Главные вкладки

    Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста
    статья по развитию речи (младшая группа) на тему

    Рожкова Людмила Викторовна

    Задержка речевого развития оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

    Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, педагог должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

    В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности.

    Основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ.

    На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Мы учим детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведём работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности. При пересказе и рассказе дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

    Задержка речевого развития оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

    Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, педагог должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль


    принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.

    В основе системы речевых игр лежат следующие принципы:

    • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения

    • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры

    • повышение умственной и речевой активности ребенка

    • органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка

    • единство обучающих и воспитательных воздействий

    Цели речевой игры

    • образовательные

    • развивающие

    • воспитательные

    Задачи речевых игр:

    • развитие фонематического слуха и восприятия

    • развитие фонетической стороны речи

    • развитие импрессивной речи (пассивного словаря)

    •развитие экспрессивного словаря (активного словаря)

    • формирование и совершенствование грамматического строя речи

    • развитие разговорной (диалогической) речи и речевого общения

    Для примера приведем несколько речевых игр:

    «Какая тебе игрушка нравится? »

    Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти.

    Оборудование. На столе у воспитателя игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи.

    Ход игры.

    Дети стоят вокруг стола. Воспитатель предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой.

    Воспитатель разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.

    «Назови игрушку»

    Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.

    Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.


    Ход игры.

    Дети садятся вокруг стола воспитателя. Воспитатель предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».

    Игра повторяется снова, только теперь воспитатель убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет».

    При ответе детей он следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.

    Такую же игру можно провести, используя картинки.

    «Послушная Катя»

    Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения.

    Оборудование. Кукла, мишка, заяц.

    Воспитатель. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.

    Дети повторяют за воспитателем. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди», «Ляля, сиди» и т. д.

    Следующий этап работы — ответы на вопросы:

    Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)

    На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии.

    Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою куклу? » (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.

    —Моя Катя послушная, — говорит воспитатель и дает команду кукле: «Катя, иди».

    Затем он предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый ребенок сначала вместе с воспитателем обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.


    «Семья»

    Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

    Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.

    Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.

    Ход занятия.

    Воспитатель знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.

    Воспитатель. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинкуеще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

    Он предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке, а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?

    «Играем с игрушками»

    Цель. Активизация отработанной структуры предложения.

    Оборудование. Разные игрушки.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям попросить друг у друга игрушки, дает им образец просьбы: «Петя, дай мне большой мяч».

    Игра усложняется. Воспитатель объясняет им, что все вежливые люди употребляют при просьбах вежливые слова, такие, как спасибо, пожалуйста, И дает им образец просьбы: «Коля, дай, пожалуйста, мишку». «Спасибо». Эти слова вводят в активную речь детей. Он следит за тем, чтобы дети не забывали вежливые слова.

    «Игры с мячами»

    Оборудование. Два мяча (большой и маленький).

    Ход игры.

    1. У воспитателя один мяч. Он предлагает детям попросить его, например: «Тетя, дай мяч».

    Он бросает мяч ребенку и говорит: «Лови! » Ребенок перебрасывает мяч воспитателю. Игра продолжается.

    2. У педагога два мяча: большой и маленький. Он предлагает детям попросить любой мяч.

    Образец: Тетя, дай большой мяч. Тетя, дай маленький мяч.

    В дальнейшем дети передают мяч друг другу. Речь носит форму диалога.


    Образец: Лена, дай мяч. Коля, на мяч. Лена, дай большой мяч. Коля, на большой мяч.

    Дидактические игры с куклой

    «Одеваем куклу»

    Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Одежда». Активизация пассивного словаря.

    Оборудование. Кукла и одежда для нее.

    Ход игры.

    Воспитатель знакомит детей с куклой, предлагает дать ей имя и помочь одеться. Предлагает найти рубашку, платье, колготки, фартук, туфли. (Дети находят одежду, он одевает куклу.)

    Воспитатель. Какая красивая одежда у Кати! Что мы надели на куклу? (Дети поочередно называют одежду.)

    Затем можно предложить детям рассмотреть свою одежду и рассказать, что на них надето.

    «У куклы Кати новая квартира»

    Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Мебель». Активизация пассивного словаря. Закрепление умения в составлении простого распространенного предложения.

    Оборудование. Набор игрушек мебели.

    Ход игры.

    Воспитатель. Наша Катя получила новую квартиру. Ей привезли мебель. Давайте рассмотрим эту мебель. (Дети рассматривают мебель.)

    Педагог обращается поочередно к каждому ребенку и просит показать кровать, стол, стул и т. д.

    Воспитатель. Давайте расставим мебель. (Обращается поочередно к каждому ребенку.) Что ты поставишь, Миша? (Стол, стул.)

    Педагог. Вы хорошо помогли Кате. (Обращается к детям.) Как ты помог Кате? (Я поставил стол.) А ты, Лена? (Я поставила стул.)

    «У куклы гости»

    Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Посуда». Активизация словаря по теме «Игрушки».

    Оборудование. Чайная посуда, тарелки, вилки, ножи, ложки, кукла, зайка, мишка, собачка, стол, стул.

    Педагог. Сегодня у куклы Кати гости. Поможем ей накрыть на стол. (Дети под руководством педагога ставят на стол посуду.)

    Что мы поставили на стол? (Дети называют посуду. Воспитатель обобщает ответы.)


    Вот пришли гости. Кто пришел к Кате? (Воспитатель показывает поочередно игрушки. Дети называют их.)

    Гости попили чай, повеселились и ушли. Надо убрать посуду.

    Задание. Убери чашку, блюдце, тарелку и т. д.

    Педагог. Вы помогли Кате убрать. (посуду).

    «Кто как голос подает? »

    Воспитатель показывает детям картинки с изображением домашних животных и задает вопрос: как подает голос корова? (Му-ууу.) Кошка? (Мяу.) И т. д.

    Если дети затрудняются в назывании звукоподражаний, он помогает им.

    «Угадай, кто это»

    Воспитатель произносит звукоподражание. Дети называют животное.

    Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

    Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

    консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

    Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...

    Родительское собрание "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

    Тема:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».Цель:1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;2. заинтересовать проблемой;3. приобщить к паль...

    Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

    Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста. В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по ...

    Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

    Чтобы речь  детей была правильной и грамотной  необходимо  играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи...

    Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

    Картотека: Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

    Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

    Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...