визуально увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться. У ребенка появляется ориентир, куда он должен двигаться дальше, где ему нужно положить элемент.

Мы выделили несколько этапов в работе с визуально-ритмическими рядами. Критериями выделения этапов послужили:

  1. Усложнение серии предметов (картинок);
  2.  Наложение моторных программ;
  3.  Наличие речевого материала.

Знакомство с визуально-ритмическими рядами следует начать с визуального соотнесения и выкладывания рядов на горизонтальной плоскости. Выделяются возрастные критерии предъявления вариантов последовательностей выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет). Как и в любом игровом упражнении, ребенок должен понимать, для чего ему дается это задание. Логопед дает инструкцию: «Помоги дедушке достроить заборчик, разложи зернышки для птичек, посади цветы на клумбу, овощи на грядку и т.д.». Символика должна способствовать развитию понимания, что каждый предмет располагается не случайно, как и слоги в слове.

Если ребёнок отлично справляется с заданием выкладывания визуально-ритмического ряда в горизонтальной и вертикальной плоскости, то можно усложнить задачу, добавив к ряду моторную программу, которые могут быть абсолютно разные.

Моторная программа - это цикличное выполнение каких-то действий. Действие привязывается к предмету из визуально - ритмического ряда и выполняется. Для визуализации моторной программы можно использовать «Нейрокарточки».

Затем, если ребенок справляется с заданием, где предъявляется последовательность и моторная программа (даже самая простая), можно перейти к проговариваю речевого материала (звукоподражаний, звуков, слогов, слов, составлению предложений и рассказов). Речевая наполняемость будет зависеть от возможностей ребенка и цели упражнения.

Пока не отработан предыдущий уровень, не берите новый, чтобы выстроить систему, ребенку нужно понимание предыдущего.

В качестве примера, рассмотрим некоторые игры, которые может включать в структуру занятий как логопед, так и воспитатели.

Одна из первых игр при знакомстве с визуально-ритмическими рядами игра «Воспроизведи заданную последовательность». Ребенку предлагается перенести предложенную на карточке (образце) последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга».

Следующая игра «Продолжи последовательность» Ребенку предлагается перенести предложенную на образце последовательность на игровое поле «Парковки» или «Ритмического круга», а потом продолжить ряд согласно представленной закономерности.

Один из примеров визуально-ритмического ряда с использованием моторной программы  является игра «Хлопай-топай». В этой игре педагог вводит условное цветовое обозначение действия, например, синий цвет-топай, красный цвет -хлопай.

Игры с использованием различных моторных программ хорошо зарекомендовали себя при проведении артикуляционной гимнастики, когда мы работаем над развитием артикуляционного праксиса.

Примером визуально-ритмического ряда на этапе использования речевого материала может быть дидактическая игра «Разноцветные дорожки». Например, ребенку предлагают выложить визуально-ритмический ряд1:1. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синий – слог «ва», красный – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д.

Игра «Учим звуки» используется при автоматизации звуков. Необходимо выкладывать камешки на сегменты линейки, круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком. Или необходимо выкладывать фишки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида (например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)

Для развития фонематического и слогового анализа можно использовать игру «Слоговой и звуковой ряд».

Это лишь несколько игр, которые я использую при проведении логопедических занятий. Варианты их применения, сочетания разнообразны и бесконечны, зависят от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой педагог.

Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом всей логопедической работы, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает этот процесс более увлекательным и результативным.

Литература

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. -- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
  2. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда

Визуально-ритмические ряды в логопедической работе с детьми, имеющих тяжёлые нарушения слоговой структуры слова...