Миофункциональные нарушения
материал по логопедии

Хрипач Мария Геннадьевна

      Миофункциональные нарушения – это патологические изменения мышц челюстно-лицевой системы, приводящие к дисфункции дыхания, жевания, глотания, речеобразования. Сопровождаются деформацией лицевого профиля, формированием неправильного прикуса и осанки, нарушениями звукопроизношения, патологией ВНЧС. Комплексная диагностика включает стоматологический осмотр (фотофиксацию, снятие слепков, ОПТГ, ТРГ, электромиографию), логопедическое, неврологическое обследование и др.

      Для коррекции используются вестибулярные пластинки, трейнеры, миогимнастика, массаж.

Общие сведения.

      Миофункциональные нарушения (МФН) ⎼ различные орофациальные дисфункции, обусловленные миодинамическим дисбалансом челюстно-лицевых мышц. В настоящее время отмечается высокая распространенность МФН в детской популяции: в период активного роста ребенка они выступают преморбидным фоном для формирования лицевых деформаций, зубочелюстных аномалий и речевых нарушений в 70-80% случаев. Проблема имеет междисциплинарное значение и актуальна для ортодонтии, педиатрии, логопедии, ортопедии.

Причины.

      Этиологические предпосылки миофункциональных нарушений и их последствия хорошо изучены. Большинство из этих факторов могут быть замечены при наблюдении за ребенком и устранены еще в раннем возрасте. К развитию орофациальной дисфункции приводят:

Патологические привычки.

      Ведущая роль в нарушении миодинамического равновесия ЧЛО в раннем возрасте отводится длительному сосанию пустышки или бутылочки (дольше 1,5 лет). У детей дошкольного возраста к вредным миофункциональным привычкам относят сосание пальцев, удержание во рту карандашей и других предметов, прикусывание нижней губы или щеки, межзубное прокладывание языка.

Проблемы вскармливания.

      Негативное влияние на развитие челюстно-лицевого скелета и мускулатуры оказывает позднее появление в рационе ребенка твердой пищи, требующей активного пережевывания. К мышечной дисфункции также может приводить вялое жевание у соматически ослабленных детей, привычка пережевывать пищу на одной стороне или только передними зубами.

      Длительное кормление детей преимущественно жидкой или мягкой протертой пищей способствует сохранению инфантильного типа глотания и формированию связанных с ним последствий.

Стоматологические проблемы.

      На состоянии мускулатуры ЧЛО негативно отражается наличие анкилоглоссии (укороченной подъязычной связки), бруксизма, адентии. Нарушению жевания способствует позднее прорезывание молочных зубов или ранняя их потеря в результате травм, осложненного кариеса, патологическая стираемость зубов. К тяжелым последствиям в детском возрасте могут приводить переломы челюстей.

ЛОР-заболевания.

      Такие заболевания носоглотки, как ринофарингиты, аденоиды, искривление носовой перегородки способствуют формированию привычного ротового дыхания, ослаблению круговой мышцы рта, дисфункции других лицевых мышц (жевательной, височной).

Неврологические заболевания.

      Изменение тонуса мышц вследствие нарушения иннервации по типу гипотонии или спастичности отмечается у детей с различными формами ДЦП. У взрослых МФН развиваются в результате возрастных изменений, демиелинизирующих патологий.

Патогенез.

В каждом из вышеперечисленных случаев механизм формирования миофункциональных нарушений имеет свои особенности. На первом году жизни сосание является физиологической функцией, не только обеспечивающей питание ребенка, но и подготавливающей всю зубочелюстную систему к формированию жевательной функции (в норме переход к жеванию происходит после прорезывания моляров примерно в 14 мес.).

      Преобладание сосания над жеванием в более старшем возрасте или вредные оральные привычки приводят к сужению и асимметрии верхней челюсти, недоразвитию нижней челюсти, формированию аномалий зубных рядов и прикуса. Отсутствие активной работы лицевой и ротовой мускулатуры сопровождается дисбалансом мышечных сил, обеспечивающих нормальное развитие зубочелюстных структур, формирование орального праксиса и голосообразования.

      При отсутствии полноценного жевания не происходит перехода от инфантильного типа глотания (связанного с сосанием) к соматическому. В этом случае у ребенка оказывается слабо развитой язычная мышца, язык упирается в нижние резцы, что способствует наклону зубов вперед.

      Ротовое дыхание сопровождается постоянным перерастяжением жевательной и височной мышц, напряжением медиальной крыловидной мышцы. Такой мышечный дисбаланс способствует аномальному развитию скелета: ретрогнатии нижней челюсти, перегрузке ВНЧС, формированию готического неба, нарушениям осанки.

Орофациальные миофункциональные нарушения. Симптомы миофункциональных нарушений.

      Нарушения миофункционального равновесия оказывает множественное негативное влияние на все функции челюстно-лицевой области: жевание, глотание, дыхание, речь. Ребенок с МФН имеет характерные внешние признаки. Лицо асимметрично, непропорционально, подбородок скошен, скулы не выражены. Рот постоянно приоткрыт: верхняя губа приподнята вверх, нижняя челюсть находится в отвисшем положении. Имеется скученность зубов или, напротив, слишком большие межзубные щели.

      Во время сна отмечается храп, скрежетание зубами, повышенная саливация. При сглатывании слюны и проглатывании пищи происходит значительное напряжение мышц подбородка и шеи, часто возникает необходимость запить пережеванную пищу водой. Жевание сопровождается «чавканьем», причмокиванием, ощущениями щелчков и хруста в височно-нижнечелюстном суставе.

      Ребенок постоянно дышит ртом, при разговоре прокладывает язык между зубами. Отмечается искажение артикуляции звуков: различные виды сигматизма (призубный, губно-зубной, межзубный, боковой), ротацизм, интердентальное произношение других звуков. Характерно нарушение силы и тембра голоса, смазанная дикция, невнятность и монотонность речи.

Осложнения

      Миофункциональные нарушения обусловливают аномальное формирование всей челюстно-лицевой системы. Патологии окклюзии могут быть представлены открытым, дистальным (прогнатия), мезиальным (прогения), перекрестным прикусом. Отмечается недоразвитие и диспропорция лицевого скелета («птичий профиль», «аденоидное лицо»).

      Возникает дисфункция ВНЧС. Различные зубочелюстные аномалии могут привести к трудностям с установкой зубных протезов во взрослом возрасте.

      В речевом статусе обычно выявляются искажения переднеязычных звуков, нарушения фонематического восприятия, диспросодия. Выдвижение и наклон головы вперед относительно позвоночной оси приводят к сутулости, развитию сколиоза, деформации стопы. Ротовое дыхание вызывает состояние хронической гипоксии, что негативно отражается на школьном обучении, сопровождается быстрой утомляемостью, нарушением памяти, внимания.

      Повышенный мышечный тонус в шейно-воротниковой зоне обусловливает нарушение кровообращения в этой важной зоне, провоцирует головные боли. Подростки с миофункциональными нарушениями часто испытывают недовольство собственной внешностью, страдают из-за насмешек сверстников.

Диагностика.

Миофункциональные нарушения требуют комплексного междисциплинарного подхода как к диагностике, так и к коррекции. В обследовании ребенка принимают участие педиатры, стоматологи-ортодонты, детские неврологи и ортопеды, миологопеды.

Основные направления диагностики:

Физикальный осмотр. При осмотре оценивают общий мышечный тонус (гипотония, гипертонус), двигательную активность, уровень психомоторного развития и его соответствие возрасту. Обращают внимание на характер дыхания (ротовое, носовое, смешанное). Выясняют перинатальный анамнез, перенесенные заболевания, наличие вредных привычек.

Миофункциональная диагностика. Включает осмотр и пальпацию мышц лица и шеи, фиксацию исходных данных (профиль, пропорции лица, положение челюстей и зубов и т.д.) с помощью внутри- и внеротовых снимков. В дальнейшем производят снятие слепков для изготовления и расчета диагностических моделей, рентгенографию (ортопантомограмму, телерентгенограмму). Обязательно выполняют электромиографию лицевой мускулатуры.

Диагностика речевой функции. В ходе логопедического обследования специалист производит обследование строения органов артикуляции, состояния мимической и артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения. При необходимости проводит пробы на дизартрию, исследует другие компоненты речи.

Дополнительные методы. При выявлении отклонений, обусловленных неврологическими расстройствами, проводят углубленную диагностику: ЭЭГ, МРТ головного мозга. Ортопедический осмотр осуществляется по результатам компьютерной оптической топографии, плантографии, рентгенографии позвоночника и стоп.

Прогноз и профилактика.

      Чем раньше начата коррекция миофункциональных расстройств, тем эффективнее и быстрее удается решить все сопутствующие проблемы. Эффективная работа возможна только при грамотном планировании и тесном сотрудничестве детских стоматологов, логопедов и других специалистов, владеющих навыками миофункциональной коррекции.

      Для профилактики МФН важно соблюдать рекомендации по рациональному вскармливанию детей, своевременно вводить в рацион твердую пищу, следить за правильным дыханием, отучать ребенка от вредных привычек. Важно вовремя проводить лечение ЛОР-патологии, регулярно посещать детского стоматолога. При возникновении дефектов речи необходимо обратиться к логопеду для выяснения их причин и устранения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Миофункциональные нарушения23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Миофункциональные нарушения

      Миофункциональные нарушения – это патологические изменения мышц челюстно-лицевой системы, приводящие к дисфункции дыхания, жевания, глотания, речеобразования. Сопровождаются деформацией лицевого профиля, формированием неправильного прикуса и осанки, нарушениями звукопроизношения, патологией ВНЧС. Комплексная диагностика включает стоматологический осмотр (фотофиксацию, снятие слепков, ОПТГ, ТРГ, электромиографию), логопедическое, неврологическое обследование и др.

      Для коррекции используются вестибулярные пластинки, трейнеры, миогимнастика, массаж.

Общие сведения.

      Миофункциональные нарушения (МФН)  различные орофациальные дисфункции, обусловленные миодинамическим дисбалансом челюстно-лицевых мышц. В настоящее время отмечается высокая распространенность МФН в детской популяции: в период активного роста ребенка они выступают преморбидным фоном для формирования лицевых деформаций, зубочелюстных аномалий и речевых нарушений в 70-80% случаев. Проблема имеет междисциплинарное значение и актуальна для ортодонтии, педиатрии, логопедии, ортопедии.

Причины.

      Этиологические предпосылки миофункциональных нарушений и их последствия хорошо изучены. Большинство из этих факторов могут быть замечены при наблюдении за ребенком и устранены еще в раннем возрасте. К развитию орофациальной дисфункции приводят:

Патологические привычки.

      Ведущая роль в нарушении миодинамического равновесия ЧЛО в раннем возрасте отводится длительному сосанию пустышки или бутылочки (дольше 1,5 лет). У детей дошкольного возраста к вредным миофункциональным привычкам относят сосание пальцев, удержание во рту карандашей и других предметов, прикусывание нижней губы или щеки, межзубное прокладывание языка.

Проблемы вскармливания.

      Негативное влияние на развитие челюстно-лицевого скелета и мускулатуры оказывает позднее появление в рационе ребенка твердой пищи, требующей активного пережевывания. К мышечной дисфункции также может приводить вялое жевание у соматически ослабленных детей, привычка пережевывать пищу на одной стороне или только передними зубами.

      Длительное кормление детей преимущественно жидкой или мягкой протертой пищей способствует сохранению инфантильного типа глотания и формированию связанных с ним последствий.

Стоматологические проблемы. 

      На состоянии мускулатуры ЧЛО негативно отражается наличие анкилоглоссии (укороченной подъязычной связки), бруксизма, адентии. Нарушению жевания способствует позднее прорезывание молочных зубов или ранняя их потеря в результате травм, осложненного кариеса, патологическая стираемость зубов. К тяжелым последствиям в детском возрасте могут приводить переломы челюстей.

ЛОР-заболевания. 

