Выступление учителя-логопеда на тему «Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия»
презентация по логопедии
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад № 182 "Солнечный город"
Слайд 1. Разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему:
«Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия»
Подготовила:
Учитель-логопед: Крайчикова Марина Владимировна
Слайд 2.
Актуальность: При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела - формирование представлений о ведущей руке, частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.
Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Так же у детей с ОНР наблюдается неправильное употребление пространственной лексики (предлогов и наречий) в передаче пространственной ориентации, образов, действий, всё это свидетельствует о несформированности пространственных представлений.
Слайд 3.
Пространственные представления и пространственная лексика у детей с ОНР дошкольного возраста требуют специальной логопедической работы.
Работу по развитию пространственных представлений мы должны проводить методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.
Я подготовила вашему вниманию игры на формирование пространственных ориентиров.
Слайды 4, 5
1. Игры с бизи-чемоданчиком:
Одна из разновидностей игры – «Дикие и домашние животные»
Цель:
- Классификация диких и домашних животных
- Развитие пространственной ориентировки
- Согласование числительных с существительными
- Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
В ходе игры дети должны собрать из частей животных, классифицировать диких и домашних животных, разложить их в заданном пространстве (дикие животные –справа, домашние-слева), назвать, кто находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д. Далее, выделить первый звук в названии животного, найти соответствующую букву и расположить ее рядом с животным. И на последнем этапе согласовать их с количественным числительным.
Слайды 6, 7.
2. Игра «Звук и цвет»:
Цель:
-Развитие звукового анализа и синтеза
- Развитие пространственной ориентировки
- Развитие восприятия цвета
В данной игре дети выделяют первый звук, автоматизируя его в речи и классифицируя по звуковым характеристикам( гласный, согласный), соотносят с цветовой палитрой и буквой. Далее , называют – кто находится справа от определенного предмета и т.д
Слайды 8, 9
3. Игра «Рыбалка»:
Цель:
- Автоматизация, дифференциация звукопроизношения
-Развитие пространственной ориентировки
- Развитие межполушарного взаимодействия
В дидактической игре «рыбалка» – дети автоматизируют и дифференцируют заданные звуки , работая одновременно двумя руками, и называя предметы с оппозиционными звуками, развивая при этом межполушарные связи.
Слайды 10, 11
4. Игра «Кто направо? Кто налево?»
Цель:
- Развитие ориентировки в пространстве
-Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти
-Согласование числительных с прилагательными
Данная игра развивает слуховое восприятие, мышление и межполушарное взаимодействие. Дети должны посчитать количество предметов в определенном направлении, согласовать с числительным и положить соответствующую цифру правой рукой в левый угол, и наоборот.
Слайды 12, 13
5. Игра «Звуки и руки»:
Цель:
-Автоматизация, дифференциация звукопроизношения
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Развитие пространственной ориентировки
Данная игра автоматизирует звукопроизношение, при этом развивает межполушарное взаимодействие. Задания могут варьироваться: начни с нижнего. второго столбика, сверху с третьего столбца, усложняться ( начни от предмета, расположенного над яблоком и т.д).
Слайды 13, 14
6. Игра «Маленькие слова»
Цель:
-Развитие понимания пространственного значения предлогов
- Развитие фразовой и связной речи
-Развитие грамматического строя речи
- Развитие пространственной ориентировки
Данная игра направлена на изучение предлогов и использования их в связной и фразовой речи. При формировании пространственной ориентировки, мы усложняем задание: где расположен зайчик?: под мишкой и над игрушкой, справа от петушка и слева от рыбки
Слайды 16, 17
7. Игра «Домик звука»
Цель:
-Автоматизация и дифференциация звукопроизношения
-Закрепление умения подбирать картинки на заданный звук и определять позицию звука в слове
-Развитие звукового анализа и синтеза
- Развитие пространственной ориентировки
В ходе данной игры дети автоматизируют звук «л», определяют его позицию в слове, распределяя веселые тыквы п домикам
Слайды 18, 19
8. Игра «Пуговички»
Цель:
-Развитие пространственной ориентировки
-Развитие внимания и мышления
-Развитие восприятия цвета
В веселой игре «пуговички», дети раскладывают по заданному образцу цветные пуговицы двумя руками сразу
Слайд 20
Вывод:
По результатам диагностирования - мы можем увидеть, что сформированность пространственных представлений положительно сказывается у дошкольников с ТНР на развитие лексико-грамматических категорий, звукопроизношения и связной речи.
Занимательные пособия и игры, представленные мной, могут использоваться в коррекционно-развивающей работе для развития всех сторон речи, как педагогами, так и родителями
Благодарю за внимание!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А ктуальность Уровень сфомированности пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника, его готовность к обучению в школе, успешность овладения чтением, письмом, счетом и другими видами учебной деятельности
Задачи: Развивать пространственные ориентиры Формировать лексико-грамматические категории Развивать фонематическое восприятие Развивать общую и мелкую моторику
Игра: «Дикие и домашние животные»
Игра «Звук и цвет»
Игра «Рыбалка»
Игра «Кто направо, кто налево?»
Игра «Звуки и руки»
Игра «Маленькие слова»
Игра «Домик звука»
Игра «Пуговички»
Результативность формирования пространственной ориентировки у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Результативность формирования пространственной ориентировки у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Звукопроизносительная сторона речи Пространственная ориентировка Фонематическое восприятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление учителя-логопеда высшей категории Погореловой Л.С. для логопедов ДОУ по теме: "Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи"
Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признак...

Выступление на педсовете на тему " Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста".
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста....

Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования...

Практикум на тему «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»
Тема: «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанник...
Доклад на тему: «Игровая деятельность в формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий....

Выступление учителя - логопеда на метод часе перед педагогами ДОУ на тему: "Логопедические сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"
Логопедические сказки в коррекционной работе учителя-логопеда...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей и подготовительной группах. Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями с целью создания благоприятных условий, повышающих эффективность коррекционной работы».
В докладе я рассматриваю, как учитель-логопед организует свою работу на логопункте в детском саду, и как ученики поступают на логопункт. Также я рассматриваю, как происходит взаимодействие семьи и спе...