Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Рожкова Людмила Викторовна
Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
 
В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности.
Основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ.
На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Мы учим детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведём работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности. При пересказе и рассказе дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Задержка речевого развития оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, педагог должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль
принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей
организовать и провести разнообразные игры.
В основе системы речевых игр лежат следующие принципы:
• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения
• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры
• повышение умственной и речевой активности ребенка
• органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней
(умственной) активностью ребенка
• единство обучающих и воспитательных воздействий
Цели речевой игры
• образовательные
• развивающие
• воспитательные
Задачи речевых игр:
• развитие фонематического слуха и восприятия
• развитие фонетической стороны речи
• развитие импрессивной речи (пассивного словаря)
•развитие экспрессивного словаря (активного словаря)
• формирование и совершенствование грамматического строя речи
• развитие разговорной (диалогической) речи и речевого общения
Для примера приведем несколько речевых игр:
«Какая тебе игрушка нравится? »
Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной
памяти.
Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы,
мячи.
Ход игры.
Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и
назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово,
даже с искаженной структурой.
Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо
запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.
«Назови игрушку»
Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению
формы родительного падежа имен существительных. Воспитание
зрительной памяти.
Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним
добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.
Ход игры.
Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им
игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться
или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются
по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи,
что изменилось».
Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую
игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой
игрушки нет».
При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен
существительных в родительном падеже.
Такую же игру можно провести, используя картинки.
«Послушная Катя»
Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого
предложения.
Оборудование. Кукла, мишка, заяц.
Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу.
Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.
Дети повторяют за логопедом. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно
дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди»,
«Ляля, сиди» и т. д.
Следующий этап работы — ответы на вопросы:
Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает
зайка? (Зайка сидит.)
На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему
«Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество
игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей,
присутствующих на занятии.
Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою
куклу? » (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.
—Моя Катя послушная, — говорит логопед и дает команду кукле: «Катя,
иди».
Затем логопед предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый
ребенок сначала вместе с логопедом, а потом самостоятельно говорит своей
кукле: «Тата, иди», «Вова, иди» и т. д.
—А теперь поучим кукол сидеть, — говорит логопед и обращается к кукле:
«Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно
дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.
«Семья»
Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама,
папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит,
гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется,
помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.
Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению
простого нераспространенного предложения.
Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.
Ход занятия.
Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья.
Рассматривается сюжетная картинка.
Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка,
сын Коля. Посмотрите внимательно на картинкуеще раз и покажите, где
мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.
Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке, а
также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?
«Играем с игрушками»
Цель. Активизация отработанной структуры предложения.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры.
Логопед предлагает детям попросить друг у друга игрушки, дает им образец
просьбы: «Петя, дай мне большой мяч».
Игра усложняется. Логопед объясняет им, что все вежливые люди
употребляют при просьбах вежливые слова, такие, как спасибо, пожалуйста,
И дает им образец просьбы: «Коля, дай, пожалуйста, мишку». «Спасибо». Эти
слова вводят в активную речь детей. Логопед следит за тем, чтобы дети не
забывали вежливые слова.
«Игры с мячами»
Оборудование. Два мяча (большой и маленький).
Ход игры.
1. У логопеда один мяч. Он предлагает детям попросить его, например:
«Тетя, дай мяч».
Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Лови! » Ребенок перебрасывает
мяч логопеду. Игра продолжается.
2. У логопеда два мяча: большой и маленький. Он предлагает детям
попросить любой мяч.
Образец: Тетя, дай большой мяч. Тетя, дай маленький мяч.
В дальнейшем дети передают мяч друг другу. Речь носит форму диалога.
Образец: Лена, дай мяч. Коля, на мяч. Лена, дай большой мяч. Коля, на
большой мяч.
Дидактические игры с куклой
«Одеваем куклу»
Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Одежда».
Активизация пассивного словаря.
Оборудование. Кукла и одежда для нее.
Ход игры.
Логопед знакомит детей с куклой, предлагает дать ей имя и помочь одеться.
Предлагает найти рубашку, платье, колготки, фартук, туфли. (Дети находят
одежду, логопед одевает куклу.)
Логопед. Какая красивая одежда у Кати! Что мы надели на куклу? (Дети
поочередно называют одежду.)
Затем можно предложить детям рассмотреть свою одежду и рассказать, что
на них надето.
«У куклы Кати новая квартира»
Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Мебель».
Активизация пассивного словаря. Закрепление умения в составлении
простого распространенного предложения.
Оборудование. Набор игрушек мебели.
Ход игры.
Логопед. Наша Катя получила новую квартиру. Ей привезли мебель. Давайте
рассмотрим эту мебель. (Дети рассматривают мебель.)
Логопед обращается поочередно к каждому ребенку и просит показать
кровать, стол, стул и т. д.
Логопед. Давайте расставим мебель. (Обращается поочередно к каждому
ребенку.) Что ты поставишь, Миша? (Стол, стул.)
Логопед. Вы хорошо помогли Кате. (Обращается к детям.) Как ты помог Кате?
(Я поставил стол.) А ты, Лена? (Я поставила стул.)
«У куклы гости»
Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Посуда».
Активизация словаря по теме «Игрушки».
Оборудование. Чайная посуда, тарелки, вилки, ножи, ложки, кукла, зайка,
мишка, собачка, стол, стул.
Логопед. Сегодня у куклы Кати гости. Поможем ей накрыть на стол. (Дети под
руководством логопеда ставят на стол посуду.)
Что мы поставили на стол? (Дети называют посуду. Логопед обобщает
ответы.)
Вот пришли гости. Кто пришел к Кате? (Логопед показывает поочередно
игрушки. Дети называют их.)
Гости попили чай, повеселились и ушли. Надо убрать посуду.
Задание. Убери чашку, блюдце, тарелку и т. д.
Логопед. Вы помогли Кате убрать. (посуду).
«Кто как голос подает? »
Логопед показывает детям картинки с изображением домашних животных и
задает вопрос: как подает голос корова? (Му-ууу.) Кошка? (Мяу.) И т. д.
Если дети затрудняются в назывании звукоподражаний, логопед помогает
им.
«Угадай, кто это»
Логопед произносит звукоподражание. Дети называют животное.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в
игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество,
что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения
новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным
замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом
он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки
его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок
выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей младшего дошкольного возраста.

