Материалы для родителей
консультация по логопедии

Консультация учителя-логопеда для родителей

«Развиваем речевое дыхание»

    Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами.  

Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий вдох. Все звуки произносятся на выдохе. Для нормально звучащей речи характерно рациональное использование воздушной струи на выдохе.

  У детей с дизартрией физиологическое дыхание, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, неустойчивого ритма, который легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Дети с нарушениями речи, в большинстве своем, испытывают затруднения в произвольной регуляции речевого дыхания, и в дальнейшем практически не могут контролировать фонационный выдох и плавную голосоподачу.

Как определить, правильное ли дыхание у ребенка?

Наблюдайте или просто задумайтесь и вспомните как дышит ваш ребенок во время разговора.

На что обратить внимание:

1.Ребенок дышит ртом.

2.У ребенка поверхностное дыхание.

3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе.

4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.

Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.

Что делать? Как помочь?

 Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с ребенком и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.

Важно знать:

- проводить занятия нужно в свободной одежде;

- заниматься с ребенком лучше до еды;

- выполнять занятия каждый день по 2-3 минуты;

-занятия проводятся при открытой форточке.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

-лучше всего это делать в игровой форме, чтобы малышу было интересно;

-не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха;

-следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи и шею;

-необходимо, что бы дутье было легким, без напряжений.

 

 

Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

-дышит слишком часто;

-резко побледнел или покраснел;

-жалуется, что у него онемели ручки и ножки;

-начали дрожать кисти его рук.

Возможно, у него произошла гипервентиляция легких.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка выполнять   упражнении через «не могу».

Упражнение  «ПУЗЫРИКИ»

Пусть ребенок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение   «ХОМЯЧОК»

Предложите малышу изобразить хомячка, надув щеки и пройтись так несколько шагов. После чего хлопнуть себя по щекам, таким образом, выпустив воздух.

Упражнение   «ВЕТЕРОК»

К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

Упражнение   «ПЕРЫШКО»

Пусть ребенок  подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.

Упражнение   «ЛИСТОПАД»

Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.

Упражнение   «КОРАБЛИКИ»

Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

Упражнение   «ВЕРТУШКА»

Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.

Упражнение   «СВИСТУЛЬКИ»

Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.

Упражнение  «ТРУБОЧКИ»

Используйте коктейльные трубочки, опускайте их в стакан с водой и дуйте. Если вы уверены, что ребенок не будет пить, добавьте моющее средство, и у вас получится мыльная пена, с которой тоже можно поиграть.

 Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvivaem_rechevoe_dyhanie.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«Развиваем речевое дыхание»

    Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами.  

Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий вдох. Все звуки произносятся на выдохе. Для нормально звучащей речи характерно рациональное использование воздушной струи на выдохе.

  У детей с дизартрией физиологическое дыхание, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, неустойчивого ритма, который легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Дети с нарушениями речи, в большинстве своем, испытывают затруднения в произвольной регуляции речевого дыхания, и в дальнейшем практически не могут контролировать фонационный выдох и плавную голосоподачу.

Как определить, правильное ли дыхание у ребенка?

Наблюдайте или просто задумайтесь и вспомните как дышит ваш ребенок во время разговора.

На что обратить внимание:

1.Ребенок дышит ртом.

2.У ребенка поверхностное дыхание.

3.Ребенок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе.

4.У ребенка воздушная струя недостаточной интенсивности.

Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости ее тренировать.

Что делать? Как помочь?

 Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с ребенком и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.

Важно знать: 

 проводить занятия нужно в свободной одежде;

 заниматься с ребенком лучше до еды;

 выполнять занятия каждый день по 2-3 минуты;

занятия проводятся при открытой форточке.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

лучше всего это делать в игровой форме, чтобы малышу было интересно;

не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха;

следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи и шею;

необходимо, что бы дутье было легким, без напряжений.

Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

дышит слишком часто;

резко побледнел или покраснел;

жалуется, что у него онемели ручки и ножки;

начали дрожать кисти его рук.

Возможно, у него произошла гипервентиляция легких.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка выполнять   упражнении через «не могу».

Упражнение  «ПУЗЫРИКИ»

Пусть ребенок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение   «ХОМЯЧОК»

Предложите малышу изобразить хомячка, надув щеки и пройтись так несколько шагов. После чего хлопнуть себя по щекам, таким образом, выпустив воздух.

Упражнение   «ВЕТЕРОК»

К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

Упражнение   «ПЕРЫШКО»

Пусть ребенок  подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.

Упражнение   «ЛИСТОПАД»

Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.

Упражнение   «КОРАБЛИКИ»

Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

Упражнение   «ВЕРТУШКА»

Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.

Упражнение   «СВИСТУЛЬКИ»

Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания. 

Упражнение  «ТРУБОЧКИ»

Используйте коктейльные трубочки, опускайте их в стакан с водой и дуйте. Если вы уверены, что ребенок не будет пить, добавьте моющее средство, и у вас получится мыльная пена, с которой тоже можно поиграть.

 Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...

Материалы для родителей #Сидим дома. Консультация для родителей "Скоро в школу".

Расширить знания родителей о том, что должны знать дети старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс....