Консультация для логопедов "Применение современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО"
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

  Речевое развитие детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач современного образования. Оно обеспечивает успешность ребенка в обучении, социальной адаптации и интеграции в общество. Современные образовательные технологии позволяют создать условия для активного участия каждого ребенка в образовательном процессе, учитывая индивидуальные особенности и потребности.

Большинство дошкольников с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, раз­личную степень моторного развития и сенсорных функций. Кроме того, у них наблюдается неравномерная работоспособность, невыраженный познава­тельный интерес, повышенная утомляемость и истощаемость, высокий уро­вень тревожности, тяжелая адаптация в социальной среде, низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков.

Чтобы заинтересовать и привлечь таких детей к занятиям, нужны не­стандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные техноло­гии. Сегодня наиболее целесообразными и эффективными являются традици­онные и нетрадиционные методы и приемы современных педагогических технологий, которые используются при организации логопедической помощи обучающимся с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО»

             Речь – один из основных каналов получения информации о мире, связывающий ребенка с социумом, важнейшее средство коммуникации и самовыражения. Речь человека – это его визитная карточка.

            Речевое развитие детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач современного образования. Оно обеспечивает успешность ребенка в обучении, социальной адаптации и интеграции в общество. Современные образовательные технологии позволяют создать условия для активного участия каждого ребенка в образовательном процессе, учитывая индивидуальные особенности и потребности.

Большинство дошкольников с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций. Кроме того, у них наблюдается неравномерная работоспособность, невыраженный познавательный интерес, повышенная утомляемость и истощаемость, высокий уровень тревожности, тяжелая адаптация в социальной среде, низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков.

Чтобы заинтересовать и привлечь таких детей к занятиям, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. Сегодня наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы современных педагогических технологий, которые используются при организации логопедической помощи обучающимся с ОВЗ.  

Традиционные логопедические технологии:

- Технология логопедического обследования

- Технология развития лексико-грамматической стороны речи

- Технология развития связной речи

-Технология коррекции звукопроизношения

- Технология формирования слоговой стороны речи

           В коррекционно-развивающей работе в настоящее время специалистами все чаще применяются нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают: 

  1. Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
  2. Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
  3. Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и детей.
  4. Ускорить достижение положительных результатов.

К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу по развитию речи детей, относятся:

         Нетрадиционные логопедические технологии:

- Су – Джок терапия

- Нейропсихологические технологии

- Музыкотерапия

- Песочная терапия

- Арт - терапия

- Кинезиотерапия

- Дыхательная гимнастика Стрельниковой

- Телесно - ориентированные методики

- Технология наглядного моделирования и др.

       Актуальные технологии:

- Технология игрового обучения

- Здоровьесберегающие технологии

-Информационные компьютерные технологии

 

На каждом занятии мною используются игровые технологии. Через игру ребенок усваивает нормы поведения, развивает коммуникативные навыки, формирует познавательные интересы.   В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дети во время игры вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

 Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

В занятия мною включаются  различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для тетей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Мною освоены и используются в работе:

-  артикуляционная, мимическая гимнастика;

-  дыхательная гинастика;

- гимнастика для глаз;

          - упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;

- упражнения на релаксацию;

-  упражнения на профилактику нарушений осанки;

- кинезиологические упражнения;

- логоритмика.

Использование здоровьесберегательных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Использование современного интерактивного оборудования помогает мне привлечь внимание детей, повысить у них интерес к изучаемому материалу,         обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

На занятиях, в различных видах образовательной деятельности, в рамках  адаптированной программы я использую презентации на  лексические темы.

         А при помощи  Профессионального стола логопеда Logo PRO процесс обучения детей стал креативным и интересным. Данное оборудование несёт в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым. Позволяет  корректировать процесс занятия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Данное оборудование помогает мне  в развитии речевого дыхания и воздушной струи детей. Позволяет выполнять артикуляционную гимнастику в игровых упражнениях, а так же знакомить дошкольников с основами грамоты, помогает сформировать у детей умение слушать и определять нужный звук, количество слогов, развивать лексико-грамматические навыки.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей.  

Практическое внедрение современных технологий позволяет отметить следующие положительные изменения:

- Повышение интереса детей к занятиям благодаря использованию игровых форм и информационных технологий

- Улучшение качества речи воспитанников: увеличение объема активного словаря, улучшение звукопроизношения

          Таким образом, использование современных образовательных технологий в работе с детьми     с ОВЗ помогает обеспечить выполнение требований ФГОС ДО и повысить эффективность процесса речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников....

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии в физическом развитии дошкольников"

Данный материал предназначен для педагогов.Консультация знакомит педагогов, с современными образовательными технологиями, применяемыми  в физическом развитии дошкольников....

Консультация для педагогов "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с реализацией ФГОС ДО"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в физическом развитии дошкольников»

К числу современных образовательных технологий в ДОО можно отнести:– здоровьесберегающие технологии; – технологии проектной деятельности;– технология исследовательской деятельно...