Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Болдырева Ирина Павловна

Познакомить детей со звуком Ч и буквой Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

комплексного занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР

по теме «Звук и буква Ч»

                                                                                   

                                                                                     Учитель-логопед

                                                      Болдырева Ирина Павловна

2025 год

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Звук и буква Ч»

Цель – познакомить детей со звуком Ч и буквой Ч.

Образовательные задачи:

  1. Научить давать характеристику звука Ч по аккустическим и артикуляционным признакам.
  2. Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова).
  3. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  4. Закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением.
  2. Совершенствовать слуховое и зрительной внимание, память, мышление.
  1. Развивать процессы фонематического анализа и синтеза.

Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия

2. Воспитывать самостоятельность, инициативность

Технологии, используемые в ходе занятия:

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребёнком  присущих ему качеств и способностей;

- создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии:

- смена двигательной активности

Технологии сотрудничества:

- работа в группе.

Проблемно-игровая технология:

- проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирование активизации мыслительной деятельности ребёнка,

- построение занятия в форме игровой деятельности.

Наглядные пособия и оборудование: игрушка Чебурашка,  сигналы чупа-чупсы в зеленом фантике, мячик-апельсин, вагоны с тремя окошками, заготовки, фасоль, магнитные квадраты (синие, красные, зеленые) для составления схемы слова, презентация, интерактивная доска, мольберт, раскраски.

Предварительная работа: разучивание динамической паузы.

                                                 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети здороваются с гостями. Логопед предлагает детям пройти и сесть на стулья.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.

Он коричневого цвета,

Его любят все за это,

Знает каждая дворняжка

Друга крокодила Гены …… (Чебурашку)

Логопед: Назовите, первый звук в имени нашего героя?

Ответы детей: Ч.

- Правильно. Молодцы.

Чебурашка все хочет узнать о звуке и букве Ч. Это его любимые звук и буква. Ребята, расскажем о них Чебурашке?

Ответы детей. Звук Ч: он согласный, потому что …..;     глухой, потому что….; всегда мягкий. Обозначаем его только зеленым цветом.

Основная часть

1. А теперь поиграем со звуком Ч. Звукоподражательные игры с картинками.

- Давайте поиграем со звуком Ч: «Кузнечик» ч-ч-ч-ч-ч-ч, когда просят тишины ч-ч-ч-ч-ч-ч

2. Игра «Внимательные ушки»

Посмотрите на Чебурашку, какие у него уши? Ответы детей.

А у вас ушки маленькие, но внимательные.

Чебурашка принёс для вас чупа-чупсы (в фантике зеленого цвета), вы их поднимаете, только когда услышите звук Ч.

Логопед называет звуки, слоги, слова. Дети поднимают сигналы, когда слышат звук Ч.

3. Физминутка «Каблучок» - стоят около стульев.

Чок-чок-чок-чок – ставим руки на бочок

Чок-чок-чок-чок – покажи свой каблучок.

Чки-чки-чки – мы сжимаем кулачки.

Чики-чики-чики – здороваются пальчики (перечислить)

Девочки и мальчики прыгают как мячики

4.Игра «Где спрятался звук?» - (сидят на стульях смотрят отрывок из м/ф)

Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма про Чебурашку, а потом вы ответите на вопрос.

Ребята, на каком транспорте  путешествовали герои мультфильма?

Чебурашка хочет с вами поиграть в игру «Где спрятался звук?». Он принёс для игры голубые вагоны.

Далее логопед приглашает детей подойти к столу (дети стоят), каждому даёт вагон и зелёный кружок. Объясняет задание. Логопед показывает картинки, дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец). Картинки: черепаха, ключ, бабочка, удочка, чашка, бочка.

  1. Игра «Ласковые слова»      

Как вы думаете, какой фрукт больше всего любит Чебурашка?

Чебурашка очень любит апельсины.

Он принес вам мячик-апельсин. Выходите, становитесь в круг, поиграем с мячиком.

- Я бросаю мячик и называю слово, а вы придумываете ласковые слова со звуком Ч.

Слова: ложка, вилка, жук, собака,  белка, ключ, яблоко, апельсин, облако, вода.

  1. Игра зашифрованное слово + схема

Логопед приглашает детей встать полукругом и посмотреть на экран. Чебурашка загадал вам слово. Выделите первые звуки в названиях картинок и отгадайте слово.

Даны картинки танк, утка, часы, арбуз. Какое слово получится? Ответы детей (туча).

Составим схему слова туча. Составляют + разбор.

  1. Логопед приглашает детей встать полукругом и посмотреть на экран. 

Логопед: звук Ч обозначает буква Ч. Ребята, посмотрите, на какую цифру похожа буква Ч?»

Ч – вы правильно решили,

Ч – похожа на  четыре.

Только с цифрами друзья,

Путать буквы нам нельзя.

Буква на доске:

Буква Ч состоит из 2-х палочек: прямой палочки и изогнутой. В какую сторону смотрит буква Ч? (влево).

Затем логопед приглашает детей пройти за столы и сесть на стулья.

Логопед: ребята, предлагаю вам сделать букву Ч из фасоли. Возьмите заготовки и выложите букву Ч из фасоли. Смотрите на образцы (лежат на столах).

Чебурашка смотрит, как дети делают букву Ч, хвалит детей.

  1. Игра «Прочитай слоги и слова с буквой Ч».

Логопед: Чебурашка очень умный, но пока еще не научился читать. Давайте прочитаем слоги и слова для него.

Встаньте так, чтобы всем был виден экран. Дети читают слоги и слова.

Чебурашка благодарит детей, хвалит их, прощается с детьми.

  1. Итог занятия

Ребята, вам понравилось играть с нашим гостем – Чебурашкой? О каком звуке и букве мы сегодня говорили на занятии? В какие игры вам понравилось играть? Ответы детей.

Чебурашка оставил для вас раскраски: буква Ч + Чебурашка. Логопед раздает их детям.

Дети прощаются с гостями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять понятия «звук», «слово&r...

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: "Звук и буква Ш (закрепление)"

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: "Звук и буква Ш (закрепление)"...