МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
методическая разработка по логопедии

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«НАРОДНАЯ  ТРЯПИЧНАЯ  КУКЛА  КАК СРЕДСТВО   ПРИОБЩЕНИЯ  ДЕТЕЙ   К   ИСТОКАМ РУССКОЙ    НАРОДНОЙ    КУЛЬТУРЫ»

 

Подготовила учитель-логопед: Цивенко Т.В.

 

       Добрый день, уважаемые коллеги! Одним из актуальных направлений работы в ДОУ  является  формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

       Считаю, что каждый ребенок должен знать культуру и традиции своего народа, своей семьи.  Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.  Тема мастер – класса актуальна еще и потому, что 2024 год объявлен годом семьи.

       Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документах.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытность.

       Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла –  не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции.

       Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его как свободно развитую личность.

       Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.» (С.Михалков)

       Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего созидателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее каждого народа.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка;

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;

- главное в этих играх – эмоциональный контакт;

-дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все вышеизложенное позволило мне как учителю-логопеду определить цели работы:

- повышение речевой активности, расширение объема словаря;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие диалоговой,  связной речи, развитие понимания речи;

- работа над звукопроизношением;

- развитие мелкой моторики  рук на основе обучения действиям с тканью;

- развитие  внимания, глазомера;

- приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных кукол), их смыслового значения для людей;

- формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы;

- воспитание духовно-нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворной куклы, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта, а также воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы трудолюбие, аккуратность.

- заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Мастер - класс рассчитан на детей старшего возраста, педагогов, родителей.

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок, сделанный своими руками.
Для выполнения работы нам необходимо:
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
- белые нитки;
- синтепон (вата) для объема;

- тесьма для пояса.

 

- Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные!

Много гостей, много и новостей.

А чтоб мастер – класс был веселей,

Я поприветствовать  хочу гостей!

Пусть вам лучшею подружкой –

Станет русская  игрушка.

 

        Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, отправиться в прошлое и узнать что такое кукла-оберег.

        Считается, что куклы-мотанки (от слова «мотать») появились на Руси тысячу лет назад во времена язычества. Они сосуществовали с человеком, сопровождая его от рождения до смерти и выполняли определенные функции.

        Когда в семье рождался ребенок, ему в колыбель клали куклу Пеленашку. Она и сама похожа на младенца: скрученное полотенце, завернутое в кусок ткани, а сверху платочек. Над люлькой вешали куколок Кувадок – вместо современных погремушек. Они успокаивали, забавляли малыша и отгоняли нечистую силу.

Когда малыш подрастал, для него делали Зайчика на пальчик, которым можно было играть, развивая мелкую моторику. Символом того, что ребенок  стал самостоятельным, была кукла Отдарок на подарок. Ее ребенок делал сам, под присмотром бабушки, и дарил родителям со словами: «Спасибо, папенька и маменька, что на ноги поставили». С этого дня чадо занимало свое место на лавке, за общим столом.

        Конечно, скручивание кукол было делом женским. С ранних лет девочка осваивала готовку, рукоделие и становилась маминой помощницей. В этот период она делала куклу на Выхволку, чтобы похвалиться перед взрослыми своим умением ткать, прясть и вышивать. Если кукла получалась искусная, то взрослые девушки принимали девочку в свой круг, на посиделки. Мама, чтобы показать, что у нее есть дочь на выданье, ставила в окно куклу Платочницу.

        Когда к девушке посватался жених, готовились к свадьбе. Знаковое событие тоже не обходилось без  кукол. На поднос со свадебным караваем ставили куклу Красоту, изготовленную невестой. Эта кукла служила оберегом и одновременно показывала, что будущая хозяйка - хорошая рукодельница. Мать жениха дарила молодоженам Неразлучников. Называются они так потому, что разлучить их невозможно: у двух куколок общая рука. Это служило символом того, что отныне два человека соединили свои судьбы навеки. Мать невесты делала куклу «Материнское благословение»: она изображала  женщину, к подолу платья которой приделаны две маленькие фигурки – жениха и невесты. Эти фигурки  надлежало отрезать и отдать молодым.

        После замужества девушка входила в  новую роль жены и хозяйки. И в этом ей помогала Девка – баба. Это кукла – перевертыш: с одной стороны видна молодая незамужняя девушка с длинной косой, с другой стороны – зрелая женщина в платке.

        Чтобы в доме было сытно и изобильно, в нем «поселяли» куклу Зерновушку (она же Горошинка или Крупенечка). К поясу ее привязывали мешочек с зернами: гречкой, пшеницей, овсом… Зернышки клали самые крупные и лучшие, чтобы в следующем году урожай был богатый. По весне, когда начинался сев,  первыми в землю бросали именно зерна из мешочка Крупенички.

        Когда нездоровилось, кукла Кубышка – травница отгоняла хворь и помогала крепко спать. Берегиня охраняла дом от дурного глаза. Птица – радость накликала весну. Масленицу и Коляду делали к соответствующим праздникам.

Это далеко не все куклы, которые жили вместе с нашими предками. Было множество и других, у каждой – свое имя и назначение.

        Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Эти куклы – символ нации, душа народа, главный атрибут в семье, они считались  особым оберегом  домашнего очага, который приносил удачу. Малым деткам кукол мастерили мамы, старшие сестры, бабушки,  при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. Кукла-мотанка была самой распространённой игрушкой. Считалось, что эти куклы приносят удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Главной особенностью этой куклы являлось то, что сделана она без иголки. В конструкции русской тряпичной куклы использовалась скрутка или обмотка куском  ткани. Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передаёт образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. Так же важна роль материала, из которого создавалась кукла. Материал должен быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Создать такую куклу не сложно. Главное делать ее с душой и светлыми мыслями!!!

 

Кукла просто загляденье,

Людям  всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

 

 

                            Технология изготовления куколки.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.
В середину кладем синтепон.

Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр помещаем скрутку и кусочек синтепона.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

      Основа нашей куклы готова. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Теперь кукла готова ее нужно нарядить. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Можно сделать широкую яркую юбку или цветной сделать кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.
Стягиваем ниткой и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Кукле добавляем яркий передник. Кукла готова! Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

 

 

 

 

 

 Литература

 

Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками – М.: Белый город, 2011.

Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. - Волгоград: Учитель, 2009.

Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские народы и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2010.

Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6, с.56-58.

Шайдурова Н.В.Традиционная тряпичная кукла. - СПб: Детство-пресс, 20011.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_tsivenko.doc1.21 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре - это большой шаг в ...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Цель: привлечь внимание и повысить  компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЗадачи1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно-патри...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Любовь к Родине начинается с детства»

Цель: привлечение внимания и повышение компетентности педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Задача: Обогатить педагогические умения воспитателей по нравстве...

Мастер-класс для педагогов по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Патриотизм начинается с детства»

Тема патриотизма стоит сейчас как никогда остро. Начинать воспитание патриотических чувств нужно с дошкольного возраста. Любовь к своей семье, к дому, к родному краю, уважение традиций предков &ndash...

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...

Мастер-класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»

Цель: привлечь внимание и повысить  компетентность педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников Задачи1.Обогатить педагогические умения воспитателей...