Составление сенсорного профиля ребенка. Консультация логопеда.
консультация по логопедии (младшая группа)
Составление сенсорного профиля -важный и необходимый этап, помогающий специалисту и родителю разобраться в причине нарушения в разитии ребенка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление сенсорного профиля ребенка. Консультация логопеда.
Составление сенсорного профиля ребенка.
Составление сенсорного профиля-важный и необходимый этап для коррекции.
Сенсорные(анализаторные) системы –это совокупность периферических и центральных структур нервной системы ответственных за восприятие и обработку сигналов разной модальности из окружающей и внутренней среды.
По модальности сенсорный сигнал может быть: зрительным или визуальным (картинка), слуховым (звук), тактильным (ощущения от прикосновений к поверхности кожи- тепло, холод, боль и пр), вестибулярным ( информация от вестибулярного аппарата -в каком положении находится голова или тело), проприоцептивным ( информация о степени напряжения мышц и работе суставов), интероцептивным( данные о состоянии внутренних органов), обонятельным ( запах), вкусовым. Отсюда названия сенсорных систем – это тактильная, зрительная ,слуховая и пр.
Все сенсорные системы работают в устойчивом равновесии друг с другом, нарушение одной непременно приведет к дисбалансу в другой, что может проявиться у ребенка в виде сенсорной защиты(гиперчувствительностью) или сенсорного поиска(гипочувствительностью), аутостимуляции или агрессии, т. е. будет обуславливать его поведение.
Сенсорный профиль
I | Тактильная система. Гиперчувствительность (сенсорная защита) | Да | Нет |
1 | Ребенок не любил /не любит, когда его берут на руки или обнимают. Может отодвигаться , изгибаться, избегать контакта. | ||
2 | Незначительное /неожиданное прикосновение вызывает тревогу, страх или агрессию | ||
3 | Негативно реагирует на контакт с мокрой или жесткой тканью, возможно, чувствует дискомфорт от новой одежды, белья, высоких воротников, ремней, шнурков, швов; возможно, предпочитает оставаться нагишом или, наоборот, укутывается в одежду с ног до головы, избегая контакта кожи с окружающим миром. | ||
4 | Испытывает дискомфорт при расчесывании | ||
5 | Обычные ощущения воспринимает негативно и даже болезненно(ветер, капля воды) | ||
6 | Избегает прикосновений к определенным материалам | ||
7 | Избегает или негативно реагирует на игры с «грязными материалами» (песок, грязь и пр.); если грязные руки, стремится вытереть или вымыть их, может отказаться ходить босиком | ||
8 | Отказывается от игр с участием рук | ||
9 | Умывание, стрижка волос и ногтей , чистка и лечение зубов вызывают у ребенка сильнейший стресс, как и укус насекомого или небольшая царапина | ||
10 | Сильно избирателен в еде ( к ее вкусу и консистенции), отказывается от холодного и/или горячего, нового и смешанного по структуре. | ||
11 | Ходит только на цыпочках | ||
Тактильная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск | |||
1 | Ищет тактильные ощущения. Стремиться потрогать все и всех | ||
2 | Не реагирует на раны, порезы и медицинские манипуляции (ребенку могут нравиться уколы, компрессы и пр.) | ||
3 | Не ощущает или почти не ощущает прикосновений | ||
4 | Не придает значения грязному лицу, рукам и ногам и играм с сыпучими материалами , грязью, пеной и т.д. | ||
5 | Характерна самоагрессия и/или стереотипные движения | ||
6 | Ищет интенсивную тактильную и /или проприоцептивную стимуляцию: колючие, вибрирующие, горячие предметы | ||
7 | Любит яркие вкусы( кислое, соленое, острое и т.д.).Тянет в рот всевозможные предметы | ||
8 | Может причинять боль во время игры или другого общения | ||
II | Вестибулярная система. Гиперчувствительность(сенсорная защита). | ||
1 | Боится раскачиваний, качелей, каруселей, прыгунков. Подвержен укачиванию | ||
2 | Отказывается от игр, связанных с отрывом от земли и подъемом на высоту(проход по бревну или пенькам, катание на горке, подъем на лесенки, передвижение по неровной поверхности, в лифте или на эскалаторе, прыжки, балансиры и пр.) | ||
3 | Выбирает малоподвижные игры, двигается осторожно и не спеша, избегает рисков | ||
4 | Боится переворотов, кувырканий, вращений, резких движений и даже наклона головы вперед | ||
5 | Испытывает стресс, если его передвигают, особенно без предупреждения | ||
6 | Тяжело осваивает катание на велосипеде, беговеле, самокате и пр. | ||
7 | Легко и часто теряет равновесие, неуклюж | ||
8 | Плачет/плакал в младенческом возрасте при выкладывании на живот | ||
Вестибулярная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск | |||
1 | Слишком активен, не может посидеть на месте, все время находится в движении, бежит, подпрыгивает вместо ходьбы | ||
