МАСТЕР-КЛАСС «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Повысиить уровень компетенции педагогов по вопросу применеия технологии друдлы в речевом развитии детей с ТНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.55 КБ | |
| 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»
Учитель-логопед: Полякова Т.В.
В наше время многие люди привыкли находить уже готовые решения и мало думать самостоятельно. Готовые ответы в «яндексе», «гугле», в приложении на смартфоне. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И от творческих способностей во многом зависит успех в нашей жизни. Умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.
Перед педагогом стоит задача воспитание дошкольника нового поколения с креативным мышлением. И сейчас я хочу вам рассказать о технике, которая способствует развитию креативности и творческого мышления у ребенка. Эта техника друдлы.
Что же такое друдлы? «doodle» – каракули, недорисованный рисунок, геометрические фигуру и т.д
Друдлы (или по-английски droodles) – это изобретение американского автора - юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.
ДРУДЛ предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Игра подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников.
В советской телепередаче «Будильник» в 1965–1966 2 годах был персонаж профессор Друдл, который показывал зрителям одноименные головоломки.
В 16 веке друдлы, или загадочные рисунки, были известны человечеству, но под другим названием. В эпоху Ренессанса их именовали индовинелийской графикой (indovinelli graphic, итал.). Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи изобразил слепого нищего на углу улицы. Сейчас эту головоломку считают самой древней.
Также друдлы часто используют в рекламных целях, например, как идею разработки логотипа.
Чем полезна техника друдлы?
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
С помощью друдлов у детей происходит:
- развитие образного мышления,
- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».
Вспомним фрагмент произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери…
Взрослые испортили мне блестящую карьеру художника. Когда мне было 6 лет, я много думал о путешествиях, о приключениях в джунглях. И тогда я нарисовал свой первый рисунок. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? – возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать больше удава ни снаружи, ни изнутри.
На самом деле это и есть друдлы, задачи-головоломки, черно-белые картинки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке.
Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
- простые (друдлы, где имеется немного элементов);
- средние (друдлы, где элементов уже больше);
- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);
Этапы работы с техникой «Друдлы»:
1. Знакомство детей с данной техникой нужно начинать с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где можно дорисовывать недостающие детали для того, чтобы помочь ребенку увидеть образ.
Для работы с детьми необходимо подготовить карточки – каждый рисунок на отдельном листе, так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге, так как этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Начинаем знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд.
Играя в игру «На что похоже» можно взять любую лексическую тему - например: «Что за зверь», «что за фрукт»…
2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок, с последующим обсуждением нарисованного.
3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, можно приступать к карточкам - друдлам.
«Назови, что ты нарисовал» - живое-неживое, какой он, какого цвета.
Со старшими дошкольниками можно делать звуковой разбор слова, делить на слоги.
Составь предложение с заданным словом. Схема предложения. «Расскажи историю про свой друдл» - формирует грамматические навыки при составления предложений.
«Придумай ассоциации» - обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка.
«Назови одним словом» и «Что здесь лишнее?» - формирует у детей обобщающие понятия.
4.Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам. Ребенок учится строить логическую последовательность в изложении событий. В процессе ответа можно корректировать звукопроизношение ребенка. Сначала мы обсуждаем каждый друдл, находим общее решение, потом обобщаем и вспоминаем из какой сказки эти герои, выстраиваем последовательность и завершаем пересказом сказки. Можно пересказывать по цепочки или по одному.
5.И последний этап работы – это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.
Практическая часть
Предлагаю отгадать несколько друдлов (на экране друдлы: медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)
Предполагаемые ответы участников:
- медведь выглядывает из – за угла, будильник, миньон.
- туфли, горка, половина холма.
- ушки зайца, лыжи, пальцы.
- солнце встаёт, ёжик, кактус.
- грибы, зонтики на пляже, леденцы на палочке.
- домики, воронка, дорожка.
1 группа – дорисуют незаконченный друдл, на ваших столах есть все необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)
2 группа - будут рисовать друдл на заданную тем.( снеговик вид сверху, медведь лезет по дереву, человек сидит на лавочке – вид снизу, трамвай едет по рельсам – вид сверху)
3 группа - будут составлять рассказ из уже известных друдлов. Перед вами лежат карточки-друдлы, из которых вам следует составить рассказ.
4 группа - придумать подписи к заданным друдлам (ответов должно быть несколько вариантов
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение, творческие способности и учит мыслить не стандартно, а самое главное развивает речь.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Учитесь видеть необычное в обычном!
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»
Учитель-логопед: Полякова Т.В.
В наше время многие люди привыкли находить уже готовые решения и мало думать самостоятельно. Готовые ответы в «яндексе», «гугле», в приложении на смартфоне. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И от творческих способностей во многом зависит успех в нашей жизни. Умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.
Перед педагогом стоит задача воспитание дошкольника нового поколения с креативным мышлением. И сейчас я хочу вам рассказать о технике, которая способствует развитию креативности и творческого мышления у ребенка. Эта техника друдлы.
Что же такое друдлы? «doodle» – каракули, недорисованный рисунок, геометрические фигуру и т.д
Друдлы (или по-английски droodles) – это изобретение американского автора - юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.
ДРУДЛ предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Игра подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников.
В советской телепередаче «Будильник» в 1965–1966 2 годах был персонаж профессор Друдл, который показывал зрителям одноименные головоломки.
В 16 веке друдлы, или загадочные рисунки, были известны человечеству, но под другим названием. В эпоху Ренессанса их именовали индовинелийской графикой (indovinelli graphic, итал.). Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи изобразил слепого нищего на углу улицы. Сейчас эту головоломку считают самой древней.
Также друдлы часто используют в рекламных целях, например, как идею разработки логотипа.
Чем полезна техника друдлы?
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
С помощью друдлов у детей происходит:
- развитие образного мышления,
- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».
Вспомним фрагмент произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери…
Взрослые испортили мне блестящую карьеру художника. Когда мне было 6 лет, я много думал о путешествиях, о приключениях в джунглях. И тогда я нарисовал свой первый рисунок. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? – возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать больше удава ни снаружи, ни изнутри.
На самом деле это и есть друдлы, задачи-головоломки, черно-белые картинки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке.
Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
- простые (друдлы, где имеется немного элементов);
- средние (друдлы, где элементов уже больше);
- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);
Этапы работы с техникой «Друдлы»:
1. Знакомство детей с данной техникой нужно начинать с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где можно дорисовывать недостающие детали для того, чтобы помочь ребенку увидеть образ.
Для работы с детьми необходимо подготовить карточки – каждый рисунок на отдельном листе, так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге, так как этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Начинаем знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд.
Играя в игру «На что похоже» можно взять любую лексическую тему - например: «Что за зверь», «что за фрукт»…
2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок, с последующим обсуждением нарисованного.
3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, можно приступать к карточкам - друдлам.
«Назови, что ты нарисовал» - живое-неживое, какой он, какого цвета.
Со старшими дошкольниками можно делать звуковой разбор слова, делить на слоги.
Составь предложение с заданным словом. Схема предложения. «Расскажи историю про свой друдл» - формирует грамматические навыки при составления предложений.
«Придумай ассоциации» - обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка.
«Назови одним словом» и «Что здесь лишнее?» - формирует у детей обобщающие понятия.
4.Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам. Ребенок учится строить логическую последовательность в изложении событий. В процессе ответа можно корректировать звукопроизношение ребенка. Сначала мы обсуждаем каждый друдл, находим общее решение, потом обобщаем и вспоминаем из какой сказки эти герои, выстраиваем последовательность и завершаем пересказом сказки. Можно пересказывать по цепочки или по одному.
5.И последний этап работы – это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.
Практическая часть
Предлагаю отгадать несколько друдлов (на экране друдлы: медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)
Предполагаемые ответы участников:
- медведь выглядывает из – за угла, будильник, миньон.
- туфли, горка, половина холма.
- ушки зайца, лыжи, пальцы.
- солнце встаёт, ёжик, кактус.
- грибы, зонтики на пляже, леденцы на палочке.
- домики, воронка, дорожка.
1 группа – дорисуют незаконченный друдл, на ваших столах есть все необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)
2 группа - будут рисовать друдл на заданную тем.( снеговик вид сверху, медведь лезет по дереву, человек сидит на лавочке – вид снизу, трамвай едет по рельсам – вид сверху)
3 группа - будут составлять рассказ из уже известных друдлов. Перед вами лежат карточки-друдлы, из которых вам следует составить рассказ.
4 группа - придумать подписи к заданным друдлам (ответов должно быть несколько вариантов
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение, творческие способности и учит мыслить не стандартно, а самое главное развивает речь.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
Учитесь видеть необычное в обычном!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей детей с общим недоразвитием речи"
Инновационный проект...
Проект "Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи".
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

Сообщение из опыта работы «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
Сообщение из опыта работы...

«Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»
Проект «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»...

Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Проект Подготовительная группа «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
laquo;Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников
познавательный мастер класс...
