Составление сенсорного профиля ребенка. Консультация логопеда.
консультация по логопедии (младшая группа)

Зубцова Тамара Николаевна

Составление сенсорного профиля -важный и необходимый этап, помогающий специалисту и родителю разобраться в причине нарушения в разитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление сенсорного профиля ребенка. Консультация логопеда.

Составление сенсорного профиля ребенка.

Составление сенсорного профиля-важный и необходимый этап для коррекции.

Сенсорные(анализаторные)  системы –это совокупность периферических и центральных структур нервной системы ответственных за восприятие и обработку  сигналов  разной модальности из окружающей и внутренней среды.

По модальности  сенсорный сигнал может быть: зрительным или визуальным (картинка),  слуховым (звук), тактильным (ощущения от прикосновений к поверхности кожи- тепло, холод, боль и пр), вестибулярным ( информация от вестибулярного аппарата -в каком положении находится голова или тело), проприоцептивным ( информация о степени напряжения мышц и работе суставов), интероцептивным( данные о состоянии внутренних органов), обонятельным ( запах), вкусовым. Отсюда названия  сенсорных систем – это тактильная, зрительная ,слуховая и пр.

Все сенсорные системы работают  в устойчивом равновесии друг с другом, нарушение одной  непременно приведет к дисбалансу в другой, что может проявиться у ребенка в  виде сенсорной защиты(гиперчувствительностью) или сенсорного поиска(гипочувствительностью), аутостимуляции или агрессии, т. е. будет обуславливать его поведение.

Сенсорный профиль

I

Тактильная система. Гиперчувствительность (сенсорная защита)

Да

Нет

1

Ребенок не любил /не любит, когда его берут на руки или обнимают. Может отодвигаться , изгибаться, избегать контакта.

2

Незначительное /неожиданное прикосновение вызывает тревогу, страх или агрессию

3

Негативно реагирует на контакт с мокрой или жесткой тканью, возможно, чувствует дискомфорт от новой одежды, белья, высоких воротников, ремней, шнурков, швов; возможно, предпочитает оставаться нагишом или, наоборот, укутывается в одежду с ног до головы, избегая  контакта кожи с окружающим миром.

4

Испытывает дискомфорт при расчесывании

5

Обычные ощущения воспринимает негативно и даже болезненно(ветер, капля воды)

6

Избегает  прикосновений к определенным материалам

7

Избегает или негативно реагирует  на игры с «грязными материалами» (песок, грязь и пр.); если грязные руки, стремится вытереть или вымыть их, может отказаться ходить босиком

8

Отказывается от игр с участием рук

9

Умывание, стрижка волос и ногтей , чистка и лечение зубов вызывают у ребенка сильнейший стресс, как и укус насекомого или небольшая царапина

10

Сильно избирателен в еде ( к ее вкусу и консистенции), отказывается от холодного и/или горячего, нового  и смешанного по структуре.

11

Ходит только на цыпочках

Тактильная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Ищет тактильные ощущения. Стремиться потрогать все и всех

2

Не реагирует на раны, порезы и медицинские манипуляции (ребенку  могут нравиться  уколы, компрессы и пр.)

3

Не ощущает или почти не ощущает прикосновений

4

Не придает значения грязному лицу, рукам и ногам и играм с сыпучими материалами , грязью, пеной и т.д.

5

Характерна самоагрессия и/или стереотипные движения

6

Ищет интенсивную тактильную и /или проприоцептивную стимуляцию: колючие, вибрирующие, горячие предметы

7

Любит яркие вкусы( кислое, соленое, острое и т.д.).Тянет в рот всевозможные предметы

8

Может причинять боль во время игры или другого общения

II

Вестибулярная система. Гиперчувствительность(сенсорная защита).

1

Боится раскачиваний, качелей, каруселей, прыгунков. Подвержен укачиванию

2

Отказывается от игр, связанных с отрывом от земли и подъемом на высоту(проход по бревну или пенькам, катание на горке, подъем на лесенки, передвижение по неровной поверхности, в лифте или на эскалаторе, прыжки, балансиры и пр.)

3

Выбирает малоподвижные игры, двигается осторожно и не спеша, избегает рисков

4

Боится переворотов, кувырканий, вращений, резких движений и даже наклона головы вперед

5

Испытывает стресс, если его передвигают, особенно без предупреждения

6

Тяжело осваивает катание на велосипеде, беговеле, самокате и пр.

