Выступление учителя-логопеда на тему «Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия»
презентация по логопедии

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад № 182 "Солнечный город"

Слайд 1. Разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему:

«Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия»

Подготовила:

Учитель-логопед: Крайчикова Марина Владимировна

 

 

 

Слайд 2.

Актуальность: При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела - формирование представлений о ведущей руке, частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.

Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Так же у детей с ОНР наблюдается неправильное употребление пространственной лексики (предлогов и наречий) в передаче пространственной ориентации, образов, действий, всё это свидетельствует о несформированности пространственных представлений.

Слайд 3.

Пространственные представления и пространственная лексика у детей с ОНР дошкольного возраста требуют специальной логопедической работы.

 Работу по развитию пространственных представлений мы должны проводить методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.

Я подготовила вашему вниманию игры на формирование пространственных ориентиров.

Слайды 4, 5

1. Игры с бизи-чемоданчиком:

Одна из разновидностей игры – «Дикие и домашние животные»

Цель:

 - Классификация диких и домашних животных

- Развитие пространственной ориентировки

- Согласование числительных с существительными

- Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики

В ходе игры дети должны собрать из частей животных, классифицировать диких и домашних животных, разложить их в заданном пространстве (дикие животные –справа, домашние-слева), назвать, кто находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д. Далее, выделить первый звук в названии животного, найти соответствующую букву и расположить ее рядом с животным. И на последнем этапе согласовать их с количественным числительным.

Слайды 6, 7.

2. Игра «Звук и цвет»:

Цель:

 -Развитие звукового анализа и синтеза

- Развитие пространственной ориентировки

- Развитие восприятия цвета

В данной игре дети выделяют первый звук, автоматизируя его в речи и классифицируя по звуковым характеристикам( гласный, согласный), соотносят с цветовой палитрой и буквой. Далее , называют – кто находится справа от определенного предмета и т.д

Слайды 8, 9

3. Игра «Рыбалка»:

Цель:

- Автоматизация, дифференциация звукопроизношения

-Развитие пространственной ориентировки

- Развитие межполушарного взаимодействия

В дидактической игре «рыбалка» – дети автоматизируют и дифференцируют заданные звуки , работая одновременно двумя руками, и называя предметы с оппозиционными звуками, развивая при этом межполушарные связи.

Слайды 10, 11

4. Игра «Кто направо? Кто налево?»

Цель:

- Развитие ориентировки в пространстве

-Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

-Согласование числительных с прилагательными

Данная игра развивает слуховое восприятие, мышление и межполушарное взаимодействие. Дети должны посчитать количество предметов в определенном направлении, согласовать с числительным и положить соответствующую цифру правой рукой в левый угол, и наоборот.

Слайды 12, 13

5. Игра «Звуки и руки»:

Цель:

-Автоматизация, дифференциация звукопроизношения

- Развитие межполушарного взаимодействия

- Развитие пространственной ориентировки

Данная игра автоматизирует звукопроизношение, при этом развивает межполушарное взаимодействие. Задания могут варьироваться: начни с нижнего. второго столбика, сверху с третьего столбца, усложняться ( начни от предмета, расположенного над яблоком и т.д).

Слайды 13, 14

6. Игра «Маленькие слова»

Цель:

-Развитие понимания пространственного значения предлогов

- Развитие фразовой и связной речи

-Развитие грамматического строя речи

- Развитие пространственной ориентировки

Данная игра направлена на изучение предлогов и использования их в связной и фразовой речи. При формировании пространственной ориентировки, мы усложняем задание: где расположен зайчик?: под мишкой и над игрушкой, справа от петушка и слева от рыбки

Слайды 16, 17

7. Игра «Домик звука»

Цель:

-Автоматизация и дифференциация звукопроизношения

-Закрепление умения подбирать картинки на заданный звук и определять позицию звука в слове

-Развитие звукового анализа и синтеза

- Развитие пространственной ориентировки

В ходе данной игры дети автоматизируют звук «л», определяют его позицию в слове, распределяя веселые тыквы п домикам

Слайды 18, 19

8. Игра «Пуговички»

Цель:

-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие внимания и мышления

-Развитие восприятия цвета

В веселой игре «пуговички», дети раскладывают по заданному образцу цветные пуговицы двумя руками сразу

Слайд 20

Вывод:

По результатам диагностирования - мы можем увидеть, что сформированность пространственных представлений положительно сказывается у дошкольников с ТНР на развитие лексико-грамматических категорий, звукопроизношения и связной речи.

Занимательные пособия и игры, представленные мной, могут использоваться в коррекционно-развивающей работе для развития всех сторон речи, как педагогами, так и родителями

Благодарю за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия Подготовила учитель-логопед МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка-детский сад №182 «Солнечный город» Крайчикова Марина Владимировна

Слайд 2

А ктуальность Уровень сфомированности пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника, его готовность к обучению в школе, успешность овладения чтением, письмом, счетом и другими видами учебной деятельности

Слайд 3

Задачи: Развивать пространственные ориентиры Формировать лексико-грамматические категории Развивать фонематическое восприятие Развивать общую и мелкую моторику

Слайд 4

Игра: «Дикие и домашние животные»

Слайд 6

Игра «Звук и цвет»

Слайд 8

Игра «Рыбалка»

Слайд 10

Игра «Кто направо, кто налево?»

Слайд 12

Игра «Звуки и руки»

Слайд 14

Игра «Маленькие слова»

Слайд 16

Игра «Домик звука»

Слайд 18

Игра «Пуговички»

Слайд 20

Результативность формирования пространственной ориентировки у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Слайд 21

Результативность формирования пространственной ориентировки у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Звукопроизносительная сторона речи Пространственная ориентировка Фонематическое восприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление учителя-логопеда высшей категории Погореловой Л.С. для логопедов ДОУ по теме: "Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи"

Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признак...

Практикум на тему «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»

Тема: «Игровая деятельность по формированию основ безопасности»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанник...

Доклад на тему: «Игровая деятельность в формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей и подготовительной группах. Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями с целью создания благоприятных условий, повышающих эффективность коррекционной работы».

В докладе я рассматриваю, как учитель-логопед организует свою работу на логопункте в детском саду, и как ученики поступают на логопункт. Также я рассматриваю, как происходит взаимодействие семьи и спе...