Роль дыхания в речевом развитии ребенка.
консультация по логопедии

Дыхание играет важную роль в речи, поскольку является основой для производства звуков и поддержания речи. При произнесении слов мы используем воздушный поток, созданный легкими, чтобы создать звуки, которые формируют речь. Контроль над дыханием позволяет нам контролировать громкость, темп и интонацию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_igraet_vazhnuyu_rol_v_rechi_1.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание играет важную роль в речи, поскольку является основой для производства звуков и поддержания речи. При произнесении слов мы используем воздушный поток, созданный легкими, чтобы создать звуки, которые формируют речь. Контроль над дыханием позволяет нам контролировать громкость, темп и интонацию речи.

Правильное речевое дыхание - это способ дыхания, который обеспечивает оптимальную подачу воздуха для создания звуков и поддержания речи, при этом не создавая лишнего напряжения и не утомляя мышцы, участвующие в процессе дыхания и речи. Оно характеризуется следующими признаками: дыхание должно быть носовым, глубоким, регулярным и ритмичным, а выдох должен быть контролируемым (контроль скорости).

А если дыхание поверхностное, учащено, выдох укорочен, а вдох слишком большой, заметен добор воздуха, при физической и эмоциональной нагрузке ритм нарушается, следовательно речевое дыхание неправильное.

Детям дошкольного возраста с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Грудобрюшное дыхание - это способ дыхания, при котором воздух поступает в легкие путем расширения грудной клетки и подъема ключиц, а также вздутия живота. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука.

Для формирования данного типа дыхания необходимо выполнять дыхательные упражнения с соблюдением нескольких условий: не заниматься сразу после приема пищи, не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии, избегать слишком глубоких вдохов, следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, дыхательные движения необходимо производить плавно, медленно, под счет.

Ниже приведены три наиболее эффективных упражнения.

1) Ребёнок в положении лёжа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается). Это же упражнение проводиться в положении ребёнка — сидя или стоя.

2) Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь» и сопровождает действия ребенка рифмовкой: «Сели бегемотики, потрогали животики, то животик поднимается, то животик опускается».

3) Упражнение "Качели". Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит: «Качели вверх (вдох), качели вниз (выдох), крепче ты, дружок, держись.

           На звуковой результат произношения влияют сила и скорость воздушной струи, которые важны для четкой и понятной речи. Воздушная струя - это поток воздуха, который проходит через голосовые связки и создает звук при произнесении речи.

Рекомендуемые игры и упражнения для выработки глубокого вдоха и более длительного выдоха:

-  надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка);

- «Воздушный футбол» - помогает выработать глубокий вдох и длительный выдох. «Я люблю играть в футбол, забивать в ворота гол». Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками;

- «Снежок, снег, снегопад» - Сделать из ваты разного размера шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить - сдувать снежинки с ладони;

- «Плавающий кораблик» - Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.;

- «Перышко» - Ребенок кладет на ладонь перышко, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пушинку.

Игра «Обезьянка». Проводится перед зеркалом. Взрослый говорит детям: «Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все за вами повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О» - удивились; «У» - обиделись; «А» - обрадовались.

 Игра «Большой – маленький». Детям показываются парные предметные картинки «большой – маленький». Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком «Ф», а маленький – «ФЬ» и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Другие варианты парных картинок: пожарный шланг и душевой шланг («С», «СЬ»), ветряная мельница и комнатный вентилятор («В», «ВЬ»).

Игра на развитие озвученного выдоха "Комар"(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит: З-з-з - комар летит,З-з-з - комар звенит.

Игра на развитие озвученного выдоха"Жуки"(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Игра направленная на развитие дыханя при произнесении фраз "Поезд" "Вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" .Добавляются другие картинки и ребенок произносит цепочку из слов. Важно помнить, что перед началом необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в речевом развитии ребенка

Консультация  содержит советы и рекомендации для правильного речевого развития детей. На что следует обращать особое внимание и как преодолеть определенные трудности, в каких случаях необходимо о...

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей его речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Своевременное и полноценное овладение речью является...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Совместная игровая деятельность «Роль дыхания в речевом развитии детей».

Отмечается важность развития правильного речевого дыхания в процессе овладения связной речью. Часто у детей наблюдается неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, и в результате этого ребен...