Речевые игры и упражнения для детей старшей группы
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Речевые игры и упражнения для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_starshey_gruppy.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения для детей старшей группы

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку или игрушку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает).

Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. Берется любая игрушка или картинка.

— Давайте посмотрим на белочку (вспомните, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

«Найди первый звук»

Цель: учиться чётко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается с определенного звука, например со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Машина поедет в том случае, если ребенок правильно выполнит задание.

«Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.


КСР 12

Список литературы по теме «Диагностические методики обследования выразительности речи дошкольников»

1. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 6 - 7лет.)

2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. ( Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова).

3. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с. (Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы).

4. Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989. (Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 5 лет).

5. 3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Устная речь)


КСР 13

Сценарий литературного досуга «Сказки дедушки Корнея» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

  • Показать детям удивительный мир сказок К.И. Чуковского, их мудрость и красоту.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о творчестве К.И. Чуковского;
  • Сообщить сведения о жизни и деятельности;
  • Развивать память, внимание, сообразительность;
  • Воспитать веру в добро, дружбу и любовь, в творчество над злом;
  • Воспитать у детей интерес к сказкам и стихам поэта;
  • Учить точно, отвечать вопросы;
  • Развивать творческую инициативу и интерес;
  • Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу в работе единой команды, чувство сопереживания, желание помочь другим;
  • Закрепить в детей знания об основных полезных и вредных для здоровья человека привычках;
  • Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонация, движение);
  • Развивать отчётливое произношение, согласованность диалога персонажей;
  • Продолжать закреплять умение выразительного и ритмичного ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • Воспитывать умение действовать в театральном коллективе.

Оборудование и материалы: Презентация «Чудо-дерево» из фанеры; книги К.И. Чуковского: «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Мойдодыр»; сапожки, рисунки детей, пазлы с картинками к сказкам: «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Айболит»; плакат; костюмы для персонажей; самовар монетка-денежка , цветы , бочонок меда , фонарики , сетка-паутина , сушки , сервировка стола , предметы народно-прикладного искусства ложки , матрёшки , балалайке, шкатулки, свистулька, самовары.

Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского: «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»; подготовка детьми вместе с родителями рисунков по произведениям К.И. Чуковского, заучивание стихов. Чтение и просмотр сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказке, заучивание стихотворных текстов, обсуждение образов персонажей, подготовка средств театральной выразительности (декорации, костюмы).

Ход мероприятия:

Вступительная часть:

Дети заходят в музыкальный зал под веселую музыку.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, как мы украсили зал рисунками, которые вы нарисовали вместе со своими родителями. Но главным украшением является наше «Чудо-дерево»…

-Ребята, вы любите сказки? (Да)

Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествовать начать..

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет «Чудо-дерево».

Воспитатель читает отрывок:

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. Как зовут писателя, который написал все эти сказки? Давайте я вам о нем расскажу..

Основная часть

Воспитатель рассказывает о жизни и творчестве писателя (презентация)

Корней Иванович Чуковский (наст. Имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель.
Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошел учиться в гимназию, но из пятого класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения».
Чуковский перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году начал работать в «Одесских новостях». Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и все свободное время проводил в библиотеках.
Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского, сотрудничал в разных солидных журналах. Позднее критические очерки Чуковского были собраны в книгах.
Работал над наследием своего любимого поэта Н. Некрасова. Выпустил книгу «Некрасов как художник» (1922) , сборник статей «Некрасов», (1926), книгу «Мастерство Некрасова» (1952).
В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей : стихотворные сказки «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» (1923), «Муха-цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929) и др.
В жизни Чуковского было еще одно увлечение – изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге « От двух до пяти» (1933). Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода : «Принципы художественного перевода» (1919), «Искусство перевода» (1930,1936), «Высокое искусство» (1941,1968). В 1967 вышла книга «О Чехове».

Показ портрета писателя и его книг для детей.
Беседа о содержании любимых книг. Чтение стихов детьми.

Воспитатель: Свои первые произведения для детей он сочинил совершенно случайно…
Однажды заболел маленький сын Чуковского. Корней Иванович вез его домой в вечернем поезде и, желая хоть немного облегчить страдания малыша, стал на ходу сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодиловича

(Ребенок 1 читает стихотворение)

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, крокодил
Крокодилович!...

Воспитатель: В сказке «ТАРАКАНИЩЕ» речь идет не об отдельном герое, а обо всем зверином царстве, где внезапно, в результате нежданно - негаданного переворота сменилась власть. Безобидные звери занимались своими привычными нелепыми городскими делами, как:

(Ребенок 2 читает стихотворение)

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-Ра-Кан!
Таракан,
Таракан,
Тараканище!

Воспитатель: Сказка «АЙБОЛИТ» о большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в тоже время очень интересной профессии – доктор (врач лечащий людей и животных).

(Ребенок 3 читает стихотворение)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Воспитатель: Давайте на примере сказки Айболит познакомимся с заповедями Корнея Ивановича Чуковского для детских писателей( презентация)
А знаменитый «Мойдодыр» появился оттого, что маленькая дочка писателя вдруг заупрямилась и не захотела умываться.

(Ребенок 4 читает стихотворение)

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжку
Под кровать!

Воспитатель: Сказка «Мойдодыр» учит детей и даже взрослых, которые им читают произведение, быть аккуратными, умываться и чистить зубы по утрам. В книжках Корнея Ивановича Чуковского происходят необыкновенные чудеса. Даже малыши, еще не умеющие читать, знакомы с Мухой – Цокотухой, добрым доктором Айболитом , Крокодилом, проглотившим солнце, неряшливой Федорой, от которой сбежала вся посуда, Смельчаком Бибигоном.

(Ребенок 5 читает стихотворение)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел…
А на нем, а на нем,ъп
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

(Ребенок 6 читает стихотворение)

Ребёнок 7 читает стихотворение

Как у наших у ворот чудо дерево растет.

Чудо , чудо , чудо , чудо расчудесное!

Не листочки на нём не цветочки на нём

А чулки до башмаки , словно и яблоки!

Ребёнок 8 читает стихотворение

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята,

Хрюкать!»мм

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Воспитатеь: Ребята, посмотрите, на дереве у нас остались сапожки. В какой сказке

Корнея Ивановича Чуковского, имениннице дарят сапожки? ( Муха-Цокотуха)

( Ребенок 9 читает стихотворение)

Муха, Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки-

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Литературная викторина.

#1054;тгадайте произведения Корнея Ивановича Чуковского

#1054;тгадайте, о каких героях произведений К.Чуковского идет речь в загадках,

#1047;акончите четверостишья.

#1057;ложите пазлы.

Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Вы сегодня нас порадовали и удивили! Выразительно читали стихи! Очень хорошо вы знаете сказки Чуковского!

Книги Чуковского- веселые, умные, а главное добрые. Они учат дружбе. Писатель уверен: если нужно помочь другу, никто не должен бояться никаких опасностей. Но, если встретится кто-то злой или глупый, у писателя находится необходимое, верное средство-смех. Озорные котята, боевые воробьи, зайцы-забияки- герои стихотворения и сказок Чуковского- очень похожи на вас. Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить животных, природу-все, что нас окружает.

Спасибо всем участникам !

Входит Муха-Цокотуха с подносом. На нем самовар и баранки: Хочу угостить вас чаем ароматным с баранками!

Чаепитие в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы речь  детей была правильной и грамотной  необходимо  играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи...

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Речевые игры и упражнения для детей средней группы...

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Речевые игры и упражнения для детей средней группы...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"

Уважаемые родители!Интересные и занимательные речевые игры и упражнения способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения детей....

Буклет "Речевые игры и упражнения для детей средней группы"

Речевая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама ...