Авторский педагогическо - познавательный информационный проект в старшей группе для детей с ТНР «ЛОГОПЕД У ВАС ДОМА»
проект по логопедии (старшая группа)
Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи проект «Логопед у вас дома» поможет созданию коррекционно – развивающего пространства в домашних условиях. Родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в речевом развитии ребенка. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку Родительская любовь дает ребёнку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ыллыкчаан» с.Эбя
Авторский педагогическо - познавательный информационный проект
в старшей группе для детей с ТНР.
«ЛОГОПЕД У ВАС ДОМА»
учитель – логопед Гоголева Н.П.
2024 г.
Введение: Проект разработан для старшей группы с ТНР.
Проблема: Недостаточная компетентность родителей в вопросах создания коррекционно – речевого пространства в домашних условиях. Недостаточность формирования предпосылок к освоению грамоты у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность проекта:
Семья и дошкольное учреждение два различных по воспитательным функциям института социализации детей, которые должны тесно взаимодействовать друг с другом. Объединение усилий семьи и ДОУ открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.
Согласно ФОП ДО одной из задач является: повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Необходимость организации работы учителя-логопеда с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой коррекционно-развивающей среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи проект «Логопед у вас дома» поможет созданию коррекционно – развивающего пространства в домашних условиях. Родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в речевом развитии ребенка. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку Родительская любовь дает ребёнку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Цель: Создание информационно – познавательного ресурса «Логопед у вас дома».
Обучение элементам грамоты старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
1. Обучать родителей логопедической практике в домашних условиях.
2. Пропаганда логопедических знаний среди родителей.
3. Создать условия для активного и грамотного участия родителей в коррекционно – логопедической работе воспитанников ДОУ.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Закрепить знания детей о звуках.
6. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через взаимодействие с родителями.
Методы и формы работы
- наглядные методы: информационные уголки для родителей;
- словесные методы: выступление учителя – логопеда на родительских собраниях;
- практические методы: мастер- классы для родителей;
Продолжительность: (долгосрочный).
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Повышение коммуникативных способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Создание центра по обучению грамоте.
- Создание материалов информационного уголка для родителей дошкольников «Артикуляционная гимнастика».
- Информационный уголок для родителей воспитанников группы: «Артикуляционный тренинг. Научите меня говорить».
3. Изготовление папки – раскладушки для родителей старших групп: «Игры на развитие фонематического слуха »
4. Информационный уголок для родителей подготовительных групп: «Ваш ребенок будущий первоклассник».
5. Консультации для родителей на сайте детского сада.
2 . Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Подборка стихов о звуках и буквах.
- Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.
- Встреча - практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
- Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР.
3. Заключительный
- Итоговое занятие по обучению грамоте «В городе звуков и букв».
- Создание сборника информационных родительского уголка в группе ДОУ.
Результат реализации проекта
Проект «Логопед у вас дома» я разработала с целью создания коррекционно – развивающего пространства в домашних условиях. Был создан сборник информационных родительских уголков по возрастам для всех групп ДОУ, как итоговый продукт проекта. Были решены задачи, поставленные для реализации проекта. Консультации для родителей на сайте детского сада обучают родителей логопедической практике в домашних условиях. Велась пропаганда логопедических знаний среди родителей через сменные информационные уголки в каждой группе ДОУ. Создавались условия для активного и грамотного участия родителей в коррекционно-логопедической работе на открытых индивидуальных занятиях, родительских собраниях, через памятки и листовки.
Считаю, что проект «Логопед у вас дома» является эффективным средством в коррекционно – логопедической работе учителя – логопеда с родителями воспитанников ДОУ.
План работы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, родителей и воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР.
Вид деятельности | Тематика | Срок проведения |
1-й этап. Подготовительный Цель: - изучить компетентность родителей в вопросах речевого развития; - установить единые требования логопеда и воспитателей, к ребенку; | ||
Диагностические карты | «Анамнестические сведения» | сентябрь |
| - Изучение методической литературы по обучению грамоте. - Изготовление дидактических игр, схем, карточек, звукового - буквенного пенала. - Изготовление наглядно-дидактического пособия | сентябрь -декабрь |
2-й этап. Основной Цель: - разработать и провести методические мероприятия для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; - уточнить круг запросов родителей по поведению коррекционной работы; | ||
Диагностика: | «Речевая готовность ребенка к обучению грамоте» | Октябрь |
Индивидуальное консультирование | «Пальцы помогают говорить»; «Артикуляционная гимнастика – обязательный этап в процессе постановки звуков»; «Логопедический самомассаж языка – помощь в подготовке артикуляционного аппарата к этапу постановки звуков»; «Лексический материал для автоматизации поставленных звуков»; «Стихи для запоминания образа букв»; Консультации по запросам родителей. | еженедельно четверг в течении всего года |
Проведении родительского собрания | «Роль семьи в развитии речи ребенка» «Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Развитие графических навыков детей 6-7 го года жизни» | октябрь ноябрь февраль |
Тренинги | «Проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики в домашних условиях» «Звуко-буквенный анализ и синтез»; | ноябрь декабрь |
Мастер - класс | «Логопедическая мозаика» | январь |
Встречи - практикумы | «Полезные игры для развития фонематических процессов» | февраль |
Консультации логопеда | «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР». | март |
Литературная гостиная | Подборка стихов о звуках и буквах. | апрель |
Информационно-методический стенд | «Шпаргалки для родителей» | ежемесячно |
Сбор дидактических материалов | Подбор игровых стихов для запоминания образа букв и иллюстрации к ним | январь |
3-й этап. Заключительный. Цель: - проанализировать эффективность работы учителя логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. | ||
Анкетирование: | Изучение удовлетворённости родителей проведенной коррекционно– образовательной работой. | май |
Итоговое занятие | «В городе звуков и букв» | май |
Ресурсы
Игротека:"Город звуков и букв", «Звуковички», стихи о буквах и звуках, «Словарь в картинках на пройденные звуки», «На что похожи буквы», « Составь звуковую схему к словам», «Лабиринты», «Звуковые домики», «Занятия по карточкам на дифференциацию звуков, подбор схем».
Риски: Для детей с ТНР характерны недифференцированное произношение звуков. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Может быть нарушена слоговая структура слова. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке, причем замены могут быть нестойкими. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т—т'— с—с'— ц], [р—р'—л—л'—j] и т.д. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Ребенок с трудом удерживает в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».
Реализация проекта:
Структура занятия с использованием наглядно-дидактического пособия
Оборудование: пособие «Город звуков и букв» (звуковички, буквы), карточки со словами для чтения, счетные палочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, «звуковой» пенал с фишками для звукового анализа.
Знакомство с гласными звуками
1. Описание домика в городе звуков, в котором живет Гласик.
2. Игровое упражнение «Гласный звуковичок делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Игровое упражнение «Песня Гласного звука» (пропевание гласного звука).
4. Характеристика гласного звука.
5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).
6. Игра «Прогулка Гласного звука» (определение места звука в словах).
7. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
8. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
9. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
10. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия.
Знакомство с согласными звуками
1. Описание домика в городе звуков, в котором живет Согласный звуковичок.
2. Игровое упражнение «Согласный звук делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Характеристика звука.
4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).
5. Совершенствование навыков звукового анализа.
6. Игра «Прогулка Согласного звуковичка» (определение места звука в словах).
7. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
8. Знакомство с младшим братом Согласного звуковичка.
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
11. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия.
Дифференциация звуков и букв
Оборудование: пособие «Город звуков и букв» (Согласные звуковички, буквы), контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа
1. Описание домиков в городе звуков, в которых живут Согласные звуковички.
2. Игровое упражнение «Согласные звуки делают зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)
4. Адреса звуков (характеристика звуков).
5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки», дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)
6. Игры «Угостим Соласных звуковичков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
8. Игра «Найди буквы».
9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).
Сказка «Город звуков и букв»
Жили-были в одном городе звуков на одной улице Гласные звуки. У каждого Гласного звука было свое имя. Шесть Гласных звуков пели свои песенки. Гласные звуки всегда носили красные рубашки.
На другой улице города жили звуки, которые умели сердито шипеть, рычать, звенеть, свистеть – Согласные звуки. У Согласных звуков были красивые синие и зеленые рубашки. Старшие братья произносили твердые согласные звуки и носили синие рубашки.
Младшие братья умели мягко звенеть, свистеть, рычать и произносили мягкие согласные звуки. Они носили зеленые рубашки.
Согласные звуки, которые говорили звонко – носили звоночки. Это Звонкие Согласные. Звоночков не было у Глухих Согласных звуков.
Все Гласные и Согласные звуки жили весело, дружно и никогда не ссорились. Они любили гулять вместе, держась за руки.
Игры со звуками
«Подружим звуки»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: изображения, костюмы звуковичков.
Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился, дети надевают костюмы и строят слог.
«Звуки поссорились»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит слог га. Два ребенка в костюмах, дети называют первый и второй звук.
«Подари подарки Согласным звуковичкам»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: изображения Согласных звуковичков, костюмы, предметные картинки.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки Согласным звуковичкам- детям в костюмах.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [сь], дарят подарки Согласным звуковичкам- детям в костюмах.
«Подари звуковичку слово»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичка, костюм.
Дети называют слова, в которых есть определенный звук.
«Веселый поезд»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: изображения Согласного звуковичка, поезда с вагонами, предметные картинки.
Согласный звуковичок [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.
Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"
«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с редким животным-яком, который занесен в...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"
Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"
Педагогогический проект в старшей группе: "Знакоми детей с произведениями В.В. Бианки"...

Авторский педагогический проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»
Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении (Дети с увлечением участвовали в конкурсах, изготавливали подарки своим близким, Ждали с ...

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе "Веселые путешественники"
Педагогическое мероприятие с детьми «Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Мо...

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе на тему "Любопытные козлики"
Педагогическое мероприятие в старшей группе на тему «Любопытные козлики»Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животн...