Игра «Кто как голос подаёт?» («Подскажи словечко») * Собака ( У меня учёный пес – Круглой пуговкою нос. Если в чём – то я не прав, Громко лает он: … («Гав – гав!» )). * Корова ( Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву: … («Му – му!»)). * Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает: … («Мур — мур!»)). * Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она:… («Жу-жу!»). Игра «СТУК-СТУК» Игра с игрушками би-ба -бо. Педагог спрашивает. Дети отвечают. Стук-стук! Кто там? Мяу-мяу, мяу! Кошка ты? Мяу-мяу, мяу — Я! Кошка, хочешь молока? Стук-стук! Кто там? Ав-ав-ав! Это — Я! Я за косточкой пришла! Вопросы педагога: 1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой) 1. Кто что ест? 2. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав). Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» 1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют 2. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя. (Для среднего возраста) 3. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. (Для старшего возраста) Игра «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ» Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его. Игра «Вот так» Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами. Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями. Как живешь? Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем). А глядишь? Вот так (смотрят в бинокль). И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными: Как плывешь? А бежишь? Ждешь обед? Машешь вслед? Утром спишь? Как шалишь? Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы. Игра «Да и нет» Перед детьми разные игрушки. Педагог называет игрушки и спрашивает у детей: Это мяч? А дети отвечают -Да или нет. Игра по типу детской песенки: «Далеко, далеко….. На лугу пасутся ко…» Ребенок: «Кони?», «Козы?», «Коровы?» Цель: учить вопросительной интонации. а) дети придумывают слова на определенный звук: Логопед: «Художник нарисовал жжж….» Ребенок: «Жука? Жирафа?…» Игра «Подскажи словечко» На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился….(Колобок) Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на ёлке, А называются … (иголки). Я расчищу снег, ребята, Только мне нужна… (лопата) Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … (снег). Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле … (ушки).

Источник: http://logoportal.ru/statya-14984/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы речь  детей была правильной и грамотной  необходимо  играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи...

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Задержка речевого развития оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение д...

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста

Картотека: Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"

Уважаемые родители!Интересные и занимательные речевые игры и упражнения способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения детей....