Модели семейного воспитания детей с ОВЗ
презентация по логопедии
Модели семейного воспитания детей с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 406.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика семьи Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Характеристика семьи Семья (с позиции социологов) - малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ Этапы развития реакций после постановки медицинского диагноза (семейный кризис) Отрицание Гнев Чувство вины Эмоциональная адаптация
Отрицание – неверие в существование болезни Родители Специалисты
Гнев – возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе и своем супруге, так и в своем ребенке Родители Специалисты
Чувство вины – часто перерастает в страдания и переживания (чаще матери) по поводу ее проступков и ошибок, которые привели (как она полагает) к заболеванию ребенка
Эмоциональная адаптация – родители принимают болезнь ребенка, выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку
Особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением
Дисгармоничные модели воспитания в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ Гипоопека Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Эмоциональное отвержение ребенка Модель «маленький неудачник» Гиперопека Противоречивое воспитание Авторитарная гиперсоциализация Воспитание в «культе» болезни Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания ребенка с отклонениями в развитии
В. В. Ткачева выделила три типа реагирования родителей Первая группа родителей – психосоматичные . Для этих родителей характерно стремление « положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка ». Вторая группа родителей – невротичные. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом : « Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет !» Третья группа родителей – авторитарные К родителям авторитарного можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. « Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним » – это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.
Особенности отношений «ребенок с ОВЗ – родители» Все дети с ОВЗ испытывают потребность в постоянных эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости У части детей доминирующие отношения складываются лишь с одним родителем, чаще с мамой В случае недостаточности и неадекватности родительско -детского общения контакты с родителями замещаются на контакты с другими субъектами Отсутствие родительского тепла изменяет личностную сферу ребенка, формируя неадекватные личностные характеристики. Неправильные отношения с родителями затрудняют и взаимодействие детей со средой, приобретая неадекватные формы, затрудняя коммуникацию.
Основные задачи родителей как участников реабилитационных программ создание дома спокойной доброжелательной атмосферы ; обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств; наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка; овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию; овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов; участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей Консультативно-рекомендательная Информационно-просветительская Практические занятия для родителей Организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников Коррекционно-педагогический процесс
Главная задача специалистов при взаимодействии с семьей больного ребенка создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем
Задачи родителей в коррекционном процессе Возраст ребенка Задачи родителей 0-3 года Стимулируют психофизическое развитие ребенка Стимулируют двигательную активность Стимулируют речевую активность Развивают пространственную ориентировку и схему тела 3-4 года Развивают ВПФ (внимание, память, мышление) Развивают речь Развивают общую и мелкую моторику Формируют навыки общения Формируют навыки самообслуживания и гигиены Организуют игры Расширяют представления об окружающем мире Выбирают ДОУ 5-6 лет Готовят ребенка к школе Формируют трудовые навыки Приучают к самостоятельности
Особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха Типы отношений родителей к глухому малышу (Э.И. Ленгард , Е.И. Исенина ) Полное принятие – с теплотой и пониманием относятся к малышу. В семье складываются хорошие отношения. Сверхопека – ребенку ничего не дают делать самостоятельно. Ребенок с возрастом начинает считать, что ему все обязаны Нереалистический – родители не хотят признать, что ребенок глухой, и не делают никаких скидок на его глухоту. Ребенок чувствует себя одиноким и несчастным, так как не может выполнить требований родителей. Или такие дети начинают переоценивать свои возможности. Безразличие (отвержение) – встречается редко. Ребенок становится помехой для родителей. Его все время ругают, винят всех в своих несчастьях кроме себя
Особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения Часто отмечается неадекватное отношение к малышу: он воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо. Принимают дефект, но не принимают ребенка. Принимают ребенка, но не принимают его дефект. Непринятие, как дефекта ребенка, так и самого ребенка. Если такая позиция у обоих родителей, то отказываются от ребенка. Если разные позиции, то возникает конфликт, чаще ведущий к распаду семьи.
Особенности семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, афазия, заикание, ринолалия ) Оказывая детям помощь, когда они затруднялись в любой деятельности, родители не стремятся поддержать их эмоционально, а просто объясняют или показывают правильный способ действия. Начинают оказывать помощь детям в случае возникновения трудностей, не обращая внимание на наличие или отсутствие просьбы о такой помощи со стороны малыша. Чаще родители при трудностях, возникших у ребенка, используют показ, а не объяснение. Родители не требуют от детей оречевления возникших трудностей и просьб. Чаще родители используют жестово-мимические средства, а не речевые. Основной тип взаимодействия – подавляющая активность ребенка (реже – подавляющая активность взрослого и совместная деятельность).
Особенности семей, воспитывающих детей с ДЦП Из всех проблем малыша с ДЦП (двигательные, речевые и психические) наиболее фрустрирующими для родителей являются двигательные. Необходимость постоянно, в первую очередь, физической помощи ребенку Значительные финансовые затраты на различные приспособления Сложности контакта с ребенком из-за личностных, речевых и двигательных проблем. Преобладающий стиль воспитания – гиперопека , что приводит к психопатическому развитию личности ребенка, к развитию у него эгоизма.
Особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью У родителей часты депрессии, чувство вины, горя, стыда. У некоторых – постоянные мысли о дефекте, изучение научной литературы, поиск причин, поиск «кто виноват». Некоторые пытаются жить с представлением, что с ребенком все в порядке, постоянно доказывая себе это. Родители пытаются всеми силами сменить диагноз на более легкий. Часты семейные конфликты, искаженное восприятие поведения ребенка. Неправильные реакции на социальные группы. Особенности отношений матерей к умственно отсталым детям (жалость, но частая раздражительность из-за усталости). Регистрируется ухудшение отношений между родителями и нормальными детьми в семье.
Особенности семей, воспитывающих детей с ЗПР Поскольку ЗПР – преодолеваемое, в осознании родителей отклонение, то отношение к такому диагнозу достаточно спокойное. Исключение составляет ЗПР церебрально-органического вида . При соматогенном виде – родители истощены постоянными болезнями ребенка.
Особенности семей, воспитывающих детей с аутизмом Самое сложное для родителей – отсутствие желания у ребенка вступать с ними в контакт.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ психологическая поддержка педагогическое сопровождение психокоррекционная, профилактическая и просветительская работа консультирование семьи, лекционно-просветительская, практические занятия для родителей (индивидуальные и подгрупповые), круглые столы, конференции, родительские группы, тренинги, летние интеграционные лагеря
Список литературы 1. Маллер А. Р. Специальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000. 2. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: Учебник для студ. высш . учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015 . Разенкова Ю. А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития – М., 2011. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. – М., 2010 . Краснокутская Е. М. Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. М. Краснокутская // Логопед в детском саду. – 2008. - №2. – С. 42-47. Малофеев Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев , Ю. А. Разенкова , Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. - №6. – С. 60-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: учить детей находить существенные признаки конкретного класса животных, их приспособленность к среде обитания, питание, размножение.Пояснение:В экологическом воспитании метод наглядно...

Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию детей
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым с...

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ
Методическая модель трудового воспитания детей может быть использована в качестве консультации для воспитателей или обсуждения на педагогическом совете....

«Системная реализация модели духовно - нравственного воспитания детей в ДОУ»
«Никто не может стать сыном своего народа, если не проникнется теми основными чувствами своего народа, какими живет народная душа.»...
Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя
Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю р...
План педагогического сопровождения семей ного воспитания в средней группе 2019-2020 учебный год
План педагогического сопровождения семей ного воспитания в средней группе 2019-2020 учебный год...

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...