7

Легко и часто теряет равновесие, неуклюж

8

Плачет/плакал в младенческом возрасте при выкладывании на живот

Вестибулярная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Слишком активен, не может посидеть на месте, все время находится в движении, бежит, подпрыгивает вместо ходьбы

2

Любит карусели, горки, качели, игры с подбрасыванием. Кружится длительное время, не испытывая головокружения

3

Не боится высоты и опасности, часто рискует

4

Любит раскачиваться, трястись, стоят вверх тормашками, кувыркаться и т.д.)

5

Любит резкие внезапные движения (подпрыгивание на кочках)

III

Проприоцептивная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Поиск глубоких ощущений: удары, топот , падения, хлопки

2

Кусает, сосет пальцы, хрустит суставами

3

Любит плотно заворачиваться в одела, закапываться в подушки, надевать тесную одежду, ремни, шнурки, капюшоны

4

Стремится к сильным объятиям, борьбе

5

Способен работать двумя руками, часто меняя руки

6

Любит прыгать с высоких объектов, толкать, тянуть тяжелые предметы

7

Жует предметы или скрипит зубами в дневное время, испытывает трудности при лизании мороженного

8

Тяжело учит новые движения, испытывает трудности при перешагивании и ползании

9

Не контролирует степень напряженности мышц, силу нажатия( часто ломает игрушки, карандаши, хлопает дверями, с грохотом опускает предметы)

IV

Cлуховая система (физический слух в норме).

Гиперчувствительность(сенсорная защита)

1

Пугается даже знакомых и ожидаемых звуков

2

Отвлекается  на незначительные или фоновые звуки

3

Испытывает дискомфорт , если кто-то говорит, поет или шумит рядом

4

Негативно реагирует на посещение многолюдных общественных мест

Cлуховая система (физический слух в норме).

Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Плохо реагирует на обращение и собственное имя

2

Получает удовольствие от громких звуков, слушает музыку и телевизор  на максимальной гормкости

3

Плохо понимает  и запоминает  обращенную речь

4

Не может определить направление источника звука

5

Переспрашивает, ждет повторения инструкций

V

Обонятельная система. Гиперчувствительность( сенсорная защита)

1

Отрицательно реагирует на запахи, даже слабые, не доставляющие дискомфорт другим

2

Отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха

3

Резкие запахи вызывают негативную реакцию или даже тошноту

4

При выборе ребенок руководствуется запахом

Обонятельная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Слабо реагирует  или вообще не реагирует на неприятные запахи

2

Тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места

VI

Зрительная система. Гиперчувствительность( сенсорная защита)

1

Ребенок испытывает сильный дискомфорт от света разной интенсивности, вплоть до головной боли

2

Плохо фиксирует взгляд на предмете, особенно при необходимости удерживать предмет в поле зрения длительное время

3

Очень легко отвлекается даже на незначительные зрительные стимулы

4

Глаза слезятся , или ребенок трет их

5

После сравнительно небольшой зрительной нагрузки ребенок плачет или беспокоен из-за головной боли

6

Избегает зрительного контакта

7

Предпочитает играть в темноте

8

Избегает определенных зрительных ощущений( например, предметов белого цвета)

Зрительная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск

1

Ребенку сложно следить за движущимся предметом

2

Путает визуально похожие стимулы

3

Не замечает предметы или людей, натыкается на них, спотыкается о бордюры или ступеньки

4

Щурится при отсутствии явного раздражителя

ВЫВОДЫ

Данные пробы помогут выявить сенсорно- интегративные дисфункции.

Для данной консультации использованы материалы серии книг «Развитие речи» автор логопед-дефектолог Н.Л. Кулькова, а также материалы ведущих специалистов, занимающихся проблемой запуска речи неговорящих детей, которым мы выражаем искреннюю благодарность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Методика проведения исследования «Социальный профиль ребенка»

Предлагаемая методика проведения исследования «Социальный профиль ребенка» может быть использована в детском саду, чтобы лучше знать коллектив воспитанников и строить работу с учетом ...

Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка

Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка...

Чек-лист для составления сенсорного портрета ребенка

Опросник для работы с родителями ребенка, который поможет понять, как работают сенсорные системы данного ребенка в общем...

Сенсорный профиль

Индивидуальные маршруты...

Консультация логопеда для родителей "ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК О СОСТАВЛЕНИИ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?"

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), ...