      Такие заболевания носоглотки, как ринофарингиты, аденоиды, искривление носовой перегородки способствуют формированию привычного ротового дыхания, ослаблению круговой мышцы рта, дисфункции других лицевых мышц (жевательной, височной).

Неврологические заболевания.

      Изменение тонуса мышц вследствие нарушения иннервации по типу гипотонии или спастичности отмечается у детей с различными формами ДЦП. У взрослых МФН развиваются в результате возрастных изменений, демиелинизирующих патологий.

Патогенез.

В каждом из вышеперечисленных случаев механизм формирования миофункциональных нарушений имеет свои особенности. На первом году жизни сосание является физиологической функцией, не только обеспечивающей питание ребенка, но и подготавливающей всю зубочелюстную систему к формированию жевательной функции (в норме переход к жеванию происходит после прорезывания моляров примерно в 14 мес.).

      Преобладание сосания над жеванием в более старшем возрасте или вредные оральные привычки приводят к сужению и асимметрии верхней челюсти, недоразвитию нижней челюсти, формированию аномалий зубных рядов и прикуса. Отсутствие активной работы лицевой и ротовой мускулатуры сопровождается дисбалансом мышечных сил, обеспечивающих нормальное развитие зубочелюстных структур, формирование орального праксиса и голосообразования.

      При отсутствии полноценного жевания не происходит перехода от инфантильного типа глотания (связанного с сосанием) к соматическому. В этом случае у ребенка оказывается слабо развитой язычная мышца, язык упирается в нижние резцы, что способствует наклону зубов вперед.

      Ротовое дыхание сопровождается постоянным перерастяжением жевательной и височной мышц, напряжением медиальной крыловидной мышцы. Такой мышечный дисбаланс способствует аномальному развитию скелета: ретрогнатии нижней челюсти, перегрузке ВНЧС, формированию готического неба, нарушениям осанки.

Орофациальные миофункциональные нарушения. Симптомы миофункциональных нарушений.

      Нарушения миофункционального равновесия оказывает множественное негативное влияние на все функции челюстно-лицевой области: жевание, глотание, дыхание, речь. Ребенок с МФН имеет характерные внешние признаки. Лицо асимметрично, непропорционально, подбородок скошен, скулы не выражены. Рот постоянно приоткрыт: верхняя губа приподнята вверх, нижняя челюсть находится в отвисшем положении. Имеется скученность зубов или, напротив, слишком большие межзубные щели.

      Во время сна отмечается храп, скрежетание зубами, повышенная саливация. При сглатывании слюны и проглатывании пищи происходит значительное напряжение мышц подбородка и шеи, часто возникает необходимость запить пережеванную пищу водой. Жевание сопровождается «чавканьем», причмокиванием, ощущениями щелчков и хруста в височно-нижнечелюстном суставе.

      Ребенок постоянно дышит ртом, при разговоре прокладывает язык между зубами. Отмечается искажение артикуляции звуков: различные виды сигматизма (призубный, губно-зубной, межзубный, боковой), ротацизм, интердентальное произношение других звуков. Характерно нарушение силы и тембра голоса, смазанная дикция, невнятность и монотонность речи.

Осложнения

      Миофункциональные нарушения обусловливают аномальное формирование всей челюстно-лицевой системы. Патологии окклюзии могут быть представлены открытым, дистальным (прогнатия), мезиальным (прогения), перекрестным прикусом. Отмечается недоразвитие и диспропорция лицевого скелета («птичий профиль», «аденоидное лицо»).

      Возникает дисфункция ВНЧС. Различные зубочелюстные аномалии могут привести к трудностям с установкой зубных протезов во взрослом возрасте.

      В речевом статусе обычно выявляются искажения переднеязычных звуков, нарушения фонематического восприятия, диспросодия. Выдвижение и наклон головы вперед относительно позвоночной оси приводят к сутулости, развитию сколиоза, деформации стопы. Ротовое дыхание вызывает состояние хронической гипоксии, что негативно отражается на школьном обучении, сопровождается быстрой утомляемостью, нарушением памяти, внимания.

      Повышенный мышечный тонус в шейно-воротниковой зоне обусловливает нарушение кровообращения в этой важной зоне, провоцирует головные боли. Подростки с миофункциональными нарушениями часто испытывают недовольство собственной внешностью, страдают из-за насмешек сверстников.

Диагностика.

Миофункциональные нарушения требуют комплексного междисциплинарного подхода как к диагностике, так и к коррекции. В обследовании ребенка принимают участие педиатры, стоматологи-ортодонты, детские неврологи и ортопеды, миологопеды.

Основные направления диагностики:

Физикальный осмотр. При осмотре оценивают общий мышечный тонус (гипотония, гипертонус), двигательную активность, уровень психомоторного развития и его соответствие возрасту. Обращают внимание на характер дыхания (ротовое, носовое, смешанное). Выясняют перинатальный анамнез, перенесенные заболевания, наличие вредных привычек.

Миофункциональная диагностика. Включает осмотр и пальпацию мышц лица и шеи, фиксацию исходных данных (профиль, пропорции лица, положение челюстей и зубов и т.д.) с помощью внутри- и внеротовых снимков. В дальнейшем производят снятие слепков для изготовления и расчета диагностических моделей, рентгенографию (ортопантомограмму, телерентгенограмму). Обязательно выполняют электромиографию лицевой мускулатуры.

Диагностика речевой функции. В ходе логопедического обследования специалист производит обследование строения органов артикуляции, состояния мимической и артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения. При необходимости проводит пробы на дизартрию, исследует другие компоненты речи.

Дополнительные методы. При выявлении отклонений, обусловленных неврологическими расстройствами, проводят углубленную диагностику: ЭЭГ, МРТ головного мозга. Ортопедический осмотр осуществляется по результатам компьютерной оптической топографии, плантографии, рентгенографии позвоночника и стоп.

Прогноз и профилактика.

      Чем раньше начата коррекция миофункциональных расстройств, тем эффективнее и быстрее удается решить все сопутствующие проблемы. Эффективная работа возможна только при грамотном планировании и тесном сотрудничестве детских стоматологов, логопедов и других специалистов, владеющих навыками миофункциональной коррекции.

      Для профилактики МФН важно соблюдать рекомендации по рациональному вскармливанию детей, своевременно вводить в рацион твердую пищу, следить за правильным дыханием, отучать ребенка от вредных привычек. Важно вовремя проводить лечение ЛОР-патологии, регулярно посещать детского стоматолога. При возникновении дефектов речи необходимо обратиться к логопеду для выяснения их причин и устранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миофункциональные нарушения у дошкольников.

Патологические симптомы развития детей, которые являются следствием привычного положения открытого рта, развития ротового дыхания и наличия вредных привычек. Зависимость миофункциональных нарушений и ...

Статья. Миофункциональные нарушения у дошкольников.

К чему приводит ротовое дыхание?Почему возникают такие нарушения?Как самостоятельно проверить есть ли такие нарушения у ребенка? Коррекционная работа. Что делать?...

Миофункциональные нарушения и их коррекция

Что такое миофункциональные нарушения, причины растройств данного характера, на что стоит обратить внимание логопеду, средства миофункциональной коррекции....

Тейпирование при работе с речевыми и миофункциональными нарушениями. Комбинированные техники в работе логопеда.

Кинезиологическое тейпирование –это совокупность навыков и приемовдля выполнения специальноразработанным эластическимпластырем на кожных покровахаппликаций, которые способныоказывать предсказуем...

Консультация "Миофункциональные нарушения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25161668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Миофункциональные нарушения. Профилактика.

Нет стран, в которых была бы отлажена диагностика и коррекция миофункциональных нарушений. Это связано с тем, что миофункциональная терапия - это смежная область, в которой сталкиваются знания ортопед...

Миофункциональные нарушения и их влияние на речь ребенка

Миофункциональная гимнастика для детей занимает в логопедии особое место наряду с лечением с помощью трейнеров. Специальные упражнения помогают скорректировать возникшие нарушения, избавитьс...