Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Познакомить детей со звуком Ч и буквой Ч.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект
комплексного занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме «Звук и буква Ч»
Учитель-логопед
Болдырева Ирина Павловна
2025 год
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Ч»
Цель – познакомить детей со звуком Ч и буквой Ч.
Образовательные задачи:
- Научить давать характеристику звука Ч по аккустическим и артикуляционным признакам.
- Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Закреплять правильный графический образ буквы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением.
- Совершенствовать слуховое и зрительной внимание, память, мышление.
- Развивать процессы фонематического анализа и синтеза.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия
2. Воспитывать самостоятельность, инициативность
Технологии, используемые в ходе занятия:
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- самовыражение ребёнком присущих ему качеств и способностей;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
Технологии сотрудничества:
- работа в группе.
Проблемно-игровая технология:
- проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирование активизации мыслительной деятельности ребёнка,
- построение занятия в форме игровой деятельности.
Наглядные пособия и оборудование: игрушка Чебурашка, сигналы чупа-чупсы в зеленом фантике, мячик-апельсин, вагоны с тремя окошками, заготовки, фасоль, магнитные квадраты (синие, красные, зеленые) для составления схемы слова, презентация, интерактивная доска, мольберт, раскраски.
Предварительная работа: разучивание динамической паузы.
Ход занятия
- Организационный момент
Дети здороваются с гостями. Логопед предлагает детям пройти и сесть на стулья.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.
Он коричневого цвета,
Его любят все за это,
Знает каждая дворняжка
Друга крокодила Гены …… (Чебурашку)
Логопед: Назовите, первый звук в имени нашего героя?
Ответы детей: Ч.
- Правильно. Молодцы.
Чебурашка все хочет узнать о звуке и букве Ч. Это его любимые звук и буква. Ребята, расскажем о них Чебурашке?
Ответы детей. Звук Ч: он согласный, потому что …..; глухой, потому что….; всегда мягкий. Обозначаем его только зеленым цветом.
Основная часть
1. А теперь поиграем со звуком Ч. Звукоподражательные игры с картинками.
- Давайте поиграем со звуком Ч: «Кузнечик» ч-ч-ч-ч-ч-ч, когда просят тишины ч-ч-ч-ч-ч-ч
2. Игра «Внимательные ушки»
Посмотрите на Чебурашку, какие у него уши? Ответы детей.
А у вас ушки маленькие, но внимательные.
Чебурашка принёс для вас чупа-чупсы (в фантике зеленого цвета), вы их поднимаете, только когда услышите звук Ч.
Логопед называет звуки, слоги, слова. Дети поднимают сигналы, когда слышат звук Ч.
3. Физминутка «Каблучок» - стоят около стульев.
Чок-чок-чок-чок – ставим руки на бочок
Чок-чок-чок-чок – покажи свой каблучок.
Чки-чки-чки – мы сжимаем кулачки.
Чики-чики-чики – здороваются пальчики (перечислить)
Девочки и мальчики прыгают как мячики
4.Игра «Где спрятался звук?» - (сидят на стульях смотрят отрывок из м/ф)
Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма про Чебурашку, а потом вы ответите на вопрос.
Ребята, на каком транспорте путешествовали герои мультфильма?
Чебурашка хочет с вами поиграть в игру «Где спрятался звук?». Он принёс для игры голубые вагоны.
Далее логопед приглашает детей подойти к столу (дети стоят), каждому даёт вагон и зелёный кружок. Объясняет задание. Логопед показывает картинки, дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец). Картинки: черепаха, ключ, бабочка, удочка, чашка, бочка.
- Игра «Ласковые слова»
Как вы думаете, какой фрукт больше всего любит Чебурашка?
Чебурашка очень любит апельсины.
Он принес вам мячик-апельсин. Выходите, становитесь в круг, поиграем с мячиком.
- Я бросаю мячик и называю слово, а вы придумываете ласковые слова со звуком Ч.
Слова: ложка, вилка, жук, собака, белка, ключ, яблоко, апельсин, облако, вода.
- Игра зашифрованное слово + схема
Логопед приглашает детей встать полукругом и посмотреть на экран. Чебурашка загадал вам слово. Выделите первые звуки в названиях картинок и отгадайте слово.
Даны картинки танк, утка, часы, арбуз. Какое слово получится? Ответы детей (туча).
Составим схему слова туча. Составляют + разбор.
- Логопед приглашает детей встать полукругом и посмотреть на экран.
Логопед: звук Ч обозначает буква Ч. Ребята, посмотрите, на какую цифру похожа буква Ч?»
Ч – вы правильно решили,
Ч – похожа на четыре.
Только с цифрами друзья,
Путать буквы нам нельзя.
Буква на доске:
Буква Ч состоит из 2-х палочек: прямой палочки и изогнутой. В какую сторону смотрит буква Ч? (влево).
Затем логопед приглашает детей пройти за столы и сесть на стулья.
Логопед: ребята, предлагаю вам сделать букву Ч из фасоли. Возьмите заготовки и выложите букву Ч из фасоли. Смотрите на образцы (лежат на столах).
Чебурашка смотрит, как дети делают букву Ч, хвалит детей.
- Игра «Прочитай слоги и слова с буквой Ч».
Логопед: Чебурашка очень умный, но пока еще не научился читать. Давайте прочитаем слоги и слова для него.
Встаньте так, чтобы всем был виден экран. Дети читают слоги и слова.
Чебурашка благодарит детей, хвалит их, прощается с детьми.
- Итог занятия
Ребята, вам понравилось играть с нашим гостем – Чебурашкой? О каком звуке и букве мы сегодня говорили на занятии? В какие игры вам понравилось играть? Ответы детей.
Чебурашка оставил для вас раскраски: буква Ч + Чебурашка. Логопед раздает их детям.
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
конспект состален для проведения итогового занятия в конце учебного года....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в Буквенное царство, Звуковое государство»
Конспект занятия с детьми с ОНР...

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять понятия «звук», «слово&r...

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: "Звук и буква Ш (закрепление)"
Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: "Звук и буква Ш (закрепление)"...
