Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Крючкова Ирина Владимировна

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_uprazhneniya.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

                                           

 

  1. Речевая игра: «Закончи предложение»

Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребёнок договаривает незаконченное слово:

Зимой метель... (метёт).

Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк... (воет).

На зиму медведь в берлоге... (засыпает).

Мороз щёки и нос... (щиплет).

Зимой вода в реке... (замерзает).

Иней на ветках деревьев... (блестит).

Зимой снег всё вокруг... (накрывает).

Деревья зимой... (спят).

Под снегом травка зимой... (греется).

Зимой насекомые... (прячутся).

     Тихо, тихо, как во сне,

     Падает на землю… СНЕГ.

     С неба все скользят пушинки –

     Серебристые… СНЕЖИНКИ.

     Кружатся над головою

     Каруселью… СНЕГОВОЮ.

     На проселки, на лужок

     Все снижается… СНЕЖОК.

     Землю белой, чистой, нежной

     Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

     Вот веселье для ребят –

     Все сильнее… СНЕГОПАД.

     Все бегут вперегонки,

     Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

     Снежный ком – на снежный ком,

     Все украсили… СНЕЖКОМ,

     Словно в белый пуховик

     Мы одели… СНЕГОВИК.

     Рядом – снежная фигурка –

     Это девочка… СНЕГУРКА.

     

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовёт слов?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

  1. Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

 Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

 Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

 Солнце светит очень ярко,

 Бегемоту стало (жарко).

 Я сегодня утром рано

 Умывалась из под (крана).

 А рядом бегемотики

 Схватились за (животики).

 Наша старшая сестра

 Вяжет с самого (утра).

 А слониха вся дрожа,

 Так и села на (ежа).

Мы с Тамарой ходим парой,

 Санитары мы с (Тамарой).

 Вдруг небо тучей затянуло,

 Из тучи молния (сверкнула).

Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу).

 Мы не ели, мы не пили,

 Бабу снежную (лепили).

 Как у нашей дочки

 Розовые (щечки).

  1. Дидактическая игра «Что может быть…?».

Задание:

- Ребенку предложить ответить на вопросы:

«Что может быть, например, белым?»  (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т.д.);

зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко);

красивым (человек, платье, картина, букет);

 далеким (космос, планета, город, лес…).

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Задание:

- Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.

Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  1. Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Задание:

- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы  в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).

7. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».

Задание:

- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

- Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.

Уровень сформированности грамматического строя речи:

  1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки - лимон, яблоко, елка и др.

Задание:

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает    на вопросы:

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

  1.  Игра «Как сказать по-другому?»

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2.Смешной (забавный, потешный, комичный).

3.Грустный (невеселый, печальный).

4.Торопиться (спешить).

9. Дидактическое упражнение «Придумай слово».

Задание:

- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)

- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)

- Куда можно положить масло? (масленку)

- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)

- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)

- А если учит…? (учителем)

- А если строит…? (строителем).

10.  Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).

Задание:

- Я буду говорить слово, а ты придумай такие  слова, но чтобы это слово было в этих словах. Например: речка – речной – речник – реченька.

Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)

Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).

Уровень сформированности связной речи:

11. Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья».

Вопросы по содержанию картинки:

- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности  и какую работу выполняют дома члены семьи.

12. Речевая игра: «Скажи наоборот»

добрый - злой
твердый - мягкий
пушистый - гладкий
веселый - грустный
ровный - кривой
чистый - грязный
ленивый - трудолюбивый
радостный - печальный
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа

глубоко - мелко

идти - стоять
говорить - молчать
шептать - кричать
держать - бросать
рвать - скреплять
чистить - пачкать
сушить - мочить
одевать - снимать
близко - далеко
высоко - низко
широко - узко
смешно - грустно

                                  13. Закончи предложение

птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко);
ворона кричит громко, а воробей ... (тихо).

Заяц прыгает, а ласточка ...
Червяк ползает, а рыба ...
Лошадь скачет, а змея ...
Кузнечик прыгает, а гусеница ...
Сорока стрекочет, а ворона ...
Кошка мяукает, а собака ...
Овечка блеет, а корова ...
Кукушка кукует, а лягушка ...
Свинья хрюкает, а коза ...


14. Игра: «Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на... (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на ... (кролика, кошку, собаку).

Весной перелетные птицы ... (улетают, прилетают).

Дети обычно бывают ... (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть ... (тень, ствол).

Больше народа живет... (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без ... (одежды, автомобиля, пищи, часов).

15. Игра: «Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

*Книга, газета, журнал, чашка.

*Идти, бежать, стоять, стол.

*Чашка, миска, вода, кастрюля.

 *Дерево, книга, кустарник, трава.

*Дом, карандаш, хижина, шалаш.

*Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

*Велосипед, машина, дом, поезд.

*Старик, ребенок, корова, подросток.

*Корова, волк, заяц, лиса.

*Рыба, акула, ручка, кошка.

*Петух, курица, соловей,

*Щука, медведь, окунь, карась.

16. Игра: «Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка ... (котенок), потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный - светлый, мокрый - ... (сырой, пасмурный, сухой).

Папа - мама, бык - ... (коза, корова, овца).

Мебель - стол, посуда - ... (машина, чашка, яблоко).

Время - часы, температура - ... (ртуть, читать, градусы)

Круг - шар, квадрат - ... (тело, куб, четырехугольник).

Животное - лев, пища - ... (обед, кухня, хлеб).

Яблоко - апельсин, пальто - ... (стол, куртка, клюшка).

Молния - гром, туча - ... (солнце, земля, дождь).

Врач - больной, продавец - ... (маляр, покупатель, универмаг).

Строитель - дом, художник - ... (картина, ручки, краски).

17. Игра: «Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).

Пример: ель, дуб - (деревья).

Лимон, апельсин - (фрукты)

Суп, чай - ... (пища)

Стол, стул - … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка - … (домашние животные)

Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

18 Игра: «Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым)? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

19 Упражнение:  «Логические концовки»

- Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

- Ты ходишь ногами , а бросаешь … (руками)

- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

20 Упражнение:  «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».

21 Речевая игра: «Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

  • Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
  • Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
  • Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

22 Речевая игра: «Поговорим о природе»

А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:

  • В какое время года снегопад?
  • В какое время года листопад?
  • В какое время года ледоход?
  • В какое время года появляются на деревьях?
  • В какое время года появляются птенцы?
  • В какое время года бывает иней?
  • В какое время года появляются подснежники?
  • В какое время года птицы улетают на юг?
  • В какое время года у клестов появляются птенцы?
  • В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
  • В какое время года появляются комары?
  • В какое время года желтеют листья?
  • В какое время года собирают урожай?
  • В какое время года сажают семена?
  • В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

23 Игра: Что это значит?

Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять

представления о прямом и переносном значении слов.

Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);

свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);

свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);

свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);

свежая газета (новая, только что купленная);

свежие краски (незасохшие, яркие)

свежая голова (отдохнувшая);

глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);

глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);

глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).

24 Придумай другое слово

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.

Примерный лексический материал:

кисель из клюквы (клюквенный кисель)]

суп из овощей (овощной суп)]

переход для пешеходов (пешеходный переход)]

шкаф для книг (книжный шкаф)]

варенье из брусники (брусничное варенье)]

ваза для сухарей (сухарница).

25 Игра « Назови ласково»

Дом- домик

Нос-носик

Хвост-хвостик

Карандаш-карандашик

Забор-заборчик

Шкаф- шкафчик

Стакан- стаканчик

Блин- блинчик

Рукав- рукавчик

Лапа-лапка

Шуба-шубка

26 Игра:  «Правильно назови детенышей животных».

У лисы – лисенок

У ежа – ежонок

У кошки –котенок

У свиньи- поросенок

У слона- слоненок

У мышки- мышонок

У волка- волчонок

У коровы- теленок и т.д.

27 Игра «Правильно назови листья»

Лист дуба- дубовый

Лист осины-…

Березы-…

Клена-…

Липы-…

Яблони-…

Рябины-…

Смородины-…

Шишка ели-…

Шишка сосны-…

Сережка березы-…

Формирование функции словоизменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста. В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по ...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы речь  детей была правильной и грамотной  необходимо  играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи...

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Задержка речевого развития оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение д...

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Картотека: Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"

Уважаемые родители!Интересные и занимательные речевые игры и упражнения способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения детей....