Ибрагимова Г.Р. Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста 2022
статья по логопедии
Аннотация: в статье подробно рассмотрена проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включены этапы формирования слоговой структуры слова; описана система работы по формированию слоговой структуры слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ибрагимова Гузель Раисовна
учитель-логопед, МБДОУ № 65 «Фестивальный»,
г. Сургут
Аннотация: в статье подробно рассмотрена проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включены этапы формирования слоговой структуры слова; описана система работы по формированию слоговой структуры слова.
Ключевые слова: слоговая структура слова, дети с общим недоразвитием речи.
В нынешнее время в дошкольных образовательных организациях с каждым годом увеличивается количество детей, начиная с младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР, первый уровень речевого развития). Дети рассматриваемого уровня для общения пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление слов смазано, нечетко и крайне неустойчиво. У детей с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития) наблюдается значительная ограниченность активного словарного запаса (например: одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием дети обозначают несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол), отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»- карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул). В речи детей с общим недоразвитием речи преобладают в основном 1-2 составные слова. При воспроизведении сложной слоговой структуры слова количество слогов сокращается до 2-3, например: «ават» - кроватка, «амида» - пирамида' «тика» -электричка) [7].
По мнению А.К. Марковой, слоговая структура слова - чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога [3].
В отечественной логопедии вопросами изучения слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи занимались такие авторы, как З. Е. Агранович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова [1],[2],[4],[5]. Например, А.Н. Гвоздев определил последовательность овладения ребенком структуры слога в онтогенезе. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития детей и, давая характеристику каждому уровню, подробно описала нарушения слоговой структуры слова на каждом этапе речевого развития. В своей работе А.К. Маркова описала виды нарушения слоговой структуры слова, а также провела специальное исследование по особенностям овладения слоговым составом слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, и предложила методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. А.Н. Гвоздев выделяет следующие этапы формирования слоговой структуры слов [3]: В год у детей возникает стремление подражать слышимым звукам и вслед за взрослым произносить их, отмечается переход от стадии лепета к лепетным словам (ма-ма, дя-дя, ба-ба и др.); дети начинают повторять за взрослым звуковые комплексы, соотнося их с определёнными предметами или явлениями, т.е. появляются слова специфического детского языка, аморфные слова-корни («ка, ки, пи» – игрушки, всё интересное, желанная цель и т.п.).
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес.: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес. - 3 г.: слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;
3 г. - 4 лет: дети воспроизводят слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.); из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.); из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.);
4-5 лет: дети воспроизводят слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Следует отметить, что А. К. Маркова выделяет несколько типов нарушений слоговой структуры слова [3]:
Нарушения количества слогов: элизия, например: дети сокращают или пропускают слоги: «моток» (молоток), «на» – луна, «гуница» – гусеница, «капу» – капуста; опускание словообразующей гласной, например, дети произносят слово «поросенок» как «просоник»; слово «сахарница» как «сахрница»); итерации: дети увеличивают число слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (слово «трава» произносят как «тарава», слово «дирижабль» как «дирижабил»).
Нарушения последовательности слогов в слове: дети переставляют слоги в слове, например: слово «дерево» как «деворе»; переставляют звуки соседних слогов, например, слово «бегемот» как «гебемот».
Искажения структуры отдельного слога: дети сокращают стечения согласных, превращают закрытый слог в открытый (например: слово «капуста» как «капута»); слог со стечением согласных – в слог без стечения (слово «стул» как «тул»); вставка согласных в слог (слово «лимон» как «лимонт»).
Антиципации: дети приравнивает один слог другому, например: слово «капитан» произносит как «пипитан»; слово «велосипед» как «вевесипед».
Персеверации – наблюдается инертное застревание на одном слоге в слове, например: слово «панама» произносят как «пананама»; слово «воробей» как «вввалабей»).
Контаминации – дети соединяют части двух слов, например: слово «холодильник» как «холодильница».
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. В своей работе учитель-логопед определяет конкретные виды упражнений, выстраивает последовательность работы, применяет разнообразие количества методик по формированию слоговой структуры слова: методику Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюковой «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания»; методику З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», методику Н. С. Четверушкиной «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста», методику Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» [1],[2],[4],[5].
Процесс формирования слоговой структуры имеет свою последовательность. На основе различных методик Большаковой С.Е., Бабиной Г.В., Ткаченко Т.А., Четверушкиной Н.С. была выстроена система работы по формированию слоговой структуры [2],[6]:
1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова». Данный этап включает в себя два направления: формирование временно-пространственных представлений; формирование слухового восприятия и чувства ритма. Рассматриваемые направления работы имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.
На этом этапе включены разные приемы работы: следует использовать задания на копирование движений педагога; на чередование предметов по цвету, форме, величине; игру на инструментах в определенном ритме; пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
После подготовительного этапа переходим к основному этапу.
2. Основной этап «Формирование звуко-слогового состава слов»: воспроизведение звуков и слогов; восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.
1. Воспроизведение звуков и слогов. Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков. Затем дети учатся: проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па); воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка); воспроизводить слоги со стечением согласных (та-кта, по-пто); проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та-да); проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя); различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бак-бык).
Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.
От проговаривания слогов переходим далее к работе над словами.
2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры. При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, опираться на классы слов с различными типами слогов по Марковой А.К. Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.
1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата.
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено.
3 класс – односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман.
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка.
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет, теленок, патефон.
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк.
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова: лифт, зонт.
13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка
14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов: паутина черепаха, пианино.
Используются следующие приемы работы: все слова отрабатываются изолированно и в предложениях. Осуществляя работу на данном этапе применяются следующие дидактические игры и упражнения: «Закончи слово»: ру..(ка) – рука, му..(ха) – муха; «один-много»: кошка – кошки, утка – утки; «Чего не стало?»: помидора, лимона; «Назови ласково»: панама-панамка, малина-малинка; «Узнай по описанию»: круглый, красный – (помидор); «Что лишнее?»: майка, кофта, чашка; «Раздели на слоги»: ко-ро-ва, па-на-ма; «Что запомнил?»: назвать предметы с наглядной опорой и без нее; «Закончи предложение»: После весны наступает (лето).
3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры».
На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.
Применяются следующие приемы работы: на данном этапе используются разные упражнения, например: заучивание чистоговорок: Са-са-са - на носу оса; «Скажи наоборот»: старая панама – новая панама; «Составь предложение» (по картине); «Исправь ошибку»: Катя ужалила осу;
Таким образом, на занятиях учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой структуры слова. Вся работа по формированию слоговой структуры слова выполняется последовательно, начиная с подготовительного этапа. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности.
Список литературы
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст]: книга / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 48 с.
2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст]: учебно-метод. пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - М.: Книголюб, 2005. - 96 с.;
3. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст]: книга / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.;
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: книга / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.;
5. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова [Текст]: книга / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 89 с.
6. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: учебно-метод. пособие / Н. С. Четверушкина.- М.: Гном Пресс, 2006. - 48 с.
7. Щербак, С. Г. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [Текст] / С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

План самообразования учителя - логопеда на тему "Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114 комбинированного вида» «Золотой ключик » Советского района г.Казани...
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Речевая функция является одной из важных у человека. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции. Невнятная речь накладывает отпечаток на характер ребёнка, затрудняет его взаимоот...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР.
Краткое описание этапов работы над формирование слоговой структуры....

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой стр...

