"Я-сообщения" - ключ к доверию: опыт построения диалога с родителями в период адаптации
презентация по логопедии

Горбунова Евгения Андреевна
Эффективное общение – залог успешной коррекционной работы и психологического комфорта ребенка. Семья – ключевое звено в этом процессе, поэтому выстраивание доверительного диалога между логопедом и родителями крайне важно. Чтобы общение было продуктивным, важно применять техники активного слушания, использовать «Я-сообщения», чтобы снизить напряжение, а также наглядные материалы для лучшего усвоения информации. «Я-сообщения» помогут избежать обвинений, снизить напряжённость и создать атмосферу сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-soobshcheniya.pptx377.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я-СООБЩЕНИЯ» – ключ к доверию: опыт построения диалога с родителями в период адаптации Учитель-логопед Горбунова Е.А. 2025 МБДОУ «Детский сад №32»

Слайд 2

Что такое я-сообщение? Техника «Я-сообщение » заключается в изложении своих переживаний от первого лица в условиях конфликта. Уникальность практики в том, что мы не занимаемся анализом ошибок другого человека, а направляем силы на анализ самих себя. Я-высказывание всегда начинается с «я» и «мне», но никак не с «ты» или «вы». Впервые это понятие ввёл американский психолог Томас Гордон в 60-х годах прошлого века в психотерапевтической работе с детьми, что описано в книге «Тренинг эффективного родителя». Изначально техника «Я-сообщение» была направлена только на родительско -детские отношения, но со временем практика стала актуальна для проработки любых отношений.

Слайд 3

« Ты-сообщения» — это способ общения, при котором высказывания начинаются с местоимения «Ты» и акцентируют внимание на негативном поведении другого человека . Такие сообщения содержат обвинения, недовольство, злость и беспокойство . Использование «Ты-сообщений» может быть неприятным для собеседника, так как создаёт ощущение обвинения и атаки. Кроме того, говорящий через такие сообщения перекладывает ответственность за свои чувства на собеседника . «Ты-сообщения» в работе логопеда действительно считаются нежелательными в большинстве ситуаций, особенно при общении с родителями детей с ОВЗ. Они часто вызывают защитную реакцию, провоцируют конфликты и снижают мотивацию к сотрудничеству. Однако важно понимать, почему это происходит и какие есть исключения . Что такое ты-сообщение ?

Слайд 4

Почему « ты-сообщения» нежелательны? Создают обвинительный тон; Вызывают сопротивление; Фокусируются на проблеме, а не на решении; Усиливают тревожность родителей.

Слайд 5

Когда «ты-сообщения» допустимы ? В исключительных случаях их можно использовать, но только в позитивном ключе: «Вы так здорово поддерживаете ребёнка!» → Подчёркивает достижения родителя. «Вы сделали огромный шаг вперёд!» → Мотивирует и укрепляет доверие. Важно: Даже в похвале лучше смещать акцент на «я-сообщения »: «Я восхищаюсь вашим терпением!» → Добавляет эмоциональную искренность.

Слайд 6

Как заменить « ты-сообщения» на « я-сообщения »?

Слайд 7

Примеры трансформации: Ты-сообщение Я-сообщение «Вы не слушаете моих советов!» «Мне важно, чтобы мои рекомендации были понятны. Давайте обсудим, что вызывает сомнения?» «Вы срываете все занятия!» «Я переживаю, что из-за пропусков мы не успеваем закрепить материал. Как мы можем это изменить?» «Вы не видите прогресса!» «Я заметила, что у Саши улучшилось произношение звуков [л] и [р]. Давайте обсудим, как поддержать этот успех дома».

Слайд 8

Практические рекомендации: 1 . Избегайте местоимений «вы» в негативном контексте. - Вместо: «Вы не справляетесь» → «Мне кажется, нам стоит найти другой подход». 2. Говорите о своих чувствах и наблюдениях: - «Я заметила, что...», «Мне хотелось бы...», «Я переживаю, что...». 3. Предлагайте решение, а не критикуйте: - «Давайте попробуем...», «Как вам идея...», «Может, стоит...». 4. Используйте позитивную обратную связь: - «Я ценю ваше участие!», «Мне нравится, как вы...».

Слайд 9

Почему это особенно важно для работы с родителями детей с ОВЗ? Родители таких детей часто испытывают чувство вины, тревогу и усталость. «Ты-сообщения» усиливают их эмоциональную нагрузку, что может привести к: - отказу от сотрудничества; - эмоциональному выгоранию семьи; - срыву адаптации ребёнка.

Слайд 10

Итог: Главное правило: Говорите о ситуации, а не о личности родителя . « Ты-сообщения» редко приносят пользу, но их можно заменить на эмпатичные, партнёрские формулировки. Это помогает: - Сохранить доверие. - Снизить напряжение. - Направить диалог в конструктивное русло. Главное правило: Говорите о ситуации, а не о личности родителя.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями...

Памятка для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Ознакомьтесь с моими памятками и не допускайте ошибок....

Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации

познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...

Буклет для родителей на тему "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Буклет для родителей на тему "Типичные ошибки родителей в период адаптации"...