Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию детей
методическая разработка на тему

Елезова Людмила Андреевна

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Данный материал поможет воспитателям организовать с детьми работу по литературному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию

Мероприятие

Содержание

Особенности

организации

1

НОД

- Чтение (рассказывание) художественных произведений.

- Беседа после чтения.

- Рассматривание иллюстраций, картинок.

- Обсуждение

- Моделирование

- Разучивание стихотворений, потешек.

- Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов.

- Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми.

- Беседы о книгах (об истории книг).

- Обобщающие  беседы о видах и жанрах.

- Пересказ произведения

Проводится в первую половину дня. Способ организации может быть групповой и фронтальный

2

Ежедневное чтение.

Рассказывание.

- Русское народное творчество.

- Фольклор народов мира.

- Произведения русской классической литературы.

- Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Проводится во вторую половину дня. Способ организации детей - фронтальный

3

Литературные развлечения

Могут быть в виде КВН, в виде путешествия по какой-либо сказке, с использованием ИКТ, музыкального сопровождения.

Проводится во вторую половину дня. Участниками могут быть дети нескольких групп, родители, специалисты ДОУ.

4

Литературная гостиная

1 этап - знакомство гостей с жизнью и творчеством автора произведения - поэта или писателя посредством рассказа, беседы и демонстрации мультимедийной презентации, видео роликов;

2 этап - презентация фрагментов художественных произведений с помощью декламации, театрализованных игр и этюдов, демонстрации результатов детского и детско - родительского творчества в форме "живого" диалога с аудиторией;

3 этап - завершение литературной гостиной: формулирование выводов, позволяющих расставить смысловые акценты в жизни  творчестве автора и соотнести их с установками детей и родителей.

Проводить данное мероприятие совместно с родителями, а поэтому их необходимо убедить в важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге. Для этого нужно провести анкетирование, чтобы

узнать интересы, традиции каждой семьи и привлечь родителей к совместной деятельности.

5

Театрализованные игры

Пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации.

Мини – постановки для взрослых.

Проводится во вторую половину дня. Детям должны быть доступны различные виды театров.

6

Создание детьми книг-самоделок

Содержание: стих или сказка, иллюстрации, рисунки, фото

Совместно с воспитателем в группе или дома совместно с родителями

7

Неделя детской книги

- Чтение литературных произведений.

- Оформление выставок книг

- Проведение викторин по содержанию произведений

Проводится в группе в течение всей недели. Родители оказывают помощь воспитателям.

8

Празднование именин произведения.

Устраивается выставка с иллюстрациями данного произведения, с фото автора и художника. Дети разучивают стихи или отрывки из произведения, которые будут рассказаны на именинах. Все заканчивается хороводом «Каравай» и поздравлениями.

В группе создаётся специальный календарь, в котором " представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.

9

Посещение занятий в городской детской библиотеке.

- Знакомство с литературными произведениями.

- Тематические выставки книг.

- Просмотр мультфильмов по произведениям писателей.

- Проведение викторин.

Заключение договора с городской библиотекой.

Посещение библиотеки 1 раз в неделю (старшая, подготовительная группа).

10

Проектный метод

Реализация проекта:

- Знакомство с биографией писателя.

- Чтение произведений писателя

- НОД.

-   Игра – драматизацию 

- Дидактические игры

- Литературная викторина по произведениям автора.

- Постановка спектакля для малышей.

- Создание библиотеки произведений автора

- Оформление альбома рисунков по произведениям автора.

1.Анкетирование родителей (выявить, какие книги читают родители детям, что предпочитают дети, обсуждают ли прочитанные произведения).

2.Оформление книжного уголка.

3.Подбор демонстративного материала, наборов игрушек, животных.

4.Изучение литературы.

11

Моделирование литературных произведений

- Слушание произведения (сказки, стихотворения).

- Составление детьми описания героев произведения.

- Вопросы к детям.

- На игровизорах нарисованы круги – дети дорисовывают детали, таким образом, чтобы получились персонажи произведения.

Может проводиться на НОД или в совместной деятельности в ходе режимных моментов фронтально. Необходимым условием является развивающая среда: персонажи кукольного театра, игровизоры, фломастеры, салфетки

12

Организация предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов

  1. Оформление  книжных уголков в группах детского сада.
  2. Оформление  выставок:

- Творчество  отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).

- Выставки книг писателей-художников.

- Азбуки.

- Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.

- Тематические  выставки.

- Народные  детские песенки стран мира.

- Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.

- Детские журналы.        

- Произведения, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.

- Выставка – иллюстрация – выставка  с рисунками  читателей. Они могут быть:  по  определенной теме,  к произведениям  одного автора, по конкретной  книге. Ее отличие от выставки  - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к  которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).

- Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением,  готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как  ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.

- Детские рисунки и поделки, сделанные по мотивам прочитанных произведений.

3. "Книжкина больница".

- Самостоятельная деятельность в книжном  уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.).

- Умелое руководство взрослого.

- Помощь родителей в создании и пополнении развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного процесса

Образовательная область социализация для второй младшей группы...

"Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО"

Выступление  на районном  семинаре с докладом (презентация)....

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ

Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют...

Модель организации образовательного процесса в ДОУ

Проектирование режима дня дошкольника....

Модель организации образовательного процесса. Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день

Модель организации образовательного процесса.Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день...