МАСТЕР-КЛАСС «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Полякова Татьяна Вячеславовна

Повысиить уровень компетенции педагогов по вопросу применеия технологии друдлы в речевом развитии детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_drudly.docx25.55 КБ
Файл tehnika_drudly.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»

Учитель-логопед: Полякова Т.В.

В наше время многие люди привыкли находить уже готовые решения  и мало думать самостоятельно.  Готовые ответы в «яндексе», «гугле», в приложении на смартфоне. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И от творческих способностей во многом зависит успех в нашей жизни. Умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.

Перед педагогом стоит задача воспитание дошкольника  нового  поколения с креативным мышлением. И сейчас я хочу вам рассказать о технике, которая способствует развитию креативности и творческого мышления у ребенка. Эта техника друдлы.

Что же такое друдлы? «doodle» – каракули, недорисованный рисунок, геометрические фигуру и т.д

Друдлы (или по-английски droodles) – это изобретение американского автора - юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.

По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.

ДРУДЛ предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Игра подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников.

В советской телепередаче «Будильник» в 1965–1966 2 годах был персонаж профессор Друдл, который показывал зрителям одноименные головоломки.

В 16 веке друдлы, или загадочные рисунки, были известны человечеству, но под другим названием. В эпоху Ренессанса их именовали индовинелийской графикой (indovinelli graphic, итал.). Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи изобразил слепого нищего на углу улицы. Сейчас эту головоломку считают самой древней.
 Также друдлы часто используют в рекламных целях, например, как идею разработки логотипа.

                      Чем полезна техника друдлы?

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

         С помощью друдлов у детей происходит:

- развитие образного мышления,  

- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».

Вспомним фрагмент произведения «Маленький принц» Антуана  де Сент-Экзюпери…

     Взрослые испортили мне блестящую карьеру художника. Когда мне было 6 лет, я много думал о путешествиях, о приключениях в джунглях. И тогда я нарисовал свой первый рисунок.  Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? – возразили мне.

      А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать больше удава ни снаружи, ни изнутри.

        На самом деле это и есть друдлы, задачи-головоломки, черно-белые картинки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке.

     Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
- простые (друдлы, где имеется немного элементов);

- средние (друдлы, где элементов уже больше);

- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);

                                Этапы работы с техникой «Друдлы»:

1. Знакомство детей с данной техникой нужно начинать с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где можно дорисовывать недостающие детали для того, чтобы помочь ребенку увидеть образ. 

Для работы с детьми необходимо подготовить карточки – каждый рисунок на отдельном листе, так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге, так как этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Начинаем знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд.

Играя в игру «На что похоже» можно взять любую лексическую тему - например: «Что за зверь», «что за фрукт»…

2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок,  с последующим обсуждением нарисованного.

3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, можно приступать к карточкам - друдлам.

«Назови, что ты нарисовал» - живое-неживое, какой он, какого цвета.

Со старшими дошкольниками можно делать звуковой разбор слова, делить на слоги.

Составь предложение с заданным словом. Схема предложения. «Расскажи историю про свой друдл» - формирует грамматические навыки при составления предложений.

«Придумай ассоциации» - обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка.

«Назови одним словом» и «Что здесь лишнее?» - формирует у детей обобщающие понятия.

4.Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам.  Ребенок учится строить логическую последовательность в изложении событий. В процессе ответа можно корректировать звукопроизношение ребенка. Сначала мы обсуждаем каждый друдл, находим общее решение, потом обобщаем и вспоминаем из какой сказки эти герои, выстраиваем последовательность и завершаем пересказом сказки. Можно пересказывать по цепочки или по одному.

5.И последний этап работы – это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.

                           Практическая часть

    Предлагаю отгадать несколько друдлов (на экране друдлы: медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)

Предполагаемые ответы участников:

- медведь выглядывает из – за угла, будильник, миньон.

- туфли, горка, половина холма.

- ушки зайца, лыжи, пальцы.

- солнце встаёт, ёжик, кактус.

- грибы, зонтики на пляже, леденцы на палочке.

- домики, воронка, дорожка.

 1 группа  – дорисуют незаконченный друдл, на ваших столах есть все необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)

2 группа - будут рисовать друдл на заданную тем.( снеговик вид сверху, медведь лезет по дереву, человек сидит на лавочке – вид снизу, трамвай едет по рельсам – вид сверху)

3 группа - будут составлять рассказ из уже известных друдлов. Перед вами лежат карточки-друдлы, из которых вам следует составить рассказ.

4 группа  - придумать подписи к заданным друдлам (ответов должно быть несколько вариантов

     

           Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение, творческие способности и учит мыслить не стандартно, а самое главное развивает речь.

     В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

Учитесь видеть необычное в обычном!



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ТНР»

Учитель-логопед: Полякова Т.В.

В наше время многие люди привыкли находить уже готовые решения  и мало думать самостоятельно.  Готовые ответы в «яндексе», «гугле», в приложении на смартфоне. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И от творческих способностей во многом зависит успех в нашей жизни. Умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.

Перед педагогом стоит задача воспитание дошкольника  нового  поколения с креативным мышлением. И сейчас я хочу вам рассказать о технике, которая способствует развитию креативности и творческого мышления у ребенка. Эта техника друдлы.

Что же такое друдлы? «doodle» – каракули, недорисованный рисунок, геометрические фигуру и т.д

Друдлы (или по-английски droodles) – это изобретение американского автора - юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.

По сути друдл - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.

ДРУДЛ предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Игра подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников.

В советской телепередаче «Будильник» в 1965–1966 2 годах был персонаж профессор Друдл, который показывал зрителям одноименные головоломки.

В 16 веке друдлы, или загадочные рисунки, были известны человечеству, но под другим названием. В эпоху Ренессанса их именовали индовинелийской графикой (indovinelli graphic, итал.). Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи изобразил слепого нищего на углу улицы. Сейчас эту головоломку считают самой древней.
 Также друдлы часто используют в рекламных целях, например, как идею разработки логотипа.

                      Чем полезна техника друдлы?

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

         С помощью друдлов у детей происходит:

- развитие образного мышления,  

- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».

Вспомним фрагмент произведения «Маленький принц» Антуана  де Сент-Экзюпери…

     Взрослые испортили мне блестящую карьеру художника. Когда мне было 6 лет, я много думал о путешествиях, о приключениях в джунглях. И тогда я нарисовал свой первый рисунок.  Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? – возразили мне.

      А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать больше удава ни снаружи, ни изнутри.

        На самом деле это и есть друдлы, задачи-головоломки, черно-белые картинки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке.

     Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
- простые (друдлы, где имеется немного элементов);

- средние (друдлы, где элементов уже больше);

- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);

                                Этапы работы с техникой «Друдлы»:

1. Знакомство детей с данной техникой нужно начинать с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где можно дорисовывать недостающие детали для того, чтобы помочь ребенку увидеть образ. 

Для работы с детьми необходимо подготовить карточки – каждый рисунок на отдельном листе, так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге, так как этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Начинаем знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд.

Играя в игру «На что похоже» можно взять любую лексическую тему - например: «Что за зверь», «что за фрукт»…

2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок,  с последующим обсуждением нарисованного.

3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, можно приступать к карточкам - друдлам.

«Назови, что ты нарисовал» - живое-неживое, какой он, какого цвета.

Со старшими дошкольниками можно делать звуковой разбор слова, делить на слоги.

Составь предложение с заданным словом. Схема предложения. «Расскажи историю про свой друдл» - формирует грамматические навыки при составления предложений.

«Придумай ассоциации» - обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка.

«Назови одним словом» и «Что здесь лишнее?» - формирует у детей обобщающие понятия.

4.Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам.  Ребенок учится строить логическую последовательность в изложении событий. В процессе ответа можно корректировать звукопроизношение ребенка. Сначала мы обсуждаем каждый друдл, находим общее решение, потом обобщаем и вспоминаем из какой сказки эти герои, выстраиваем последовательность и завершаем пересказом сказки. Можно пересказывать по цепочки или по одному.

5.И последний этап работы – это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.

                           Практическая часть

    Предлагаю отгадать несколько друдлов (на экране друдлы: медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)

Предполагаемые ответы участников:

- медведь выглядывает из – за угла, будильник, миньон.

- туфли, горка, половина холма.

- ушки зайца, лыжи, пальцы.

- солнце встаёт, ёжик, кактус.

- грибы, зонтики на пляже, леденцы на палочке.

- домики, воронка, дорожка.

 1 группа  – дорисуют незаконченный друдл, на ваших столах есть все необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)

2 группа - будут рисовать друдл на заданную тем.( снеговик вид сверху, медведь лезет по дереву, человек сидит на лавочке – вид снизу, трамвай едет по рельсам – вид сверху)

3 группа - будут составлять рассказ из уже известных друдлов. Перед вами лежат карточки-друдлы, из которых вам следует составить рассказ.

4 группа  - придумать подписи к заданным друдлам (ответов должно быть несколько вариантов

     

           Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение, творческие способности и учит мыслить не стандартно, а самое главное развивает речь.

     В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.

Учитесь видеть необычное в обычном!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи".

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

«Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»

Проект «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»...

Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Проект Подготовительная группа «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

laquo;Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...