2 | Любит карусели, горки, качели, игры с подбрасыванием. Кружится длительное время, не испытывая головокружения | ||
3 | Не боится высоты и опасности, часто рискует | ||
4 | Любит раскачиваться, трястись, стоят вверх тормашками, кувыркаться и т.д.) | ||
5 | Любит резкие внезапные движения (подпрыгивание на кочках) | ||
III | Проприоцептивная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск | ||
1 | Поиск глубоких ощущений: удары, топот , падения, хлопки | ||
2 | Кусает, сосет пальцы, хрустит суставами | ||
3 | Любит плотно заворачиваться в одела, закапываться в подушки, надевать тесную одежду, ремни, шнурки, капюшоны | ||
4 | Стремится к сильным объятиям, борьбе | ||
5 | Способен работать двумя руками, часто меняя руки | ||
6 | Любит прыгать с высоких объектов, толкать, тянуть тяжелые предметы | ||
7 | Жует предметы или скрипит зубами в дневное время, испытывает трудности при лизании мороженного | ||
8 | Тяжело учит новые движения, испытывает трудности при перешагивании и ползании | ||
9 | Не контролирует степень напряженности мышц, силу нажатия( часто ломает игрушки, карандаши, хлопает дверями, с грохотом опускает предметы) | ||
IV | Cлуховая система (физический слух в норме). Гиперчувствительность(сенсорная защита) | ||
1 | Пугается даже знакомых и ожидаемых звуков | ||
2 | Отвлекается на незначительные или фоновые звуки | ||
3 | Испытывает дискомфорт , если кто-то говорит, поет или шумит рядом | ||
4 | Негативно реагирует на посещение многолюдных общественных мест | ||
Cлуховая система (физический слух в норме). Гипочувствительность и сенсорный поиск | |||
1 | Плохо реагирует на обращение и собственное имя | ||
2 | Получает удовольствие от громких звуков, слушает музыку и телевизор на максимальной гормкости | ||
3 | Плохо понимает и запоминает обращенную речь | ||
4 | Не может определить направление источника звука | ||
5 | Переспрашивает, ждет повторения инструкций | ||
V | Обонятельная система. Гиперчувствительность( сенсорная защита) | ||
1 | Отрицательно реагирует на запахи, даже слабые, не доставляющие дискомфорт другим | ||
2 | Отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха | ||
3 | Резкие запахи вызывают негативную реакцию или даже тошноту | ||
4 | При выборе ребенок руководствуется запахом | ||
Обонятельная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск | |||
1 | Слабо реагирует или вообще не реагирует на неприятные запахи | ||
2 | Тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места | ||
VI | Зрительная система. Гиперчувствительность( сенсорная защита) | ||
1 | Ребенок испытывает сильный дискомфорт от света разной интенсивности, вплоть до головной боли | ||
2 | Плохо фиксирует взгляд на предмете, особенно при необходимости удерживать предмет в поле зрения длительное время | ||
3 | Очень легко отвлекается даже на незначительные зрительные стимулы | ||
4 | Глаза слезятся , или ребенок трет их | ||
5 | После сравнительно небольшой зрительной нагрузки ребенок плачет или беспокоен из-за головной боли | ||
6 | Избегает зрительного контакта | ||
7 | Предпочитает играть в темноте | ||
8 | Избегает определенных зрительных ощущений( например, предметов белого цвета) | ||
Зрительная система. Гипочувствительность и сенсорный поиск | |||
1 | Ребенку сложно следить за движущимся предметом | ||
2 | Путает визуально похожие стимулы | ||
3 | Не замечает предметы или людей, натыкается на них, спотыкается о бордюры или ступеньки | ||
4 | Щурится при отсутствии явного раздражителя | ||
ВЫВОДЫ |
Данные пробы помогут выявить сенсорно- интегративные дисфункции.
Для данной консультации использованы материалы серии книг «Развитие речи» автор логопед-дефектолог Н.Л. Кулькова, а также материалы ведущих специалистов, занимающихся проблемой запуска речи неговорящих детей, которым мы выражаем искреннюю благодарность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Методика проведения исследования «Социальный профиль ребенка»
Предлагаемая методика проведения исследования «Социальный профиль ребенка» может быть использована в детском саду, чтобы лучше знать коллектив воспитанников и строить работу с учетом ...
Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка
Чек-лист для составления сенсорного профиля ребенка...
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании» Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространс
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании»...

Чек-лист для составления сенсорного портрета ребенка
Опросник для работы с родителями ребенка, который поможет понять, как работают сенсорные системы данного ребенка в общем...

Консультация логопеда для родителей "ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК О СОСТАВЛЕНИИ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?"
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), ...

