Семинар-практикум для воспитателей «Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. На данном возрастном этапе речь уже становится для детей основным средством общения, и они начинают использовать в речи простые и даже сложные предложения. Однако средство это пока еще очень несовершенно и полное освоение всего богатства родного языка длится достаточно долго и сложно. Это объясняется не только возрастными особенностями детей, но и сложностью грамматической системы русского языка.
На пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь и расширяется сфера общения, то грамматические ошибки значительно возрастают. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Полное овладение грамматическим строем речи наступает, как правило лишь к восьми годам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей «Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников»
Подготовила:
Барышева А.М. учитель-логопед
1 часть. Теоретическая.
Вопрос: Что такое грамматический строй речи?
Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложения
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. На данном возрастном этапе речь уже становится для детей основным средством общения, и они начинают использовать в речи простые и даже сложные предложения. Однако средство это пока еще очень несовершенно и полное освоение всего богатства родного языка длится достаточно долго и сложно. Это объясняется не только возрастными особенностями детей, но и сложностью грамматической системы русского языка.
На пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь и расширяется сфера общения, то грамматические ошибки значительно возрастают. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Полное овладение грамматическим строем речи наступает, как правило лишь к восьми годам.
Таким образом, перед нами стоят следующие задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:
- Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка, дать знания о некоторых нормах образования форм слов
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи
Вопрос: Как вы считаете, какое средство является самым эффективным для решения задач данных задач? /игра/
2 часть. Сегодня рассмотрим, какие игры можно использовать для формирования грамматического строя речи дошкольников
Морфология
1 МЛАДШАЯ ГРУППА
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами
- употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
- использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
- Согласовать слова в роде, числе и падеже.
- Употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА. ОКОЛО
- Употреблять имена существительных в форме единственного и множественного числа обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята)
- Употреблять имена существительных в родительном падеже. (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
- Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
В младшем возрасте дети осваивают такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными муж. и жен. рода;
Начинают употреблять существительные в В.п, Д.п, Т.п. в ед. и мн. числе; существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительные в единственном и множественном числе;
Учатся использовать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени (Мальчик лепит. Дети лепят);
Начинают употреблять в речи простые предлоги
А также наиболее доступные антонимы (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.
Задание участникам: Назовите игры для решения задач в данной возрастной группе /педагоги совещаются и отвечают/
Рекомендуемые игры: А теперь предлагаем вашему вниманию несколько игр
На согласование существительных с прилагательными в роде и числе можно использовать игру 1.«Какой, какая, какие» / показ игры со цветными картинками/
А также,
2.«Волшебный мешочек» В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)
- « Мой, моя» /показ/
- А сейчас проиграем несколько игр
Употребление предлогов (в, на, за, под, около)
- Задание. Обыграйте употребление предлогов с помощью цветка и бабочки.
По тому же принципу можно организовать и следующие игры: «С щенком играем предлоги повторяем», «Играем с непослушным котом»
Также можно поиграть с игрушками: «Что изменилось?» предлагается усадить куклу на стул. Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом, около стола), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».
- А сейчас проиграем в игру «Кто как голос подает?» /С игрушками /
(кошка, собака утка, лягушка)
Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает). Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает) Мяу-мяу! Кто это? (кошка) Что она делает? (Мяукает) Гав-гав-гав! Кто это? (Собака) Что она делает? (гавкает) Какая решается задача? /образование глаголов/
«Кто пришел?» /игрушка Котенок /
Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)
/задача использования сущ. ед и мн. числа, обозначающих название животных, а также образование умень-ласк форм)
Для упражнения детей в изменении существительных по падежам
(родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в И. п.) можно использовать следующую игру:
Дидактическая игра «Непослушный колобок». С элементами театрализации решаются задачи и грамматики и лексики /название частей тела/.
В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»
Педагог показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.
В среднем возрасте формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у детей младшего возраста.
Основное содержание работы смотрите на слайде
- Обучение употреблению форм Р. п. ед. и мн. ч. существительных
- Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
- Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением
Задание участникам: Назвать игры для решения задач данного возраста.
Рекомендуемые игры: Можно также использовать:
- Игра «Чего (кого) не стало?» /употребление форм р. п. ед. и мн. ч. Существительных/ Показывается картинка, Что это? затем прячется. Чего (кого) не стало? (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий).
Поиграем в игру «Эрудит». Образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.(слон, заяц, свинья, корова, лиса )
Ход игры: раздаются картинки с животными, и задаются вопросы. - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
3.Дидактическая игра «Один - много».
Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.
Ход: В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.
Шапка - шапки (много чего) - шапок.
Кофта - кофты - много кофт.
Юбка - юбки - много юбок.
Футболка - футболки - много футболок.
Шуба - шубы - много шуб.
Старший дошкольный возраст.
5-6 лет Развитие грамматического строя включает:
- отработка падежных окончаний имен существительных ед. ч.;
- преобразование существительных в И.п. ед. ч. во мн. ч.;
- образование глаголов движения с приставками;
- употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, (игры-упражнения по аналогии бабочки и грибочка)
- образование названий детенышей; (начинается со средней группы показ игры «Где чья мама?» усложненный вариант )
- образование относительных и притяжательных прилагательных Игра «Какой сок», « Поварята» «Чей, чья, чье»
- Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
- Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
- согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); Игра «Дикие животные»
- согласование числительных два и пять с существительными; /игра 1,2, 5/ показ Игра «Один, два-пять», «Собери урожай»
Как мы помним, в данном возрасте увеличивается количество ошибок из-за увеличения словаря и расширения круга общения.
Задание для воспитателей старших групп. Назовите игры по отработке данных грамматических категорий
6-7 лет Закрепление:
- употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч;
- согласование существительных с числительными;
- образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), начинается в старшей группе
- образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…),
- возвратных глаголов (действия, совершаемые по отношению к самому себе /купаться-купаюсь и т.д.)/
- закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п
- обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол)
- формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными (манго, пальто, радио, кофе, шалюзи, трико, шоссе, кафе, кино, ателье и т.д)
Задание. Назовите игры по отработке данных грамматических категорий .
Показ игр: 1.«Падежные вертушки» закрепление употребления пад.окончаний сущ. ед+мн.ч. Этот же материал можно для согласования с числительными: (Моряк рассказал нам о трех дельфинах, а трех китах и т.д., согласование с прилагательными : Например «Три белых медведя»)
2. «Чьи следы» образование притяжательных усложненный вариант с увеличенным количеством животных
3. «Кого везет пони» отработка падежных окончаний существительных в В.п.
4. «Что из чего?» образование относительных прилагательных
В старшем дошкольном возрасте, наряду с играми с картинным материалом, широко применяются словесные игры, которые играют особую роль. Они имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения
А теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты профессии?» /образование названия профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств/
Ход игры: Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: Попробуем угадать профессию?
детей учит….. учитель,
воспитывает детей…. воспитатель
работает на кране ……крановщик.
Чинит часы… (часовщик).
Дома строит… (строитель).
Следующая игра «Кузовок» /образование уменьшительно – ласкательных наименований/
Дети садятся в круг. Педагог дает корзинку первому ребенку и говорит слова:
- Вот тебе кузовок,
- Клади в него, что на –ок.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) далее передает другому ребенку корзину. Так происходит, пока все дети не подержат кузовок и не «положат» слова.
Синтаксическая сторона речи
формирование синтаксической стороны в младшей группе
Можно организовать следующие игры:
1. «День куклы». Сюжетные картинки (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).
2. «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)
Работа в средней группе
Демонстрация фразового конструктора
Можно поиграть в игры:
1. «Закончи предложение». Например, Тане подарили куклу, потому что… Мы пошли гулять на улицу, когда…
2. «Ответь на вопросы» Почему птицы осенью улетают в теплые края? Для чего нужен пылесос? Зачем мама пошла в магазин?
3.«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)» Упражнять в умении составлять короткие предложения. Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку) и т.п.
Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.
Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
Содержание обучения в старшем возрасте
1.Проигрывание игры «Составь предложение»
2. Конструктор для составления предложений
3. Игра «Размытое письмо» (введение языковых средств для соединения структурных частей сложного предложения)
«К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д
Заключительная часть.
Таким образом, для развития правильной и грамотной речи у дошкольников, нужно вести систематическую работу по формированию грамматического строя речи, начиная с младшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных особенностей.
Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:
- многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
- многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
- гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
- взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Формирование грамматического строя речи дошкольников посредством использования интерактивных технологий
Презентация для педагогов ДОУ. Раскрывает актуальность и значимость использования интерактивных технологий в формировании ГСР дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»
Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»Цель: Повышение профессионального мастерства пед...
Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"
В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи дошкольников по всем возрастам, а также игры и упражнения, используемые для решения данных задач....

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников
Нарушение речи в последнее время стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического ...