Семинар-практикум для воспитателей «Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут  пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. На данном возрастном этапе речь уже становится для детей основным средством общения, и они начинают использовать в речи простые и даже сложные предложения. Однако средство это пока еще очень несовершенно и полное освоение всего богатства родного языка длится достаточно долго и сложно. Это объясняется не только возрастными особенностями детей, но и сложностью грамматической системы русского языка.

  На пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь и расширяется сфера общения, то грамматические ошибки значительно возрастают. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Полное овладение грамматическим строем речи наступает, как правило лишь к восьми годам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников»

Подготовила:

Барышева А.М. учитель-логопед

1 часть. Теоретическая.

Вопрос: Что такое грамматический строй речи?

Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложения   

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут  пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. На данном возрастном этапе речь уже становится для детей основным средством общения, и они начинают использовать в речи простые и даже сложные предложения. Однако средство это пока еще очень несовершенно и полное освоение всего богатства родного языка длится достаточно долго и сложно. Это объясняется не только возрастными особенностями детей, но и сложностью грамматической системы русского языка.

  На пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь и расширяется сфера общения, то грамматические ошибки значительно возрастают. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Полное овладение грамматическим строем речи наступает, как правило лишь к восьми годам.

Таким образом, перед нами стоят  следующие задачи  по формированию грамматической стороны речи у детей:

  1. Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка,  дать знания о некоторых нормах образования форм слов
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи

      Вопрос: Как вы считаете, какое средство является самым эффективным для решения задач данных задач?  /игра/

2 часть. Сегодня  рассмотрим, какие игры можно использовать для формирования грамматического строя речи дошкольников

                                       Морфология

   

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами
  • употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
  • использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Согласовать слова в роде, числе и падеже.
  • Употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА. ОКОЛО
  • Употреблять имена существительных в форме единственного и множественного числа обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята)
  • Употреблять имена существительных в родительном падеже. (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  • Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

   В младшем возрасте дети осваивают такие грамматические нормы как:    употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными муж. и жен. рода;

     Начинают употреблять существительные в В.п, Д.п, Т.п. в ед. и мн. числе; существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;   существительные в единственном и множественном числе;

     Учатся использовать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени (Мальчик  лепит. Дети лепят);

Начинают употреблять в речи простые предлоги

    А также  наиболее доступные антонимы (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

Задание участникам: Назовите игры  для решения задач  в данной возрастной группе  /педагоги совещаются и отвечают/

Рекомендуемые игры: А теперь предлагаем вашему вниманию несколько игр

    На согласование существительных с прилагательными в роде и числе можно использовать игру    1.«Какой, какая, какие»    / показ игры со цветными картинками/

А также,

2.«Волшебный мешочек»  В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

  1. « Мой, моя» /показ/

  -  А сейчас проиграем несколько игр

                      Употребление  предлогов (в, на, за, под, около)

  1. Задание. Обыграйте  употребление предлогов с помощью  цветка и бабочки.

     По тому же принципу можно организовать и следующие игры:  «С щенком играем предлоги повторяем»,  «Играем с непослушным котом»

 Также можно поиграть с игрушками: «Что изменилось?»  предлагается усадить куклу на стул. Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом, около стола), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».

  - А сейчас проиграем в игру  «Кто как голос подает?»   /С игрушками /

              (кошка, собака утка, лягушка)

    Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает). Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)  Мяу-мяу! Кто это? (кошка) Что она делает? (Мяукает) Гав-гав-гав! Кто это? (Собака) Что она делает? (гавкает) Какая решается задача? /образование глаголов/

«Кто пришел?» /игрушка  Котенок /

 Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)

/задача использования сущ. ед и мн. числа, обозначающих название животных, а также образование умень-ласк форм)

         

          Для упражнения детей в изменении существительных по падежам 

  (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в И. п.) можно использовать следующую игру:

Дидактическая игра «Непослушный колобок». С элементами театрализации решаются задачи и грамматики и лексики /название частей тела/.

В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Педагог показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

      В среднем возрасте  формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у детей младшего возраста. 

Основное содержание работы смотрите на слайде

  • Обучение употреблению форм Р. п. ед. и мн. ч. существительных
  • Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
  • Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением

Задание участникам: Назвать  игры   для решения  задач данного возраста.

Рекомендуемые игры: Можно также использовать: 

  1. Игра «Чего (кого) не стало?» /употребление форм р. п. ед. и мн. ч. Существительных/  Показывается  картинка, Что это? затем прячется.  Чего (кого) не стало? (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий). 

Поиграем в  игру «Эрудит». Образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.(слон, заяц, свинья, корова, лиса  )

Ход игры:  раздаются картинки с животными, и задаются вопросы.  - У кого большой хобот?  - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

3.Дидактическая игра «Один - много».

Цель:  формировать умение образовывать категорию множественного числа.

Оборудование:   наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.

Ход:  В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.

Шапка - шапки (много чего) - шапок.

Кофта - кофты - много кофт.

Юбка - юбки - много юбок.

Футболка - футболки - много футболок.

Шуба - шубы - много шуб.

               

 Старший дошкольный возраст.

5-6 лет Развитие грамматического строя включает:

  • отработка падежных окончаний имен существительных ед. ч.;
  •  преобразование существительных в  И.п.  ед. ч. во мн. ч.;
  • образование глаголов движения с приставками;
  • употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, (игры-упражнения по аналогии бабочки и грибочка)
  • образование названий детенышей; (начинается со средней группы показ игры «Где чья мама?» усложненный вариант )
  • образование относительных  и притяжательных прилагательных   Игра «Какой сок», « Поварята» «Чей, чья, чье»
  • Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
  • Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
  • согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);  Игра «Дикие животные»
  • согласование числительных два и пять с существительными; /игра 1,2, 5/ показ Игра «Один, два-пять», «Собери урожай»

      Как мы помним, в данном возрасте увеличивается количество ошибок из-за увеличения словаря и расширения круга общения.

Задание  для воспитателей старших групп.  Назовите игры по отработке данных грамматических  категорий 

                    6-7 лет   Закрепление:

  •  употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч;
  • согласование существительных с числительными;
  • образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), начинается в старшей группе
  • образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…),
  •  возвратных глаголов (действия, совершаемые по отношению к самому себе /купаться-купаюсь и т.д.)/
  • закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п
  •  обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол)
  • формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными (манго, пальто, радио, кофе, шалюзи, трико, шоссе, кафе, кино, ателье и т.д)

Задание. Назовите игры по отработке данных грамматических  категорий .  

Показ игр: 1.«Падежные вертушки» закрепление употребления пад.окончаний сущ. ед+мн.ч.  Этот же материал можно для согласования с числительными:  (Моряк рассказал нам о трех дельфинах, а трех китах и т.д., согласование с прилагательными : Например «Три белых медведя»)

2. «Чьи следы»  образование притяжательных усложненный вариант с увеличенным количеством животных

3. «Кого везет пони» отработка  падежных окончаний существительных в В.п.

4. «Что из чего?» образование относительных прилагательных                                 

     В старшем дошкольном возрасте,  наряду с играми с картинным материалом, широко применяются словесные игры, которые играют особую роль. Они имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения

  А теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты профессии?» /образование  названия профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств/

 Ход игры: Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: Попробуем угадать профессию?

 детей учит….. учитель,

воспитывает детей…. воспитатель

 работает на кране ……крановщик.

 Чинит часы… (часовщик).

 Дома строит… (строитель).

Следующая игра «Кузовок» /образование  уменьшительно – ласкательных наименований/          
Дети садятся в круг. Педагог  дает корзинку первому ребенку и  говорит слова:

- Вот тебе кузовок,
- Клади в него, что на –ок.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово  (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) далее передает другому ребенку корзину. Так происходит, пока все дети не подержат кузовок и не «положат» слова.      

                    Синтаксическая сторона речи

 формирование  синтаксической стороны в младшей группе

     Можно организовать следующие игры:

1. «День куклы». Сюжетные картинки  (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).

2.  «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)

Работа в средней группе

Демонстрация  фразового конструктора

     Можно поиграть в игры: 

1.  «Закончи предложение». Например,  Тане подарили куклу, потому что… Мы пошли гулять на улицу, когда…

2. «Ответь на вопросы» Почему птицы осенью улетают в теплые края? Для чего нужен пылесос? Зачем мама пошла в магазин?

3.«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)» Упражнять в умении составлять короткие предложения. Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду,  варит обед,  забивает молотком гвозди,  копает землю (грядку) и т.п.

Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.

Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.

Содержание обучения в старшем возрасте

1.Проигрывание игры «Составь предложение»

2. Конструктор для составления предложений

3. Игра «Размытое письмо» (введение языковых средств для соединения структурных частей сложного предложения)

 «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д

                          Заключительная часть.

   Таким образом, для развития правильной и грамотной речи у дошкольников, нужно вести систематическую работу по формированию грамматического строя речи, начиная с младшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных особенностей.

     Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:

  • многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
  • многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
  • гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
  • взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Формирование грамматического строя речи дошкольников посредством использования интерактивных технологий

Презентация для педагогов ДОУ. Раскрывает актуальность и значимость использования интерактивных технологий в формировании ГСР дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»

Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»Цель: Повышение профессионального мастерства пед...

Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"

В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи  дошкольников по всем возрастам, а также  игры и упражнения, используемые для решения данных задач....

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Нарушение речи в последнее время стало все более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического ...